Г. продолжает писать честно о Великой Отечественной войне только В. Быков ; присоединяется Кондратьев




Жестокие реалии и романтика

В военной прозе ХХ в.

1. Первый поток – художественно-документальные произведения.

2. Второй поток – героико-эпические произведения.

3. Третий поток – «лейтенантская проза».

Первый поток военной прозы – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – командира батальона Момыш-Улы, в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1944 г.); история молодежного подполья в небольшом шахтерском городке Краснодоне, воспетая Александром Фадеевым в романе «Молодая гвардия» (1945.); повествование о драматической судьбе летчика Алексея Маресьева в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке (1946 г.); история прошедшего фашистский плен офицера, изложенная в рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти» (1942 г.). Позднее, в годы оттепели, когда открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники замалчиваемых прежде событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Александр Бек. Русский писатель. Создал повесть о героической защите Москвы в 1941 «Волоколамское шоссе» (1943-44), роман «Жизнь Бережкова» (1956). Роман «Новое назначение» (опубликован в 1986) о нравственных проблемах, порождавшихся командно-административной системой управления в 1930-50-х гг. Роман «На другой день» (не окончен, опубликован в 1989) об истоках феномена сталинщины.

Борис Полевой. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). В основу «Повести о настоящем человеке» (1946) положен подвиг летчика А.П. Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий все-таки вернувшегося в боевой строй. Роман «Золото» (1949-50), повести, рассказы. Дневники военных лет, в т. ч. книга о Нюрнбергском процессе «В конце концов» (1968); воспоминания. Главный редактор журнала «Юность» (с 1962). Государственная премия СССР (1947, 1949).

Второй поток военной прозы – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» - подлинный эпос Великой Отечественной, который в емком образе простого пехотинца, обычного даже в своей исключительности, дал собирательный образ солдата. В большинстве же произведений этого потока судьба отдельных солдат – лишь отправная точка для обобщающей мысли авторов, которые сосредоточились именно на воспевании величия народа-победителя и масштабности его подвига.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний. Подлинный расцвет героико-патриотических произведений наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные полотна Константина Симонова «Живые и мертвые» (1959 – 1979 г.г.) и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960 г.). Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с внимание к судьбе отдельной личности.

Константин Симонов. Русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Поэмы, сборники интимной и гражданской лирики («С тобой и без тебя», 1942; «Друзья и враги», 1948). Эпическое изображение Великой Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести «Дни и ночи» (1943-44); романе-трилогии «Живые и мертвые» (1959-71; Ленинская премия, 1974), цикле повестей «Из записок Лопатина» (1957-78). Дневники военных лет; «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (опубликованы 1988) — попытки оправдать свое активное участие в идеологической жизни в 1940-50-х гг. Пьесы, в т. ч. «Парень из нашего города» (1941), «Четвертый» (1961). Публицистика. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56. Главный редактор журнала «Новый мир» (1946-50, 1954-58), «Литературной газеты» (1938; 1950-54). Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). В 1960 году К.М.Симонов опубликовал роман «Живые и мертвые», давший название трилогии, в которую вошли еще два романа – «Солдатами не рождаются (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). В трилогии повествуется о трех годах Великой Отечественной войны – от первых дней наших трагических неудач до победоносного наступления в последнее лето войны в Белоруссии. В ходе романного действия поле боя сменяется картиной штабной работы, раздумья героев о себе и о своих близких переходят в философские размышления автора о судьбе страны, мира, героизм офицеров и солдат подкрепляет философия сражений, в которых концентрируется мысль полководцев.

Третий поток военной прозы связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на нее не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить смелые, нередко трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека – важнейшая для произведений этого ряда. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.), положившая начало в нашей литературе одному из самых ярких явлений в литературе о войне, получившего название в 1950 – 1970 годы «лейтенантская проза».

Истинное лицо войны, суть «трудной работы солдата», цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Войдя в состав более широкого явления «военной повести», «лейтенантская проза» задала собой главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Значительными произведениями этого направления стали повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.); Г.Бакланова «Пядь земли»(1959 г.) и «Навеки - девятнадцатилетние» (1979 г.); К.Воробьева «Убиты под Москвой» (1963 г.) и «Крик» (1962 г.); В.Курочкина «На войне как на войне» (1965 г.)

Эти книги упрекали в «дегероизации» подвига, пацифизме, преувеличенном внимании к страданиям и смерти, излишнем натурализме описаний, не замечая того, что усмотренные «недостатки» порождены прежде всего болью за человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях войны.

Пафос человечности в бесчеловечных условиях определил основное содержание произведений Ю.Бондарева «Горячий снег» и Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Юрий Бондарев. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).

Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) — война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) — осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).

Борис Васильев. Русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).

 

 

Война уходит на второй план, если изображается любовь

Война сравнивается с охотой (главное догнать и убить)

Главные герой – «дурачки», но в нужный момент – самые достойные (как в сказке)

Главные герои – рядовые (не выше лейтенанта) Изображаются их мысли, чувства, взгляд на войну.

В.Кондратьев кондратьевкондратьевкондратье

В. Быков

г. продолжает писать честно о Великой Отечественной войне только В. Быков; присоединяется Кондратьев

К. Воробьев

В. Быков

В. Астафьев

Г. Бакланов

В. Быков

К. Воробьев

Г. Бакланов

Ю.Бондарев

В.П.Астафьев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: