У возраста, в норме, и с интеллекта




БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Дошкольная дефектология»

 

 

Формирование социально-бытовой ориентИРОВКИ у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

  Руководитель     доцент, канд.пед.наук должность, ученая степень       подпись, дата   Т.В. Романова инициалы, фамилия  
  Студент   группа ДД1 № номер группы, зачетной книжки     подпись, дата     Н.В. Петяшкова инициалы, фамилия    

 

 

Чебоксары 2018

 


 

Содержание  
Введение …………………………………………………………………  
1 Современное состояние проблемы социально-бытовой ориентИРОВКИ у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта…    
1.1 Социально-бытовая ориентировка как предмет исследования в психолого-педагогической литературе…………………………………  
1.2 Особенности социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста, развивающихся в норме, и с нарушениями интеллекта………...................................................................................    
1.3 Педагогические условия формирования социально-бытовой ориентировки у старших дошкольников, развивающихся в норме, и с нарушениями интеллекта…… …………………………………………..    
2 ЭкспериментальнАЯ работа по формированию социально-бытовой ориентировки у детей 5–6 лет с нарушениями интеллекта……………………………………    
2.1 Выявление уровня сформированности социально-бытовой ориентировки у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта ………......  
2.2 Содержание программы формирования социально-бытовой ориентировки у детей 5–6 лет с нарушениями интеллекта……………………………..  
2.3 Динамика сформированности социально- бытовой ориентировки у детей с нарушениями интеллекта………………………………………  
Заключение………………………………………………………………  
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..  
Приложения  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в личности, этом в обучающихся. В этой отношений, норм, и ценностей, в социуме, в среду, деятельности.

у образования, в у целостного, на этом мир, в и мире.

актуальность для с интеллекта, так как в силу у них как в целом, так и адаптации, в частности.

Известно, что и ее для в жизнедеятельности, к ней интерес, мотивация, потребности, а основа, представления, понятия, знания, и опыт.

для возраста, для новообразований, виды деятельности, контакты, для в (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. В. Гамезо, М. А. Данилов, И. В. Дубровина, Б. П. Компов, В. А. Крутецкий, В. И. Максакова, увязать М. В. и др.).

с в недавно. авторов, как С. Д. Забрамная, В. В. Завражнов, Т. Н. Исаева, И. А. Коробейников, М. И. Лисина, Ю. А. Разенкова, Е. А. и другие. В. В. Воронкова, Т. И. Дубровина, И. В. Евтушенко, А. М. Щербакова, и т.д. [4,с. 67].

во о и по у с интеллекта. направленности, а и по в деятельность.

образом, нами было зависимости у с и условий, процесса.

условий, у с интеллекта?

Решение данной проблемы и составляет цель нашегоисследования.

Объект исследования: социально-бытовая ориентировка детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Гипотеза исследования: процесс формирования социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта будет наиболее эффективным при использовании специальной программы, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Задачи исследования:

- изучить современное состояние проблемы формирования социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

- выявить особенности социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

- разработать и апробировать программу, направленную на формирование социально-бытовой ориентировки у старших дошкольников с нарушениями интеллекта; оценить степень ее эффективности.

Теоретико-методологические основы исследования:

1.Основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей; принципы развития, взаимосвязи, детерминизма и др.).

2. Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского [9] (о формировании высших психических функций, об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка, о сложной структуре дефекта, о развивающем характере обучения, об актуальном уровне и потенциальном уровне развития ребенка); А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [55] (о развитии психики в деятельности); принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей дошкольного возраста, отраженные в работах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подъякова.

3. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные по проблеме формирования социально-бытовой ориентировки у детей с проблемами в развитии (работы И. М. Бгажноковой [6], А. Р. Малера [42], Н. В. Москоленко [43], Л. М. Шипициной и др.)

Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Практическая значимость: разработанная и апробированная в исследовании программа формирования социально-бытовой ориентировки может быть использована педагогами и психологами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Этапы исследования:

1 этап (октябрь 2017 – ноябрь 2017 г.): анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, выявление проблемы; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования;

2 этап (ноябрь 2017 – декабрь 2017 г.): разработка системы коррекционно- развивающей работы;

3 этап (январь – март 2018 г.): проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы;

4 этап (апрель – май 2018г.): обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление выпускной квалифицированной работы.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» г. Чебоксары; в эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5–6 лет с нарушениями интеллекта.

Апробация исследования. Обсуждение результатов исследованияосуществлялось на педагогическом совете педагогов базе МДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» г. Чебоксары. Опубликована статья..... Сборник забрать у меня, чтобы включить статью.

У с интеллекта

Как в и педагогике

По С. Д. этом подразумевает, что с не самообслуживания, но и быть в этом проживания, (больница, почта, и др.), а в [26].

В И. Ф. как к и условиям. и для [20].

и с в как их социализации, в навыков, для ребенка. В у культуры, ее базис, для и в и деятельности.

По Л. П. «С науки, и как процесс, и как у о мира, к этом и поведения, общества. В ходе развитие, и личности, в то же в обществе»[3].

По Н.В. из социализации, из социализации. Под и умений, с и с в ситуациях. Это свое во всех ситуациях. из и с интеллекта».

у с в у в на десятилетий. опыт по в И. М. Бгажноковой, А. Р. Маллера, Н. В. Москоленко, Л. М. и др. Эти одна – ниши для с в.

По Л. С. в с возможностями, в том этом и с [12].

в и Л.С. в его сущности. Он - будь то слепота, или - не к миру, но, всего, на с людьми. или как поведение, вывих, связей, всех поведения»[12].

недостаточность, с в ребенка, этом к общества. в и в для всех состояний, отсталость». Для этих и по ориентировке».

По Л. С.: при в и как наук о человеке». По Л.С. и А.Р. Лурия. считают, что в его мира и в ситуациях. себя. ему [12]. в Л.С. этом у детей.

образом, в Л.С. о этом с интеллекта. Они не для образования. На их программы, в том программы, на у детей.

В Н.В. ряда понятий, во-первых, «социализация», ориентировка», «ориентировка», ориентировка», где в из во-вторых, «деятельность», деятельности», деятельность», где в-третьих, «ориентировка», ориентировка», ориентации», где этом в виде средства, с ОВЗ в и с и его [4].

В исследовании, на Н. В. Рябовой, в социализации, и их осуществления. «Это и мотивов, которая, с стороны, и смыслов, с и к миру, поведения, с – и социализации, этом к как человека, среду, в неё, виды деятельности»[9].

По В. З. под и умений, с и с в ситуациях. В свое во всех вне или деятельности. в с интеллекта»[21].

По С. Ю. Головина, – и предметов, с обществом, и и с и [9]. По три типа ориентировки:

1.​ типа – на признаки, проб и и дает результаты.

2.​ типа – на и отношения, и лишь для в этом адекватным, но его не и на отношения.

3.​ типа – на и отношения, и и в новые, [9].

В силу для и типа. Дети и упрощенно, не свойств, в ней, не при объектов. с их в и к ней (Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова).

в школ по ориентировке. Для с 1981 года в план был как вид занятий, направленность. За срок его очевидной.

По Д. Н. цель СБО – знаний, и навыков, возраста, и их к жизнедеятельности. по СБО у и умения, и их развитию, [24].

по на:

​ - опыта, мира, поведения;

​ - взаимодействия;

​ - и его будущего.

Как детей. для и у них навыки, и труда».

В по ориентировке, в себя ряд этапов. На I и гигиены. На II и гигиены, по труду. III ориентировка.

этом с с их и к в среды, их к и в с их возможностями.

образом, из с интеллекта.

роль в и как в (И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер, Н. П. Павлова, А.В. и др.), так и в (Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. и др.). в с интеллекта, А. В. Закрепиной, Т. К. Королевской, Е. А. подтверждают, что как в им опыта, его к жизни.

Данные, в Д.А. на в среде, так как они и и характера, что, в свою очередь, на то, что приемов, дети с и не в состоянии, для по [9].

и идти постепенно, и систематично. ориентировки, ее и форм, учет и детей.

образом, этом этом этом возратса. Это по и в целом.

 

у возраста, в норме, и с интеллекта

 

Под и умений, с и с в ситуациях.

к самостоятельности. Оно в деятельности, в свое к [4]. Это не взрослых, но и его по самообслуживанию. еще не осознает, что его ему и окружающим, так как ему без помощи, не о себе. еще не понимает, что тем он о них. под взрослых. детям, от него для и настойчивости.

Детис – это дети, в и при их и обучении. на ряд принципов, в с для и категории. ребенка, т. е. цели и с – его недостаточности, его в социум,у него жить самостоятельно[13].

и для с проблему. его в с контакта, и страхами. а с при самостоятельно, но это у него человеку. и в этом с ситуацией, и его в ситуацию. моторики, тонуса, неловкость. В с саму обучения.

с не инструкции, их, от или все наоборот. В то же время, если в дети умениями, взрослым, проб и ошибок, то с и многократное, с взрослым, ситуаций. действия. успеха, не с задачи, и самостоятельности, у него и в силах. этом отметить, что в с к быту семьи, его со страхами.

в шума из воды, этом в в трубах, мыться, если вода ему в глаза, одеваться, так как в свитера, идти гулять, что или лифта. быть преодолен, если понимают, что за его, он уже и дают ему в ситуации. объяснить, вода, рассказать, как она идет к нам из реки и в море, дать с краном. шлангом, воды при мытье, этом кукле. на лифте. в и гиперопеки. контакт, со или время, сами и ребенка, его или жест, дают ему предмет, он и самостоятельно. В дети в трех лет свою самостоятельность, взрослого. с интеллекта, в успехе, напротив, взрослого, от его и подсказки. у него успеха, силы и как его к операциям, подчеркивая, как у него и все получается, он сильный, как одевается, ест, и т.п.

Ни в коем ребенка, например, его его свитер, этом его. При обстоятельствах, на фоне действия, даже на то, что его развито.

недостаточность, с в ребенка, к общества. Для этих организованные, систематические, и по ориентировке, на абилитацию. в с направленность. (или СБО) для со и в для жизни. Дети этом по подражанию, и и короткой). в форме. экскурсий. навыками, не опыт действий, операции, но и опыт. У него поведения, на себя, а в дальнейшем, и и сверстников. в у с в и от этом от сверстников

без в в могут:

- и материалы, их (форма, цвет, вкус, запах). в вида цвета, фасона, размера, (одежда, обувь, мебель, и т. д.); рода чайная, столовая, кухонная);

- материалы, инструменты, для взрослых, (электромясорубка, картофелечистка, машина, и т.д.), труд человека, процесс;

- за предметами, игрушками, их и их по об этом осторожном, приборов.

– это качеств, как и настойчивость[5].

К мы (навыки, в и и характера.

Л. М. навыки:

1. вне в на и в транспорте.

2. в гигиены, (раздевания), за столом, дома, по дому [46].

и - одна из и с [31].

С. С. с на три группы:

1. планирования, и деятельности;

2. от человека;

3. мотивации.

О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. с сосредоточения, страхи, моторики, чувствительность, негативизм, тонуса, неловкость, от со взрослых, в подсказках, стереотипии, человеку, в обстановку, к [33].

С. и С. утверждают, что с самообслуживания, так как они не телом. тонуса, и силы движений, их координированности, равновесия, тела в движения.

Еще одна проблема, при у с – это гиперопека. контакт, или время, с обучением, за ребенка, тем его [10].

По Т. А. с в силу их деятельности, или деменцией. В от сверстников, в мере и спонтанно, дети не в и и задач. В этом лишь при и воспитания, их к [1].

Т. А. у с их в и к ней. детей, следующее. [1].

В. Г. подчеркивает, что - с всей деятельности, в процессов. не от нормы, но и и [48].

По Т. А. «У с на коры мозга, процессов, к торможению. Все это для в целом. дети, возраста, к окружению. дети все, что попало, не задумываясь, ли это делать. Но они это не из интереса, а им импульсивности. Схватив, тут же бросают, так как этот им не нужен. Дети с отсталостью, как бы не того, что вокруг. Их не привлекает. Дети с себя. Они с в руки новые, ярко предметы, на них время, но при этом не и не об этих предметах, что - либо узнать. Они в рот или им по столу, сломать, на части, не [1].

Т. А. в «Не случай, с интеллекта, из много, но его речь не или «сорняками». свой для материала, а для к нему речи. если тема с опытом. дети даже при одежды. Так дети, при не рубашку, толстовку, брюки, но штаны, а из лексики, веря, что вещь так и [1].

Не при у с память. Для дети в его повторении. необходимо, слово, на занятии, в на предметах.

У с интеллекта

 

отметить, что в фрагментарно, хотя есть ряд книг, статей, в этой опыт (В.В. Воронкова, Т.И. Дубровина, И.В. Евтушенко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, И.Ю. Левченко).

с века деятельность, на в их и интеграции. были Л.Б. Баряева, В.В. Воронкова, Н.Ф. Дементьева, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, и др.)

С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, и отмечали, что этом ограничения, в их ориентировка. при этом не детей, но и их [24; 26].

Н.В. и А.М. о возраста, упор на по и планов, и операциям, а и [40, 58].

И.В. и В.В. на и подростков, и навыков, и с [56].

По И.В. Евтушенко, роль в организации. И в то же не в среде, а быть для воздействий, с культурными, организациями, этом [56].

На И.М. [9], [15], И.С. [38] и других, об и в по обучающихся, что с отсталостью. игр, упражнений. При этом идет не на действий, но и на то, как сам понимает, этом их, он на процесс.

В.В. этом одну из по – это воспитание. как у с нарушений. Оно этой детей, а их адаптации»[9].

С.В. с детьми, о для детей, куда как один из по адаптации. По автора, эти ребята, и особенностей, ряд различий, [52].

по с в в учреждении, в моменте, в формах. с с и их жизни. в учреждений, их детей, ими норм и опыта, к этом социализации.

и по с разные. Так, Л.Г. Васильева, роль игре, в дети и в ней, что [7]. В.В. Ткачева, Т.Н. и о роли и ее [24]. Е.Ю. и А.А. о деятельности, в и [47]. И.В. [56]. Н.В. при для нее обстановки, в жизни, на операций), действия, на [50].

На с у к со и в обучении. У с со протест, неприятие. с тем, на порах, это один из обучения. Путь к с в с обращением. не и в к действиям.

Например, из быть яркого, мяча в корзину, у радость, отношение. мяч взрослый, к действия, в ладоши, радуясь. уменьшается, а возрастает. Если этот этап - этап и не преодолено, то и для его развития.

На в и ребенка, жест, на предмет, на его из ситуации.

Как правило, дети с к в дом - не жестов, в том и указательного, и сами их не используют. Например, в случае, у еду, не и не на предмет, а за одежду, к предмету, получить, и хнычет. В случаях, плачет, капризничает, но не свои желания.

идет с предметами, с в жест. с и по внимания. На речь идет об внимания, его хотя бы 2-3 с на действия. В внимания, и (в [50].

В том случае, этом у со и он жеста, у него уже не подражания». этих той базой, без к подражанием, по и по и к ориентировки.

этап - подражанием. Оно в себя и с предметами. с движениям, что оно легче, чем с предметами. При этом и ребенка, а не инструкция. При не вычленить, тела этом двигаться, -рука, нога, голова, туловище, - что было бы с жеста, но и (вверх, в стороны, вниз и т.д.), а его размах. при действия, т.к. еще «не направления, а тем движения. к с предметами, где и на их свойства. Напомним, что с - это со взрослым.

с на у ребенка. Например, при по подражанию, из трех куб и его собой, то же самое. Ребенок, взрослого, куб и его собой. и ее на куб. его действия. дом. кирпичик, его не от дома дом с забором. образом, - (дом с в с постройки.

В при с в жест. Он сам действия, цель, в и др., а его на для - форму, величину, цвет. там, где не не по подражанию, но и по инструкции, к действиям. путь - от к и от нее к подражанию.

В то же и с и параллельно.

с - со взрослым, по и - на этом с предметами.

в с или в с новыми, заданиями, дети с же к или к действиям. Это от ориентировки, в очередь, пробами. Они не и одни и те же действия, не варианты, к результатам. образом, дети со интеллектом, как правило, не проб и ошибок, из опыта.

исследователи, не с считают, что проб и ошибок, что к диагностике. Например, в и он его в отверстие, например, в круглое, и это «силой», а при «Видишь, сюда не проходит, в отверстие», этом его на и «силой», не на форму, т.е. в его нет этом поиска. как и их нельзя.

В к тому, дети удачные, к и ошибочные. при с и и результатов, а подражание. Хотя по с подражания, ее опыта.

При обучения, ребенок, уже по образцу, неудачу. При этом к - подражанию, а в - к или действиям, а к образцу. конструкции, рисунка, по и по осознать, из целое, его, а значит, и образец.

обучения, опыта, инструкция, предмета, ситуации, действия, в ребенка.

в знаний), и с его помощью. А с инструкции, до выше непродуктивным. Так, дом с куб, на нем крыша, с забор. прямоугольный, длинный», - себе дом с забором, в с и их в пространстве. При этом отсутствует. Речь и речь для него смыслом, слов и уточняется, за - представления. Это и саму речь на из опыта.

образом, по роль в по у с организации.

и по с разные. Так, Л.Г. Васильева, роль игре, в дети и в ней, что [7]. В.В. Ткачева, Т.Н. и о роли и ее [24]. Е.Ю. и А.А. о деятельности, в и [47]. И.В. [56]. Н.В. при для нее обстановки, в жизни, на операций), действия, на [50].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: