Функции истории экономических учений




Тема 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Предмет истории экономических учений.

Методы исследования.

Функции истории экономических учений.

1.4. Значение политической экономии и её истории.

 

Вопрос о предмете и методе любой науки – это вопрос методологии. Если есть предмет исследования, который отличается от предметов других наук, – есть наука; нет специфического предмета исследования – нет и науки.

 

 

Предмет истории экономических учений

Мышление – это отличительное свойство человека, это отражение процессов и явлений объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Экономическое мышление – одна из форм мышления об обществе. Экономически мыслить человек начинает на ранних этапах своего развития. Однако длительное время процесс экономического мышления не осознается человеком. Экономическое сознание – продукт развития общества.

Когда экономические мысли начинают отображать социальные интересы, формируется экономическое учение. А когда экономические учения формулируют предмет и метод исследования, возникает экономическая наука. Первой экономической наукой является политическая экономия. Она сформировалась в начале XVII столетия, когда предметом экономического анализа стало богатство, его формы и способы накопления.

Автором термина «политическая экономия» является французский экономист Антуан Монкретьен. В его работе «Трактат политической экономии» (1615) впервые использовано понятие «политическая экономия». Оно состоит из трех древнегреческих слов «oikos» – хозяйство, «nomos» – закон и «politika» – государственные или общественные дела. Таким образом, первоначально политическая экономия была наукой о законах хозяйствования и о государственной политике, которая базировалась на этих законах.

На основе политической экономии сформировался комплекс функциональных (финансы, бухучёт) и отраслевых (экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) экономических наук. Каждая из них имеет свою историю. Однако все экономические науки имеют общую основу – политическую экономию. Историю экономической науки в целом изучает история экономических учений.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов и идей различных общественных классов, социальных слоёв населения в различных государствах на разных этапах их становления и существования.

Главной составной частью истории экономических учений является история политической экономии.

 

 

Методы исследования

 

Любая наука исследует свой предмет с помощью определенных методов. Система экономических взглядов, общественное отношение не поддаются физическим, химическим, биологическим методам анализа. Метод, с помощью которого обществоведческие науки изучают свой предмет, сформировался в результате продолжительной истории и является общефилософским методом познания.

Основополагающим методом истории экономических учений есть общий метод познания – исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Этот метод является одним из наиболее значимых достижений науки.

Исторический подход к анализу явлений и процессов состоит в том, чтобы изучить явление в его развитии – от возникновения до гибели или перерождения в другие формы. Исторический подход предполагает выяснение условий и причин возникновения явления, факторов его развития, причин исчезновения.

Диалектический метод познания (от греч. dialektika – спор, беседа) близок к историческому. Однако кроме изучения явления в развитии он предполагает выявление внутреннего противоречия в явлении и рассматривает противоречие как условие и фактор развития.

Материалистический подход основан на признании единства материального и духовного (материи и сознания). Однако сознание рассматривается как отражение материального мира, как продукт его развития. Материалистический подход состоит в признании познаваемости материального мира, природы.

Метод научной абстракции – метод углубленного познания действительности. Абстрагирование позволяет выделить типичное, постоянное, сущность явления, сформулировать категории и законы науки, которые выражают её сущность.

Абстракция невозможна без анализа и синтеза

Метод анализа и синтеза состоит в изучении сначала отдельных сторон явления, а потом в изучении явления в совокупности его сторон. По сути это метод восхождения от простого к сложному.

В системе методов одно из основных мест занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений приводит к возникновению нового качества.

Все перечисленные элементы метода познания предполагают и эмпирический (от греч. empeіria – опыт) метод, то есть накопление фактов.

И, конечно ж, с развитием математики и внедрением её в экономику все активнее используются методы математического анализа.

Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов всеобщего метода познания.

Следует обратить внимание на принцип системного (структурно-функционального) анализа. Он вытекает из всего сказанного: истину можно получить лишь как системное знание. С системным анализом тесно связан метод синергетики (от греч. synergos – действующий вместе). Сторонники этого метода утверждают, что совокупное действие факторов усиливает процесс развития экономических систем.

 

 

Функции истории экономических учений

 

Каждая наука выполняетследующие функции: познавательную, образовательную, теоретическую (методологическую), практическую и воспитательную. Социальные науки, какой является история экономических учений, выполняют ещё и идеологическую функцию.

Познавательную функцию выполняют все науки. Каким бы не был предмет той или иной науки, она, прежде всего, предоставляет информацию о проблемах, которые рассматриваются, вооружает более или менее достоверными знаниями об исследуемом предмете и в этом понимании для каждого человека играет роль повышения образования. Именно поэтому познавательную и образовательную функции любой науки следует рассматривать в единстве.

Теоретическая (методологическая) функция заключается в систематизации знаний о том или ином «фрагменте» действительности, в разработке принципов и приёмов исследования, которые используются в любой науке, в дальнейшем развитии науки.

Разумеется, образованный человек отличается определённой культурой мышления, широким кругозором, определённым типом поведения. В этом проявляется воспитательная функция науки.

Сложнее понять идеологическую функцию. Идеология (от греч. idea – взгляд, идея и logos – слово, учение) – это система взглядов и идей, в которой осмысливается и оценивается отношение людей к действительности. Поскольку различные социальные слои общества отличаются не только уровнем их материального благосостояния, но и имеют различные экономические интересы, постольку их цели, взгляды и экономические идеи различаются. А значит, что всегда будет существовать борьба идей. И побеждать будет та, которая в большей степени соответствует объективной действительности.

В современной жизни нашего общества, в условиях становления различных форм собственности мы реально наблюдаем остроту идеологической борьбы.

От идеологической функции науки следует отличать идеологизацию – преднамеренное противопоставление какой-нибудь одной системы взглядов (теории), как единственно верной относительно всех других. Идеологизация может привести к деформации системы.

Практическая функция направлена на разработку рекомендаций в области экономической политики. Практическая функция политической экономии реализуется в высшей степени эффективно, если идеология научна. Только это может обеспечить поступательное развитие общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: