Изучение педагогического опыта




Педагогический опыт — это практика воспитания и обучения. Изучение и обобщение педагогического опыта дают представление о состоянии воспитания, обучения в разных звеньях системы образования, системы профессионального педагогического образования, дополнительного образования, особенностях семейного воспитания и т. д.

Начинающим исследователям следует ориентироваться на следующие критерии передового опыта (М.Н.Скаткин, Г.М.Коджаспирова):

· Результативность и эффективность: устойчивый высокий положительный эффект в обучении, воспитании, взаимодействии со всеми субъектами педагогического процесса.

· Соответствие требованиям педагогики, психологии, методик (опыт теряет свою ценность, если высокие результаты получены посредством использования неприемлемых методов, средств обучения, воспитания, игнорирования возрастных особенностей детей и тенденций их развития).

· Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе, его экономичность: результат достигается при минимальной затрате сил, времени всех участников педагогического процесса, без необходимости отказа от решения каких-либо других важных задач.

Разновидностью передового педагогического опыта является инновационный опыт — новаторский подход, характеризующийся внесением в педагогический процесс элементов новизны, открытия, изобретения, авторства.

Методы изучения педагогического опыта разнообразны: наблюдение, изучение педагогической документации, опросные методы, изучение продуктов деятельности детей, экспертная оценка. Подробнее перечисленные методы будут рассмотрены в следующих темах пособия. Собранный материал подвергается анализу, описанию, обобщению.

Передовой педагогический опыт представлен на страницах педагогических и психологических журналов, в сборниках материалов научно-практических конференций. Например, в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Психолог в детском саду» и «Современное дошкольное образование» и других. Вам необходимо изучать и анализировать статьи, относящиеся к теме вашего исследования, однако не поддавайтесь искушению «перенести» новшества, которые в них описаны, в свою педагогическую деятельность. Ищите больше мыслей, идей в том передовом опыте, с которым будете знакомиться, пусть они подвигнут вас на творческий поиск, а не на слепое копирование.

Эксперимент

Эксперимент определяется как

§ научно поставленный опыт активного преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

§ система приемов и методов изучения явлений, процессов посредством изменения условий их протекания.

Эксперимент нацелен на подтверждение или нахождение нового знания, поэтому является средством развития педагогики и психологии. Ценность эксперимента как метода исследования состоит в том, что он позволяет глубже, объективнее установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами воздействия. Появляется возможность управлять этими явлениями, совершенствовать их, создавать новые и обогащаться новым опытом.

По форме проведения выделяется два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Наиболее продуктивным и распространенным в психолого-педагогических исследованиях является естественный эксперимент, предложенный в 1910 году А.Ф. Лазурским. Он проводится в естественных, реально существующих условиях, в рамках привычной для испытуемых деятельности. А.Ф. Лазурский подчеркивал преимущества этого эксперимента по сравнению с искусственным: ребенок не подозревает, что за ним наблюдают, чем обеспечивается полная естественность поведения, проявляются особенности индивидуальности.

В зависимости от цели различают констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

§ Констатирующий этап эксперимент направлен на изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования. Определяется независимая переменная в виде методов исследования, которые побуждают объект проявить то или иное качество.

Разрабатываются критерии и показатели изучаемого качества (например, критерии и показатели творчества дошкольника), далее подбираются диагностические методики. Они рассматриваются как средство достижения цели, а именно: измерение наличного уровня развития (например, определение готовности воспитателей дошкольного учреждения к личностно-ориентированному обучению дошкольников; выявление специфики воспитательной деятельности родителей в двух-трехдетных семьях). Осуществляется сбор первичной информации, которая позволяет констатировать уровень воспитанности, обученности детей, особенностей педагогических возможностей семьи и другое.

На основе данных констатирующего эксперимента разрабатывается содержание и методика формирующего этапа эксперимента.

§ Формирующий этап (преобразующий, обучающий) эксперимента предполагает открытое влияние на сознание, чувства, поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности. Формирующий эксперимент позволяет одновременно решать исследовательскую задачу (исследование условий развития педагогического явления, психических особенностей) и задачу формирования изучаемого качества, преобразования педагогической действительности.

Результативность формирующего эксперимента проверяется в ходе контрольного этапа работы, на котором делается вторичный срез состояния педагогического процесса и уровня развития, сформированности изучаемых качеств у испытуемых. Сравнение этих данных с данными констатирующего эксперимента дают представление о динамике развития изучаемого качества, изменений в педагогическом процессе.

Проективные методы

Проективные методы — это группа тестов и методик, основанных на принципе проекции, предполагающем, что человек склонен переносить (проецировать) на других людей свои собственные потребности, отношения, качества. Проективные методы направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. При этом неосознаваемые качества человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличия у себя.

Проективные методы — это тесты и методики психолого-педагогической диагностики, использующие стандартизированные задания. Процедура в ее классическом исполнении заключается в том, что испытуемому предлагается дать интерпретацию изображенным на картинках ситуациям и событиям. Как правило, респондент (испытуемый) осуществляет этот процесс, в зависимости от своего жизненного опыта, ценностных ориентаций, потребностей и желаний, представлений об окружающем мире, то есть испытуемый «проецирует» на предложенную ситуацию содержание своей личности.

В отечественной литературе описаны такие проективные рисуночные тесты, как «Моя семья», «Семья, которую я хочу», «Моя группа», «Я в детском саду», «Нарисуй страх», «Мои друзья», «Про самое интересное», «Самый важный для меня человек» и др. (В.В.Абраменкова, Е.П.Арнаутова, А.И.Баркан, А.И.Захаров, В.К.Лосева, Г.Т.Хоментаускас и другие).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: