Выявление уровня сформированности социально-бытовой ориентировки у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта




 

на базе МДОУ сад № 23 г. Чебоксары. В 10 с интеллекта.

Цель у с интеллекта.

В с были следующие задачи:

1. методики, на у с интеллекта;

2. у с интеллекта.

Для у с за возраста.

В ходе за с о себе и о мира, детей, и испытуемых.

в баллах, количество от 0 до 5:

- 0 - отсутствует, все взрослым.

- 1 балл - отсутствует, но при этом со или с ним для того или умения, т. е. действия, уход за ним. Например, при сам рот или его открыть, в руки при или руки в рукава.

- 2 - со взрослым, в со взрослым, в с ребенком, или к действию.

- 3 - при (например, с ребенком, а и заканчивает его при взрослого, или одежду, а ее поправляет).

- 4 - у сформирован, но им в от ситуации, т. е. ему указания, где и как тот или иной навык.

- 5 - сформирован. без в ситуации.

мог 15 баллов.

На в с выше были ориентировки:

I (31 - 39 - сформированы. Дети все по этом пищи», и обувью».

II (23 – 30 - сформированы. Дети первой все самостоятельно, но в и со при (например, в одежду, рот и т.д).

III (15 - 22 - в формирования, при (например, с ребенком, а и его при взрослого). Дети, у на этом уровне, или одежды, приборы), но при этом этом в (во еды может рот и одежду).

IV (7 - 14 - формируются. Дети в взрослого, со взрослым, в со взрослым, в с ребенком, или к действию. в эту дети, при того или (например, или одежды, усилия, приборы).

V (0-6 - отсутствуют. В эту как дети, при со не сотрудничают, не цели задания, себя по к нему, так и дети, разделении со при того или навыка, т. е. действия, уход за собой. Например, за сам рот его открыть, в руки при или руки в рукава. Все дети от помощи, не этом могут.

о мира:

- – дети по темам, мира и их.

- – дети хорошо, с ошибками, по темам, окружающего мира и их с воспитателя.

- – дети не задания.

образом, у 5 – 6 с интеллекта.

По были данные, в 1 А).

по о себе и на 1.

Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровням сформированности знаний о себе и предметах ближайшего окружения

о себе и у не наблюдается. 30% детей. дети с по темам, показывать мира и их с воспитателя. о (70%). Эти дети не задания.

Дети по и обувь», «Посуда», «Мебель». и растения, дети и обуви, их.

по на 2.

 

Рисунок 2 – Распределение испытуемых по уровням сформированности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта 5-6 лет

 

по у с 5-6 лет не выявлен. не было со системе сферы.

Все дети они и «липучки», молнии, пуговицы. на позы со и лишь 5-ти дошкольникам. на не смог никто, даже с взрослого.

На 3 мы навыков.

Рисунок 3 – Распределение испытуемых по уровням сформированности социально-бытовых навыков у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта

 

Для у за жизнью. Мы пищи, и раздевания.

с не наблюдается. Было выявлено, что у 30% с уровень навыков. У за столом, и чашкой, рот, на и тарелку. - лицо с изнанкой, - зад, у в со шапочку, и т.д.) с Боря К., Иван П., Ира Б.

у 70 % детей. дети для пищи, а одевания. Сюда М., Катю Н., Лену З., Машу К., Олю С., Таню целом М., Юру Г.

На в с выше были ориентировки. по на 4.

Рисунок 4 – Распределение испытуемых по уровням сформированности социально-бытовой ориентировки

 

Нами было этом выявлено, что у с высокий.

У 60% IV уровень, то есть формируются. Дети в взрослого, со взрослым, в со взрослым, в с ребенком, или к действию. в эту дети, при того или этом (например, или отдельные усилия, и т. д.).

У 40% V уровень, то есть отсутствуют. В эту как дети, при со не сотрудничают, не цели задания, себя по к нему, так и дети, со при того или навыка, т. е. действия, уход за собой. Все дети от помощи.

образом, у 5-6 лет с интеллекта, что в этом направлении.

 

 

Содержание программы формирования социально-бытовой ориентировки у детей 5–6 лет с нарушениями интеллекта

 

Цель формирующего этапа эксперимента – формирование социально-бытовой ориентировки у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта.

Основные принципы реализации программы:

- Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями;

- Воспитывающая и развивающая направленность;

- Научность и доступность;

- Систематичность и последовательность занятий;

- Связь материала с жизнью;

- Принцип коррекции в социально-бытовой ориентировке;

- Принцип наглядности;

- Сознательность и активность воспитанников;

- Индивидуальный и дифференцированный подход;

- Прочность знаний, умений и навыков;

- Принцип практической направленности занятий.

Методические разработки Л. Б. Баряева, В. В. Воронкова, Н. Ф. Дементьева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, Л. С. Выгодского легли в основу программы.

Разработанная для формирующего этапа программа «Социально-бытовая ориентировка» осуществлялась по пяти направлениям: развитие социальной активности, формирование предметных представлений, формирование навыков самообслуживания, формирование представлений у ребенка о своем физическом «Я», формирование представлений о хозяйственно-бытовой деятельности взрослых. Каждое направление решает свои специфические задачи, определяющие содержание следующих разделов: «Социальная активность», «Предметные представления», «Самообслуживание», «Ребенку о нем самом», «Приобщение к труду взрослых».

Первый раздел «Социальная активность» предполагал формирование способов коммуникативной, игровой деятельности дошкольника с нарушениями интеллекта, развитие его эмоциональной сферы, она была нацелена на обеспечение условий по предупреждению возникновения трудностей в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

Второй раздел «Предметные представления» способствовал формированию системного характера представлений о предмете у дошкольников с нарушениями интеллекта, т.е. у ребенка появлялось целостное, структурированное представление о предмете (его функциях, строении, материале, из которого он изготовлен, назначении), а также формировались умения использовать их в процессе социально-бытовой ориентировки.

Третий раздел «Самообслуживание» предполагал формирование соответствующих возрасту ребенка с нарушениями интеллекта культурно-гигиенических знаний, умений и навыков, навыков использования специфических приборов в процессе выполнения бытовых действий (дозаторов, говорящих часов, контрастных салфеток, секционной посуды, и пр.) и тактильных меток, облегчающих процесс ориентировки в быту.

Четвертый раздел «Ребенку о нем самом» предполагал формирование представлений о своем физическом «Я», адекватного отношения к своим возможностям, развитие рефлексивных способностей в процессе социально-бытовой ориентировки.

Пятый раздел «Приобщение ребенка к труду взрослых» способствовал вхождению дошкольников с нарушениями интеллекта в реальные трудовые связи, освоению ими трудовой деятельности и овладению в ней позицией субъекта, установлению социальных отношений со взрослыми и сверстниками в процессе социально-бытовой ориентировки.

Обучение навыкам социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушениями интеллекта проводились с учетом результатов психолого-педагогической диагностики каждого ребенка, позволяющих реализовывать индивидуальную программу обучения с учетом возможностей ребенка, уровня сформированности его способностей и личностных особенностей.

На коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке использовались следующие методы: наглядные (демонстрация, наблюдение, показ способов действия), практические (обследование, упражнение), словесные (объяснение, беседа), игровые (дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, игровые оболочки, игровые персонажи), методы эмоционального стимулирования (положительное отношение, поощрение, ситуация успеха). Основными дидактическими средствами в процессе формирования знаний, умений и навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями интеллекта служили наглядные средства обучения, являющиеся источником формирования конкретных представлений, материальной основой образного мышления, средством предупреждения вербализма у них.

Метод объяснения был необходим при ознакомлении детей с правилами поведения в быту, при обращении с инструментами, бытовыми приборами и с кухонными предметами.

Важное место в процессе формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с нарушениями интеллекта занимали игры (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, имитирующие), ибо в игре формировались все стороны личности ребенка, которые производили позитивные изменения в детской психике. Этим объясняется огромные воспитательные возможности игры, способствующие социализации дошкольников с нарушениями интеллекта.

Для усвоения знаний и овладения умениями и навыками социально-бытовой ориентировки дошкольникам с нарушениями интеллекта предлагались разные виды упражнений: подготовительные упражнения по развитию движений руки ребенка к определенным действиям; тренировочные – по усвоению и отработке отдельных двигательных приемов, действий.

Для формирования и закрепления у детей с нарушениями интеллекта знаний, умений и навыков социально-бытовой ориентировки использовались продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка).

Эффективность социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями интеллекта определяется силой мотивации, побуждающей их к данному виду деятельности. Это достигалось посредством использования методов эмоционального стимулирования в процессе формирования у дошкольников с нарушениями интеллекта положительного отношения к указанной выше деятельности, которая должна стать личностно значимой для их здоровья, внешнего вида, настроения.

На формирующем этапе детям были предложены варианты игр для формирования знаний, умений и навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями интеллекта:

- по социальной активности (Игра «Магазин», «День рождения в семье»);

- по предметным представлениям («Подбери крышку к банке», «Какими предметами ты украсишь комнату?»);

- по самообслуживанию («Перелей», «Купание куклы», «Кукла ложиться спать»);

- ребенку о нем самом («Перекладывание помпонов в банку», «Моя любимая еда»)

- приобщение ребенка к труду взрослых («Автобус», Игра «Врач» («Доктор») (Приложение В).

Каждый раздел преследовал свою цель. Игры по предметным направлениям учили детей развивать игровой сюжет, устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре, также учили производить реальные действия с воображаемыми предметами и воображаемые действия с реальными предметами; стимулировать речевое общение в игре.

Другие игры учили детей исполнять выбранные роли, действовать по сюжету, внося в него изменения с согласия партнеров по игре; вызывать положительные эмоции; воспитывать чувство сопереживания.

Игры по предметным представлениям совершенствовали все типы захватывания, формировали умения расставлять пальцы в соответствии с размером крышки, подбирать крышку к банке, открывать, производя пальцами вращательные движения (отвинчивать – завинчивать кран), развивали мышление и память. Другие игры подводили детей к пониманию того, что человек создаёт предметы, чтобы украсить свою жизнь, побуждает находить вещи, выполняющие эстетические функции.

Игры, касающиеся самообслуживания, совершенствовали работу обеих рук детей, развивали их согласованную работу, развивали соотносящие действия, учили переливать воду из одного кувшинчика в другой.

Другие игры учили детей выстраивать цепочку игровых действий, иллюстрирующих раздевание, купание, вытирание, одевание куклы и укладывание спать, помогали добиться использования в игре предметов-заменителей, научили действовать по речевой инструкции, воспитывали бережное отношение к игрушкам.

В заданиях, где рассказывается ребенку о себе самом, развивались сгибательные и вращательные движения кисти, дети учились захватывать мелкие предметы «пинцетным захватом», выделять указательный палец.

В других играх определялись вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивались со вкусами и предпочтениями других людей.

В занятиях по приобщению ребенка к труду взрослых детей знакомили с профессией водителя, рассматривали особенности его деятельности через игровые действия, учили создавать условия для развития игрового замысла, воспитывали культуру поведения в общественном месте. Также формировали элементарные представления детей о работе врача, учили действовать в соответствии с выбранной ролью, вносить в игру изменения по ходу сюжетной линии (Приложение В).

Таким образом, нами была разработана и апробирована программа формирования социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: