В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нашему вниманию чтение из Евангелия от Луки, где нам сообщается притча о том, как «некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). Даже очень богатые люди в древности ежедневно не одевались, конечно, в порфиру и виссон. Это такие драгоценные ткани, которые человек надевал в какой-то торжественный день своей жизни, или когда шёл куда-то к власть имущему человеку, либо на какой-то религиозный праздник, когда он участвовал в каких-то шествиях, церемониях и так далее. Тем более никогда ещё не было на земле человека, который каждый день пиршествовал бы блистательно. А если такой и оказался, то он бы, наверное, скоро умер от обжорства. Но это притча. В ней Господь хочет показать, что человек был и несметно богат, и тщеславен, и заботился более о своей плоти, чем о душе. Вот что означают эти слова.
«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его (этого богатого человека) в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 20-21). Что Господь нам этим хочет сказать? Как Он нам сообщает имя этого человека? Любовь к роскошным одеждам, конечно, подчёркивает страсть, которая есть в тщеславном человеке. Почему это называется «тщеславный»? Потому что слава тщетная. Одна слава, если человек великий математик. Или другая слава – если он великий инженер. Наконец, третья слава у великого артиста. Ну, а когда у человека нет ни денег, ни таланта, ни ума, как ему выделиться из всех остальных? Только внешним видом: чего-то на себя такое надеть, каким-нибудь образом себя раскрасить, что-то вставить в уши (если ушей не хватает — в ноздри) и так далее. Чтобы вот как-то подчеркнуть то, что, ему кажется, его будет отличать от других. Может быть, причёской, может быть, цветом волос, что тоже относится ко внешнему одеянию.
|
А Лазарь – наоборот. Он лежал, тяжело больной человек, весь в струпьях. То есть его тело было покрыто коркой от язв. И тем не менее Господь нам сообщает его имя. Если бы эта история была не приточная, а настоящая, то можно было бы удивиться, что две тысячи лет по всему миру, по всем церквам (и православным, и католическим, и не православным) только и разносится: «Лазарь, Лазарь, Лазарь…» А где богач с его богатством, с его порфирой, с его виссоном, с его пирами, с его друзьями? Его нет. Ничего от него не осталось. Ничего. Как же так случилось? И дальше притча это объясняет.
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Что это такое – «лоно Авраамово»? Дело в том, что до пришествия Христа на землю, когда Он по Своему воскресению сошёл во ад, то все люди, начиная от первого праотца нашего Адама и заканчивая Иоанном Предтечей, одним из величайших пророков ветхой Церкви, сходили во ад. Но в аду тоже обители разные. И вот та обитель адская, где пребывали души праведников, именовалась у древних евреев «лоном Авраамовым». То есть пребывала там душа вместе с Авраамом. Место относительно благополучное по сравнению со всем остальным адом. И душа Лазаря после смерти отошла туда. Потому что Господь говорил эту притчу не для христиан, а для тех людей, которые приуготовлялись быть таковыми в будущем. Поэтому Он употребляет те реалии, которые были понятны Его слушателям. Поэтому лоно Авраамово — это не рай. Лоно Авраамово — это ад, только немножко другой, в лучшую сторону.
|
«Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16, 22). Наверное, хорошо похоронили. Возможно, и была прекрасно украшена его гробница. И, наверное, и в гробу-то он лежал весь спелёнутый и в порфиру, и в виссон. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 23-24). Мучился богач в аду. Лазарь в аду не мучился, потому что Лазарь достаточно помучился в жизни. Значит ли это, что каждому человеку непременно надлежит мучиться? К сожалению, это так.
Слышим, как плачет ребёнок (в храме раздаётся плач ребёнка – прим. ред.). Отчего он плачет? Из-за своих грехов? Да нет. Он плачет, потому что он мучается, что-то ему нехорошо. Может быть, он вспотел. Может, ему душно. Может быть, он вообще весь мокрый. Может быть, от такой не знакомой для него обстановки, где находится много людей.
Ребёночек, когда рождается, он так орёт, что слышно на всех этажах. Почему? Он рождается с мукой. Ему очень тяжело рождаться из утробы матери, где температура тридцать шесть градусов, в этот мир, где сразу встречает его холод (дай Бог, плюс двадцать три) – ситуация гораздо холоднее. И проходить родовыми путями для него – это вообще труднейшее испытание. Он проходит сквозь пот и кровь. И он кричит. Да, к сожалению, результатом греха явилось то, что рождение человека происходит в муках, и для него самого и для его матери, более или менее тяжких и трудных. Хотя, говорят, что семнадцать процентов женщин рождают безболезненно, но безболезненно – это относительно тех, которые рожают тяжело. Нельзя сказать, что это совершенно безболезненная процедура, как лицо умыть. Нет. Это всегда трудно и, помимо физической боли, как всегда у каждой мамы множество страхов: «А что с ним будет? А как?» Врачи по своей душевной тупости их стращают, пугают, и в общем уже к периоду родов часто это (особенно, если первый раз) запуганный до полусмерти человек. И вот они вместе страдают. Но, если есть отец (по случаю так вышло, что он существует), и в нём какие-то есть рудиментарные остатки совести, сочувствия, он тоже страдает. Особенно, хоть это редко бывает, если он любит её. И любит будущего младенца (что ещё реже бывает). Но в основном это такое существо, для которого всё случившееся есть повод для того, чтобы напиться с друзьями, ещё каких-то глупостей друг другу наговорить по своему смыслу наипошлейших. Потому что и сам человек ещё вполне не старый как правило, поэтому и жизнь ещё пока мало чему научила, и чувства ещё не развиты. Это всё может быть будет впоследствии.
|
Да, это великая тайна, которая нам открывается в Кресте Господнем. Наша грешная земля благодаря нам, грешникам всё равно остаётся грешной. Даже несмотря на то что Господь её освятил и Своим созданием, и Своим посещением в Рождество Своё и тем, что Он на ней жил, ходил по ней, проповедовал и пролил на эту землю Свою пречистую Кровь, тем не менее земля остаётся грешной, потому что она не может быть свята помимо человека. И вот чего-то серьёзного, важного, божественного здесь на земле можно достичь или постичь только через страдания. Страдает и поэт, рождая свои строки. Страдает и художник, когда, всё, что он задумал, оказывается, воплотить невозможно, потому что одно дело – то, что сложилось в уме, другое дело – передать это через глаза и руки. Страдает и пахарь. Потому что ну сеет-то он сеет, а будет ли урожай, погибнет ли он от непогоды, или его сожрут насекомые, да и вообще, даже если соберёт урожай, а сможет ли он продать – это всё большая проблема. Сеешь ли ты хлеб или работаешь милиционером – везде страдания. Без этого ничего не получается. Нужно обязательно потрудиться и пострадать. Даже рыбу из пруда, оказывается, без труда не вынешь.
И вот страдал Лазарь на земле. И не за его страдания (потому что все люди страдают) Господь его привёл на лоно Авраамово, а совершенно по другой причине. Потому что душа Лазаря в результате страданий приобрела некие качества, которые необходимы человеку для пребывания на лоне Авраамовом. Какие же это качества? Ну, во-первых, терпение. Потому что мы видим, что Лазарь болел до самой смерти. Никакой медицинской помощи он не получал. Только псы, которые лизали ему раны, некоторым образом умягчали его страдания, но не исцеляли его. Он не изнывал от зависти к богачу. Он не писал письма президенту, премьер-министру, не жаловался на недостаток социальной справедливости в том обществе, в котором он жил. Он не устраивал голодовку, потому что он и так голодал. Он не хотел отнять у богача его праздничный стол и съесть с него половину. Он даже не просил, чтобы ему уделили маленькую часть из того, что ели за этим столом. Ну все мы знаем — на всяком пиру еды готовится обычно в два-три раза больше, чем гости могут съесть. К сожалению, это так, потому что ну не дай Бог, не хватит. Поэтому стараются, стараются, стараются, и всего этого больше, тем более у человека богатого… Ничего-то Лазарь не хотел, и не выпрашивал, и не молился об этом. Нет. Что он хотел? Он хотел, чтобы из тех кусков, которые падали на пол (ну с пола кто будет есть, и собаки там подбирают), чтобы часть того, что попадало собакам, досталась и ему. Вот чего он хотел. Но и этого не просил. А думал: «Ну, может быть». Ведь сидит он у порога. Богатый не мог не знать, что он там сидит. Но ему было не до него: у него друзья, музыка, веселье, кино, вино, домино, девочки – очень хорошо, как ему казалось, проводил время. А Лазарь – нет. Лазарь ничего не знал о Христе. Лазарь ничего не знал о смирении. Лазарь ничего не знал о том, что «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). Нет. Но каждая душа по природе своей христианка… Будь ты мусульманин, будь ты атеист, будь ты иудей – это не играет никакой роли. Признаёшь ты там, не признаёшь, может ты вообще в астрологию веруешь, – это не играет никакой роли. Потому что тебя всё равно создал Христос. Из ничего. Это Он так захотел, чтобы ты был вызван к жизни. Он, Лазарь, этого ничего не знал. Но каждая душа по природе своей христианка, и это даёт право говорить о каких-то общечеловеческих ценностях. Они действительно есть в силу того, что каждый человек – и язычник, и мытарь – созданы Богом. Поэтому люди как бы узнают в себе некоторые общие черты, некоторые общие понятия.
И вот из этой религиозной интуиции Лазарь понял, что в его положении нужно терпеть и смиряться. И он потратил всю свою жизнь на то, чтобы научиться тому, чтобы терпеть и смиряться. И вот результат: имя его золотом написано в Книге Жизни. И когда Христос пришёл — Он вывел Авраама и всех, кто был на лоне Авраамовом из преисподнейшего ада в Небесное Царство. А богач? А несмотря на то что все богачу завидовали и считали, что он живёт хорошо и весело, имя его изглажено из Книги Жизни. И мы даже не знаем, как его зовут. Ты богатый, а звать тебя никак. Ты богатый, а ты никто. Потому что ты ничего не приобрёл для Царствия Небесного. А самое главное, что должен приобрести человек в результате своей жизни, – это терпение и смирение. А если, когда человек совершает христианский подвиг, к этому ещё присовокупится любовь, то это, собственно, есть спасение, потому что Бог есть Любовь, и в любви только может человек уподобиться Богу.
Поэтому эта притча очень для нас важна. Она говорит нам о том, что то, к чему обычно стремится человек, для Вечной жизни не имеет значения. А имеет значение только то, какие внутренние качества он собрал в себе в результате своей жизни, вот это внутреннее богатство красоты души. Поэтому каждый из нас может заглянуть в зеркало своей души и спросить у себя и у своей совести и увидеть, чем он плох, чего он ещё не сделал для того, чтобы богатеть в Бога, как сказано в Евангелии. Это гораздо важнее. Потому что это богатство идёт с нами в вечность. А от богатства внешнего ничего не останется. И этому очень много наглядных примеров.
Летом ездил на дачу нашего детского дома. И там при входе в это село рядом с разрушенной церковью стоял дом. Недостроенный. Но прекрасный по своему архитектурному замыслу. Что такое? Хозяин умер. И думаешь: «Как жалко трудов». Человек нашёл место. Человек, может быть, сам, а может быть, с помощью хорошего архитектора создал проект, хорошо дом посадил. И в основном он уже выстроен. А теперь его нельзя продать даже по цене кирпича. А почему? Да он никому не нужен. И вот этот недостроенный дом – это есть символ бессмысленности усилий, если человек думает только о том, чтобы богатеть внешне. А вот если бы он на эти деньги хотя бы помог сиротам, а потом бы те, кто воспитывается, сказали, что «это, это, это куплено на деньги вот этого парня. Давайте за него помолимся, потому что он является нашим благодетелем». А может быть, даже не стали молиться. Но Бог-то видит. Бог-то видит.
Погибла команда хоккеистов, потому что лётчик перепутал педаль. Нормальная чисто российская современная ситуация. Все погибли. Все очень сожалеют: и родственники, и не родственники. Но один из них тайно помогал нуждающимся. Не проедал, не пропивал с друзьями, не тратил на девчонок. А может что-то и тратил. Но очень значительные суммы тайком давал тем, кто в этом нуждается. И думаешь: хоть короткую, но какую прекрасную жизнь прожил человек. Он жил не зря. Потому что у него была совесть, и было сострадание. И вот главное, что мы должны приобрести в этой жизни, – это совесть и сострадание. Потому что любовь и выражается в том, чтобы у человека было сострадание. Если рядом с тобой никто не страдает, как ты можешь проявить сострадание?
Почему Церковь выступает и всегда выступала против религии коммунизма? Потому что коммунизм, как всякая социалистическая утопия, говорит о том, что все функции на себя возьмёт государство. Не будет нищих, не будет голодных, не будет раздетых. Само государство будет воспитывать детей. А потом и семья отомрёт. Она совершенно не нужна. Всё будет государственное. Почему Церковь против этого? Да потому что это чистый сатанизм лишить людей возможности сострадать.
Вот мы сейчас пожинаем плоды этой ситуации. Что воспитано из одного из самых сострадательных народов, русского?.. Я уже как-то рассказывал, как был во Франции, стою на остановке, вышел из музея Анри Матисса. Подходит ко мне старик, француз, и спрашивает: «Вы русский?» Я отвечаю: «Да». Он заплакал и говорит: «Русские – самый лучший народ на земле». Я удивляюсь: «С чего вы взяли?» – «А я был в плену. И вот к нам, к пленным, русские так относились, как я никогда не встречал: ни во Франции, ни в Германии, откуда меня забрили в армию». О, если бы старичок приехал бы сейчас сюда! Это было давно – лет двадцать назад – и сейчас его, наверняка, уж нет в живых. Мы из самого лучшего народа на земле стали самым плохим: самым жестоким, самым безжалостным, самым пьяным, самым искурившимся, изнаркоманившимся. Что уж по отношению к собственным детям мы творим? Многие те немцы, уже старики, до сих пор живы – в Германии хорошо медицинское обслуживание поставлено. Любой немец, если плохо себя чувствует, может просто вызвать такси, и за счёт государства его отвезут в любую больницу и там окажут медицинскую помощь. Это не Россия, где ты, когда о тебе узнают, что тебе семьдесят пять лет, к тебе никто и не поедет. Говорит: «Валокордину покушайте или побольше свежего воздуха». Там совсем не так. Поэтому многие старики живут девяносто лет. Многие выжили в плену. Условия были не сладкие. Но когда их под конвоем вели в Сибирь (ну и не только в Сибирь, в Москве до сих пор есть здания, которое пленные немцы построили), русские женщины (в 1945-1946 годах) кидали им через конвой свой хлеб. Они жалели немецких солдат, которые попали в плен. Сейчас это воспринимается, как звёздные войны. Это даже никому в голову не придёт. Как это можно кидать хлеб немцу, оккупанту, против которого была развёрнута потрясающая совершенно (не хуже геббельсовской) пропаганда: чтоб злоба, ненависть, отомстить врагу. Нет. Эти русские женщины ещё были совсем другие. А теперь, а теперь… Теперь это совсем другие люди. Это русскоговорящие человеки, у которых ничего такого нет: ни сострадания, ни любви. Вот это продукт как раз коммунистической религии. Поэтому Церковь никогда не сможет с этим согласиться. Потому что всё, что там содержится в заповедях коммунистической религии – это человеконенавистничество, чистый сатанизм: хитрость, подлость и обман.
Лазарь был не таков. И Христос, говоря эту притчу, показывает, каким должен быть человек, если хочет достичь небесной жизни. Поэтому каждый из нас должен эту притчу хорошо запомнить. И если уж шибко начинает увлекаться каким-то земным благополучием, обязательно подумать и о том, а нет ли рядом человека, которому ты мог бы помочь, а ты отверг. Ты отверг шанс к своему спасению. Поэтому Господь и говорил в притчах, чтобы их яркие образы хорошо отпечатались в нашем уме и душе. Чтобы мы не пренебрегали состраданием, потому что в этом есть спасение нашей души.