· диспут
· дискуссия
· обсуждение
· сюжетно-ролевая игра
· «мозговой штурм»
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы дополнительного образования социально-педагогической направленности обучающихся призвана способствовать:
- социальной адаптацию обучающихся;
- повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами;
- формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни устройства общества;
- созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- Увеличение охвата обучающихся, занимающихся дополнительным образованием, участием в разнообразных видах и формах состязательного и творческого характера на уровне образовательного учреждения, на окружном, на муниципальном, на республиканском уровнях.
Дополнительная программа социально-педагогическойнаправленности представлена следующей программой:
название программы | количество часов |
«В согласии с собой и миром» | 1 час |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
«Утверждаю»
директор школы
Николаева Ю.И..
«» ________ 2012г.
Рабочая программа дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности
«В согласии с собой и миром»
срок реализации 1 год
Разработчик: Перегудова Т.М., социальный педагог
Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете
методическом объединении Протокол № 11
Протокол № от «» 2012 г.
от «» июня 2012г
|
2012 г.
Пояснительная записка
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно (по крайней мере, более 100 лет). За это время накопилось немало полезной и важной методической и нормативной документации. Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к учебнику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.
Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
|
Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.
Актуальность программы
Рост патологий у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия: распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительная система – 6,6% до 12,5%, позвоночника – 4,3% до 15,.7%, ЛОР-органов – с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных – с 2,4% до 7,3%.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10%-12%);
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, регистрируемых и 50%-60% школьников;
- резкое увеличение органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов);
Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников.
|
Этим обусловлена новизна, актуальность и необходимость в разработке программы по формированию здорового образа жизни у школьников, профилактики негативных социальных явлений в подростковой и молодёжной среде.
Цель программы
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников, максимальное содействие физическому, психическому, социальному и личностному развитию, обеспечивающему адекватное социальное функционирование, самоактуализацию и самореализацию во взрослой жизни.
Задачи программы
- формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме;
• формирование собственной мотивации к здоровью как ценности;
• формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, поддерживающие оптимальное качество жизни;
• формирование рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду относительную защиту здоровья от патогенного воздействия факторов окружающей среды;
• обучение социальным жизненно важным навыкам, обеспечивающим способность к социально адекватному поведению: умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Содержание программы
№ | Блоки | Цели | Задачи | Средства |
Личностный блок | Способствовать позитивному отношению к собственной личности, принятие и осознание себя и понимание других людей | Формирование стремления к самоактуализации: потребности в развитии и реализации своей личности; погружение в свой внутренний мир и ориентация в нём; знакомство с чертами личности – первичными и вторичными способностями; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества, свой характер, свои достоинства, недостатки и желания; формирование безоценочного принятия себя и других | Стимулирование мотивационно-потребностной сферы, диагностика познавательных способностей и личностных качеств, интеграция полученной информации в целостный портрет личности ребёнка | |
Эмоционально-мотивационный блок | Расширение знаний ребёнка о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного их принятия; умение отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом; создание ситуации успешной деятельности; снижение страха, фрустрации, тревоги в ситуации обучения и общения | Знакомство с эмоциями; осознавание проявления эмоций, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме; обеспечение атмосферы эмоционального приятия; формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации; формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия её детьми как личной цели развития; развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли | Создание специальных условий, в которых ребёнок упражняется в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием; стимулирование мотивации ребёнка на поиск своих ресурсов, способностей путём вовлечения его в решение ряда символических задач по нахождению своих «сил», а также установление связи этих «сил» с реальной жизнью | |
Коммуникативнй блок | Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию; установление и поддержание контакта, обмен информации | Устанавливать и поддерживать контакт с партнёром по общению, отслеживать «состояние контакта» в процессе общения, восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; | Использование специальных упражнений, направленных на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков, а также навыки делового общения: установление контакта, ориентация в проблеме, аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов; | |
Социально-нормативный блок | Способствовать успешному взаимодействию ребёнка в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей, выстраиванию конструктивных отношений в обществе; переформирование норм и правил поведение ребёнка со значимыми другими; развитие навыков успешной коммуникации в совместной деятельности и расширение репертуара ролей с возможностью выхода из дезадаптивной роли | Социальная самоиндентификация; знакомство с различными социальными институтами и социальными ролями; обучение конкретным социальным навыкам; а) то, что есть во мне – и с помощью чего я могу общаться с социумом; б) то, что есть вокруг меня – и то, с чем я (буду общаться) общаюсь, то есть самим социумом; в) те нити, которые связывают меня с социумом – элементарные социальные умения и навыки | Создание искусственных ситуаций взаимодействия; использование ритуалов и игр с правилами, создание возможности смены ролей в специальных игровых заданиях; совместное обсуждение и комментирование результатов деятельности как средства понимания позиции другого и расширение диапазона ролей | |
Семейный блок | Осознание и принятие своего жизненного опыта для последующего построения своей собственной жизни; формирование представления о своей будущей семье и образа будущего избранника | Способствовать осознанию и принятию своего семейного опыта; поло-ролевая идентификация, выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнёра; семья, взаимоотношения в ней | Использование специальных упражнений, направленных на осознание детьми своей половой принадлежности, формирование образа мужчины и женщины, принятие себя как мужчина (женщина), уделить внимание вопросам любви, выстраиванию отношений с партнёром | |
Интеграционный блок | Формирование личностно-значимые качества, необходимые для самоактуализации личности школьника и способы их развития | Дать представление о своём жизненном пути, выборе целей и ценностей жизни, приобретение опыта самоопределения, самостоятельного выбора пути и оценки своих возможностей | Игры- активаторы, психотехники на ориентацию во времени, принятие на себя ответственности за свою жизнь, формирование ценностей самоактуализации, потребности в познании, взгляд на природу человека |
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел / темы | Кол-во часов |
I | Личностный блок | |
«Моё - Я». Я расту, я меняюсь. Что означает повзрослеть? | ||
Мой образ жизни. Квалимитрия образа жизни. | ||
Мои достоинства и мои недостатки. | ||
Я и мои близкие. | ||
Я и мои привычки. | ||
Мои права и обязанности. | ||
Я имею право чувствовать выражать свои чувства. | ||
Я и моя иерархия ценностей. | ||
Внешность и характер. | ||
Я и мой внутренний мир. | ||
Я и моя безопасность. | ||
Я сегодня, я завтра. | ||
Я, мои успехи и мои неудачи. | ||
II | Эмоционально-мотивационный блок | |
Что такое чувства и эмоции? | ||
Полезные вредные эмоции. | ||
Учимся управлять эмоциями. | ||
Что такое стресс? | ||
Диагностика стрессоустойчивости личности. | ||
III | Коммуникативный блок | |
Технология коммуникации. | ||
Доминантность и недоминантность в общении. | ||
Вербальная и невербальная информация. | ||
Специфика неуверенного поведения. | ||
Конфликты. Что такое конфликт. Способы поведения в конфликте. | ||
Бесконфликтное общение с «трудными людьми». | ||
IV | Социально-нормативный блок | |
Навыки общения и взаимодействия. | ||
Навыки самооценки и понимания партнера. | ||
Навыки сопротивления давлению группы. | ||
Уверенное поведение. Мой путь к уверенности. | ||
Что такое ответственность, выбор? Критерии «за» и «против». | ||
Говоря наркотикам «нет», ты говоришь здоровью «да». | ||
V | Семейный блок | |
осознанию и принятию своего семейного опыта; | ||
поло-ролевая идентификация, выстраивание гендерных отношений | ||
Семья, взаимоотношения в ней.семейные роли и правила | ||
VI | Интеграционный блок | |
Прошлое-настоящее-будущее | ||
Ориентация во времени: ассоциирование, позитивная установка |
Литература
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. — М., 2006.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб.,2004.
3. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и
психология здоровья. — М.,2003.
4.Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. — Екатеринбург,2001.
5.Актуальные проблемы валеологии в образовании. — М., 2005.
6.Баранов А.А. Здоровье российских детей. // Педагогика. —1999,№8.
7.Багнетова В.А. Валеология. М.,2004.
8.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.— М., 1990.
9. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и
основные факторы её определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М.,1997.
10.Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа
жизнедеятельности учащихся.— Ханты-Мансийск, 2003.
11.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений.
Санитарные правила и нормы.СанПиН 2.4.2.576-96 от 31.10.96. — М..,1997.
12. Доклад о состоянии здоровья детей в Р.Ф; По итогам Всероссийской диспансеризации
2002 года. — М., 2003.
13. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в
образовательных учреждениях области. — Ярославль, 1998.
14.Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. М., 2002.
15.Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М.,2002.
16.Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб., 2203.
17.Пезешкиан.Н.Психотерапия в повседневной жизни. М., 1995.18. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К.Смирнова. М., 2003.
19. Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье // Человек. Культура. Здоровье. М.,1997.
20. Сенников С.А. Костович Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья.- 2001, №1.
21.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2006.
22.Содействие здоровью и обучению здоровому образу жизни в школах РФ. М., 2000.
23. Столяров В.Д. Уроки здоровья. Йошкар-Ола, 20003.
24.Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.,2002.