Введение.
Феноменология (греч. phainomenon - являющийся, logos - учение) - буквально - описание или изучение явлений. Феноменология - философское направление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяемый в психологии, социологии, юриспруденции и т.д., направленный на выявление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуального знания к чистому.
Феноменология права - методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философской феноменологии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направлениями этой науки - административным правом, муниципальным правом и др. Обращение к философской феноменологии было обусловлено, согласно убеждению представителей феноменологической школы права, эффективностью феноменологии как методологии исследования правовой действительности. Таким образом, феноменологическая теория права возникает в результате применения феноменологического метода в исследованиях права в его реальной и идеальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что феноменологическая теория права, прежде всего, это методология исследования права.
Феноменологическая школа права внутренне неоднородна, в ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции - феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др.
Одним из классиков юридической феноменологии можно считать немецкого правового мыслителя, последователя Э. Гуссерля, представителя феноменологического движения XX века Адольфа Райнаха (1883 - 1916 гг.).
В российской юридической науке первым представителем феноменологии права был выдающийся российский юрист Николай Николаевич Алексеев (1879 -1964 гг.).
Феномнгия – это…
НПрежде всего мы попытаемся понять, что такое феноменология. Затем мы рассмотрим теории, касающиеся природы права, основывающиеся на этой философии.
-Немецкий философ Иоган Генрих Ламберт (1728—1777) был первым, кто упомянул феноменологию в качестве научной дисциплины. Он рассматривал ее как теорию иллюзий, поскольку феномен, по его мнению, является обозначением иллюзорных сторон человеческого опыта.
-Иммануил Кант (1724—1804) придал этому термину более широкое значение, подразделив все объекты и события в мире на ноумены и феномены. Ноумены представляют собой вещи в себе, или те объекты и события, которые существуют сами по себе, независимо от познавательных форм, о чем мы говорили во второй главе выше. Феномены — это объекты и события, как они представляются нам в нашем опыте. Следовательно, Кант считал, что только феномены могут в какой-то степени быть познанными. Таким образом, он выдвинул свою идеалистическую трансцендентальную эпистемологию как способ познания, о чем мы уже говорили раньше.
-Гегель (1770—1831) не соглашался с Кантом и считал, что дух (или сознание) развивается, проходя различные стадии, от ступени, где он понимает сам себя как феномен, до вершины своего полного саморазвития, где он познает себя таким, каким он действительно является, т.е. как ноумен.
Главной задачей "Феноменологии..." Гегель считал изображение пути, который должно пройти обыденное сознание, чтобы стать философским сознанием.
Ключевая идея работы заключается в убеждении, что окружающая человека действительность не есть нечто внешнее и чуждое ему, а является результатом его собственной деятельности. Парадоксальность же ситуации в том, что эта действительность противостоит человеку как некая враждебная сила. Такое положение Гегель называет отчуждением.
-Таким образом, феноменология пытается познать человеческое сознание, каким оно является само по себе. Она делает это, изучая способы, которыми оно предстает и раскрывается перед нами.
В середине XIX в. термин "феномен" стал обозначать все то, что могло попасть в сферу наблюдения. Следовательно, феноменология стала чисто описательной процедурой изучения объекта исследования. Так, Уильям Гамильтон (1788—856) говорил о феноменологии как о чисто дескриптивном исследовании сознания. Эдуард фон Гартманн (1842—1906) считал, что ее целью является создание полного описания морального сознания. Чарлз Сандерс Пирс (1839 — 1914) считал, что она должна включать дескриптивное изучение не только наблюдаемого, но и всего того, что находится в поле сознания, будь это реальным или иллюзорным. Феноменология должна заниматься всем тем, что "существует", в самом широком значении этого слова.
Таким образом, смысл феноменологии менялся от середины XVIII в., когда писал Ламберт (1764), до начала XX столетия, когда работал Пирс.
Хотя смысл феноменологии менялся, сама феноменология оставалась одной из отраслей знания, относящихся к философии, таких, как логика, этика или эстетика.К
НОдним из наиболее влиятельных направлений в философии XX века стала феноменология, основателем и наиболее ярким представителем которой является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938).
Феноменология права определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения.
Феноменология представляет собой не только направление философии, но и особый метод исследования, который может быть применен к самым разным сферам. В частности, последователи Гуссерля проводили исследования в сферах психологии, психиатрии, этики, математики, социологии, литературоведения, истории и других дисциплин. Если до Гуссерля феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, то Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым, феноменологическим методом, являющимся фундаментом науки.
- Феноменология ставит своей целью создание универсальной науки, которая служила бы обоснованием всем остальным наукам и познанию вообще, имела строгое обоснование.
- Характерной чертой данного метода является отказ от любых сомнительных предпосылок. Данное направление утверждает одновременную неразрывность и в то же время несводимость воедино сознания, человеческого существования, личности, психофизической природы человека, духовной культуры и социума.
-Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.
-Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, – удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.
-Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.
Конечно, со времени Гуссерля к феноменологической школе примкнули такие ученые, как Мориц Гейгер, Александр Пфандер, Макс Шеллер, Оскар Бекер, Адольф Рейнах, Хедвиг Конрад-Мартине и, возможно, даже Мартин Хайдег-гер, Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти.К
НПричины зарождения Ф.права:
Отсутствие единых методологических стандартов в последние годы укрепило позиции нескольких крупных юридических школ, разрабатывающих неклассические теории права, способствовало появлению множества самостоятельных концепций права. Постепенно из многообразия юридических и философских исследований проблем правопонимания «выкристаллизовываются» векторы-тенденции развития теории и методологии права.
А. Первая тенденция заключается в попытках создания интегративной теории права, которая должна синтезировать классические типы правопонимания. Сторонников этого подхода объединяет стремление доказать, что интегративное правопонимание:
1) исходит из признания взаимозависимости классических типов правопонимания;
2) направлено на поиск «синтезирующей идеи» права, которая сняла бы в себе недостатки частных теорий права;
3) делает необходимым включение в состав юриспруденции правовую онтологию (Правовая онтология - это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона);
4) предлагает механизм развития знания о праве, в состав которого входит диалог альтернативных традиций и критическое рефлексивное позиционирование.
Б. Следующая тенденция развития теории и философии права может быть определена через отрицание – «антисубстанциализм»,т. е. преодоление «родового» изъяна классической теории права,выражающегося в сведении многообразия проявлений права кединому и универсальному понятию права. В частности, антисубстанционная направленность присуща активно развивающимсякоммуникативной теории, герменевтической и диалогической концепции права. Кроме того, антисубстанциалистскими можно назвать теории, в которых на место единства и самотождественности права-структуры ставится единство права-процесса (Н. Луман,Э. Гидденс, И. Валлерстайн). Системность и устойчивость прававсе чаще объясняются незаметностью происходящих изменений впотоке правовой жизни, а процессуальность определяется как ее глубинная характеристика.
В. Третья тенденция, характерная, прежде всего, для отечественной теории права, связана с обилием интерпретаций дореволюционной русской правоведческой и философско-правовой литературы. Обращение к истории российской правовой мысли, безусловно, является положительным явлением, позволяющим восстановить утраченную специфику развития отечественного права. Однако в последнее время опубликовано много однотипных исследований в этом направлении, в которых не всегда достаточно остро формулируется проблема актуализации истории и теории права.
Г. Четвертая тенденция развития современного правоведения связана со становлением теории актуального права. Так, правовая глобализация, унификация норм и процедур международного права, сближение различных правовых семей, вытеснение государства из сферы регулирования некоторых аспектов общественной жизни означают, по мнению многих исследователей, что современная правовая теория должна дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватный масштабности возникающих проблем. Так, В. А. Муравский утверждает, что в рамках интегративного понимания права необходимо создание теории актуального права, которое является «автономным комплексом юридических норм, отличающихся от предписаний закона по волевому, интеллектуальному и нормативному содержанию, имеющих свои источники и формируемых особым путем и особыми субъектами»
Специфика актуального права состоит в том, что оно состоит не из «номинальных», а реальных норм, которые действительно включены в содержание правосознания. Оно инициируется индивидами и гражданским обществом и отражает сущность происходящих правовых процессов.К
НОдним их первых, кто заявил о необходимости обновления классической науки, был создатель феноменологической философии Э. Гуссерль. В соответствии с его замыслом феноменология способна раскрыть то, как наличные формы бытия человека формировались и продолжают формироваться в непрерывном процессе смыслообразования. Наука, понятая как жизненная практика, должна не доминировать над жизненным миром, а соотноситься с ним, не разрушая «царство изначальных очевидностей». Думается, что задача современной теории и философии права как раз и состоит в том, чтобы раскрыть право как жизненный мир и показать необходимость «принимать в расчет» очевидности, показывающие себя в таком, а не в ином положениивещей.
Наиболее распространенным можно считать следующее понимание специфики феноменологического подхода к исследованию права:
1. Феноменология ставит ряд новых вопросов и формулирует новые проблемы в области познания права.
2. Феноменологический метод проверяет адекватность правовых интерпретаций путем возвращения их в мир социального опыта, из которого они сами происходят. При этом утверждается, что право интенционально «схватывается» в социальном опыте, а за «фасадом» правовых коллизий и фактов скрывает непрерывный процесс смыслообразования права.
3. Феноменологическая редукция не позволяет ограничиваться рамками той или иной предметности, предполагает освобождениеправосознания от установок теории и практики, поэтому феноменологическое исследование интегративно.
4. В феноменологическом исследовании речь должна идти необ изучении права, что является прерогативой юриспруденции, а об описании форм опосредования, в которых правовое дано сознанию как чистый феномен.
5. Феноменология позволяет выделять два плана изученияправовой реальности:
– идеальную эйдетическую сущность права;
– реальное социокультурное многообразие права.
6. Рассматриваемая в рамках феноменологии тема «жизненного мира» сняла жесткость субъект-объектной парадигмы и позволила подойти к проблематике интерсубъективности в праве (право как человекосообразное пространство, право как пространстводиалога, право как «правовая жизнь»).К
НФеноменология как юридическая парадигма зиждется на идее, согласно которой наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом существует идеальное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов.
Суть теории.
В основе происхождения права представление о так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определённых) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.
В рамках феноменологической методологии объект исследования понимается предельно широко как правовая реальность во всем многообразии ее проявлений. Предмет исследования позиционируется как идеальная основа права – эйдос права.
С точки зрения феноменологии право имеет свою онтологически укорененную идеальную основу – первичную по отношению к реально существующим правовым феноменам идеальную сущность – особый мир бытия правовых ноуменов - понятий и норм. Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и настоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения. Такого рода инвариантная основа права, например, школой естественного права рассматривалась как природное установление.
Феноменологическая школа права объясняет существование таких неизменных правовых структур, не прибегая к юснатурализму. Таким образом, феноменология обращается не к эмпирически изменчивым экзистенциальным формам права, но к его сущностной - эссенциальной основе, явленному сознанию исследователя, правовому эйдосу. В видении феноменологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространственна, она представляет собой структуру, в которой выражается эйдетический смысл права. Процесс правотворчества в такой исследовательской перспективе предстает как процесс наполнения реальным содержанием идеальных, априорно заданных чистых структур. Соответственно, деятельность правотворческих органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей. Эти идеальные модели в процессе правотворчества наполняются реальной плотью – конкретным социокультурным историческим содержанием, получают легитимацию в акте их признания социальным субъектом, сообщают правовую энергию правам и обязанностям членов общества.
Суть феноменологии как методологии познания права сводится к тому, что конкретно-исторические системы права познаются посредством мысленного вычленения идеальных структур, составляющих основу права. Феноменологическая редукция как метод исследования права направлена на выявление и описание его идеальной, чистой структуры. Феноменологическая редукция предполагает сведение эмпирического знания права к знанию чистому. Такого рода познание сводится, во-первых, к процедуре эпохе – процедуре отказа от всех суждений, которые касаются пространственно-временного, индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального существования права; во-вторых, процедуре описания структуры, оставшейся после того, как процедура эпохе произошла. В результате применения феноменологических гносеологических процедур конкретизируется предмет познания, определяемый феноменологической школой права, при помощи понятий «эйдос», «чистая структура», «чистая форма», «идеальная конструкция», «ноэма», «ноэзис», «интенция». По мнению представителей феноменологического движения в юриспруденции, эти понятия открывают возможности объяснения явлений правовой реальности во всем их многообразии, сложности и взаимообусловленности.
Как полагают сторонники феноменологического понимания права, наиболее непосредственно правовой эйдос выражается в правомочии. Именно правомочие можно рассматривать как некую идеальную основу права как такового.
С точки зрения феноменологов право, как и весь мир человеческих значений, объективно, и каждый человек вынужден согласовывать свое поведение, свои представления с господствующими в этом обществе надындивидуальными идеалами. Вместе с тем, право, в контексте феноменологического учения, не есть нечто неизменное, поскольку оно зависят от интерпретации этих идеалов людьми. Важнейший элемент феноменологической методологии познания права – принцип интерсубъективности. Посредством этого принципа осуществляется обоснование связей между объективными и субъективными сторонами правовой реальности. С позиций феноменологии идеальная основа права интерсубъективна, поскольку она есть «объективированная субъективность».К
НФеноменология не только задает новое направление исследования права, но и определяет набор специфических методологических процедур: редукцию, дескрипцию и интерпретацию.
Необходимость поиска новых средств познания права Гуссерль обосновывал в работе «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» следующим образом: «Вообще обнаруживается, что имеются всякого рода предметности, упрямо противостоящие любым своим психологическим и натуралистическим перетолкованиям. Таковы все виды ценностных и практических объектов, все конкретные культурные сложения, определяющие нашу актуальную жизнь в качестве жестких действительностей, –таковы, к примеру, государство, право, обычай, церковь и т. д. Всетакие объектности должны описываться такими, какими они достигают своей данности, согласно основополагающим видам их ив их порядке ступеней, в отношении их должны ставиться и решаться проблемы конституирования»
Применение феноменологической редукции позволяет непосредственно сосредоточиться на феноменах права с помощью блокирующего эпохе. Редукцию отличает как негативная, таки позитивная направленность, поскольку она означает отказ от предвзятости и некритического упрощения в пользу беспристраст-ности и учета всех «горизонтов» видения права. Вспомогательной процедурой, облегчающией поиск онтологических основанийправа, является интенциональный анализ, инкорпорированный вструктуру феноменологической редукции. Посредством наблюдения за конституированием феноменов правосознания он помогаетисследовать общие сущности права и ответить на вопрос о том,как формируются смыслы права. Кроме того, феноменологическая редукция, в единстве с имманентным ей интенциональным анализом, раскрывает онтологические основания права, коими являются право-структура и право-процесс.
Что придает концептуальное единство этому философскому направлению — так это его метод. Этот метод состоит из трех видов редукции: а) философской редукции, которая состоит в отстранении всех теорий и объясняющих концепций относительно окружающей действительности и в возвращении, таким образом, к самой действительности как таковой; б) эйдетической редукции, которая достигается устранением фактических элементов исследуемого объекта так, чтобы можно было воспринять его сущность (эйдос) благодаря обнаружению в ней типической структуры; и в) трансцендентальной редукции, достигаемой путем вытеснения всех других объектов так, чтобы раскрыть само сознание, или интенциональность, что позволяет сознанию воспринимать себя как чистое трансцендентальное это.
Следующая за редукцией процедура феноменологической дескрипции завершает подготовительную работу к исследованиюжизненного мира права. Она призвана зафиксировать основополагающие, но не лежащие на поверхности качества и измеренияфеномена права, расположить в определенном порядке его «почву» и «горизонты». В результате право-структура «показывает» себя в таких ипостасях, как интенциональная структура и система институций права. При этом под интенциональной структурой понимается смысловая структура, система всеобще разделяемых значений права или образцов нормативности. Заметим, нормативность может, в конечном счете, объективироваться и закрепляться в правовых институциях, однако содержание ее существенно шире. Как пишет С. С. Алексеев, «нормативность – свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения». Стремление субъекта права к нормативности поддерживается извне юридическими нормами, но реализуется оно в реальной правовой коммуникации благодаря развитой способности к нормативным обобщениям и самостоятельному регулированию поведения нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения». Стремление субъекта права к нормативности поддерживается извне юридическими нормами, но реализуется оно в реальной правовой коммуникации благодаря развитой способности к нормативным обобщениям и самостоятельному регулированию поведения.
Дескрипция права -процесса реализуется в логике двойногополагания. Сначала в акте феноменологической редукции «вещный мир» права выносится за скобки и в интенциональном анализепредстает в виде процессов пассивного и активного смыслообразования. А затем правовые смыслы возвращаются на свою «почву» и исследуются в различных типах явленности правовых процессов. Следует заметить, что обращение к конкретным явлениям правовой жизни (в данном исследовании таким примером является российское право) является необходимым элементом процедурыдескрипции, поскольку, как пишет Н. М. Смирнова, знание будет феноменологически выверенным лишь в том случае, если удастся предъявить научному сообществу генетическую преемственностьмежду первичными значениями в структурах жизненных миров инаучными конструктами.
Следует заметить, что многообразие проявлений права и его схожесть в некоторых аспектах с другими видами социального регулирования диктуют необходимость дополнить традиционный список феноменологических процедур моделированием. Феноменологическая модель права выполняет функцию «фокуса», конкретизирующего смысл права, и позволяет отличить правовые явления от всех остальных. Моделирование права, наряду с другими средствами феноменологической методологии, направляет исследование к очевидности жизненного мира права, реализующегося всоциальном опыте, правовых ценностях, сущностных способностях субъекта права. При этом признание существования некоторойуниверсальной структуры – модели права не отрицает постоянной изменчивости субъективных способов его данности, оно лишь отсылает сознание к единому горизонту смыслов.К
НФеноменологическая школа права внутренне неоднородна, в ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции – феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др.
Были различные попытки применить феноменологический метод для описания права. В результате появились разные феноменологические теории права.
Эти теории выявляют три главных подхода; 1) подход, основанный на центральной концепции Natur der Sache (природа вещей) и изложенный в работах некоторых немецких философов; 2) подход, основанный на немецкой феноменологической философии ценностей (Westphilosophie) и принятый некоторыми латиноамериканскими философами; и 3) подход, основанный на позитивистской и экзистенциалистской теории, который мы встречаем в работах некоторых французских философов.К
Подход к праву с точки зрения природы вещей
Теория Naturder Sache (природа вещей) считает, что феномены обладают некоторой имманентной(Имманентное – это действие, которое замкнуто на самом себе и не влияет на окружающий мир) ценностью. Она переводит реальность феноменов в мир правовых институтов. Такой подход наблюдается в работах таких философов, как Густав Радбрух, Гельмут Гоинг, Густав Фехнер и Вернер Май-хофер.
По теории Радбруха, Natur der Sache является движущей силой, которая трансформирует юридические институты в ответ на изменение социальных условий жизни. Эта теория представляет собой динамическую концепцию, в соответствии с которой право, будучи инструментом изменений, само реагирует на изменяющиеся общественные отношения. Так, например, рост профсоюзов и ассоциаций работодателей привел к появлению нового института коллективного договора, представляющего новый тип общественных отношений. Радбрух настаивает на отделении теории Natur der Sache от концепции естественного права.
Гоинг, с другой стороны, пытается объединить теорию Na-tur der Sache с теорией естественного права. Он выводит некоторые высшие принципы права из базисных ценностей и институтов. По его теории, существуют базисные ценности (например, элементарное чувство справедливости), так же как и институциональные ценности (например, ценности, представляемые государством, экономическими институтами и т.д.). Правовые институты обладают имманентными ценностями.
Фехнер указывает на физические факторы Natur der Sache, определяющие юридические правила, такие, как беременность, отцовство и т.д.
Майхофер рассматривает Natur der Sache как источник права и критерий справедливости, который приводит абстрактные императивы права в соответствие с нормами поведения, предписываемыми социальными условиями конкретной правовой ситуации. Это можно видеть на примере концепции доброй воли или благоразумия в применении к положениям законодательных актов.