Творческое задание. Миронниковой Анны Романовны




Творческое задание

по философии

 

на тему: РАССКАЗЫФРАНЦА КАФКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ

Студентки 2 курса 21-АН группы

направления подготовки 45.03.01 «Филология» профиля подготовки «Зарубежная филология»

Миронниковой Анны Романовны

Преподаватель: Профессор Масаев М.В.

 

г. Ялта – 2018 г.

Франц Кафка - важная фигура на шахматной доске мировой культуры, его произведения уникальны по своей атмосфере и степени воздействия на читателя. Мало кто относит этого пражского мастера слова к философам. Ведь быть философом - значит обладать философской концепцией, которая предполагает некоторые ответы на вопросы бытия, вопросы системы познавательной деятельности, философии религии, этики и эстетики. Кафка не дает ответа на ряд важных вопросов. Если тот же Альбер Камю, будучи и писателем, и философом, поднимает вопросы об отношении божественного и человеческого, о том, стоит ли жить, о классификации абсурда, то Франц как бы говорит: "Все очень плохо". Однако философские идеи в его творчестве присутствуют.

Идея абсурда

Абсурдно то, что противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Творчество Франца Кафки является отражением философии абсурда в литературе.

Писатель, изображая душевный мир героев, которые являются для него всегда чем-то загадочным, до конца непостижимым, пытался сделать так, чтобы каждый шаг грозил неожиданными открытиями, за которыми грезились бы еще более грандиозные пространства. В то же время сверхъестественные обстоятельства застают персонажей произведений автора врасплох, в самые неожиданные для них моменты, в самых неудобных местах и в самое неудобное время, заставляя испытывать "страх и трепет" перед бытием, а порой и утрату смысла жизни.

В романе "Процесс" Йозеф К. должен предстать перед судом, но он не знает, в чем его обвиняют. Адвокаты считают его дело сложным. Между тем К. продолжает любить, есть или читать газету. Потом начинается суд. Но в зале суда очень темно, и К. мало что понимает. Он лишь предполагает, что осужден, но едва ли спрашивает себя, какое его ждет наказание. К тому же он сомневается, будет ли наказан, и его жизнь идет своим чередом. Спустя довольно большой промежуток времени два хорошо одетых и вежливых господина приходят к К. и приглашают его следовать за ними. С величайшей учтивостью они ведут К. в безлюдное место за городом, приказывают ему положить голову на камень и перерезают ему горло. Перед тем как умереть, осужденный говорит лишь: "Как собака". [Камю]

Чтобы выразить абсурд, Ф. Кафка пользуется логической взаимосвязью. Известна история сумасшедшего, который ловил рыбу в ванне. Врач, у которого были свои взгляды на психиатрию, спросил его: "Клюет?", на что последовал резкий ответ: "Конечно нет, идиот, ведь это же ванна". Эта история прекрасно показывает, насколько абсурдный эффект связан с избытком логики. Важно, что Йозеф К. ничему не удивляется. Сёрен Кьеркегор писал: "Начало философии не удивление, как считали греки, а отчаяние". Это Камю считает первым признаком абсурдного произведения: "Мы никогда не перестанем изумляться этому отсутствию удивления. Именно такое противоречие и является первым признаком абсурдного произведения".

Необходимо подчеркнуть, что через все творчество Ф. Кафки проходит постоянное балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл. Но в то же время произведениям писателя присуща "естественность", и чем необыкновеннее приключения героя, тем ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально необычности человеческой жизни и той естественности, с которой он ее принимает, что в результате подчеркивает абсурдность человеческой жизни.

Структура бытия у Ф. Кафки содержит два мира - мир повседневной жизни, бытовой рутины и мир фантастический, божественный. В каждом из произведений Франца Кафки обнаруживается наложение этих двух миров, столкновение чего-то неестественного с реальным, то есть абсурдная ситуация. При этом оба они отражают друг друга в расхождении возвышенных порывов души и преходящих радостей тела. "Абсурд в том, что душа, помещенная в тело, бесконечно совершеннее последнего, - пишет по этому поводу С.В. Рудановская. - Желающий изобразить эту абсурдность должен дать ей жизнь в игре конкретных параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает трагедию через повседневность, а логику через абсурд. В произведениях абсурда скрытое взаимодействие соединяет логическое и повседневное".

Другим мотивом, распространенным в произведениях Ф. Кафки и непосредственно связанным с философией абсурдизма, является "ситуация заблудившегося человека". Данный мотив роднит поэтику романов и рассказов Ф. Кафки с поэтикой сказки. "Но если сказочные герои блуждают в дремучем лесу, символизирующем первичный хаос мироздания, то у Кафки они теряются в рукотворных лабиринтах человеческой цивилизации - в переулках и дворах большого города, в недрах гигантского корабля, в коридорах и закутках нескончаемых многоэтажных зданий. Внешняя геометрическая правильность этих сооружений обманчива, стоит свернуть за угол, отворить какую-нибудь неприметную дверцу, и человек вступает все в тот же первобытный хаос, где хищник поджидает добычу, сильный унижает слабого, палач истязает жертву. Взывать здесь к Разуму, уповать на Закон и Справедливость столь же бессмысленно, как спорить с ураганом или землетрясением". [Рудницкий] В основе всех произведений Ф. Кафки, как было отмечено выше, находится метаметафора, которая здесь является не отдельно взятым тропом, а приемом, с помощью которого происходит организация того или иного текста. Метаметафора заключена в самой идее произведения, то есть в превращении Грегора Замзы в насекомое или беспричинный арест Йозефа К. и т.д. "С помощью метаметафоры художник добивается необыкновенного эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он заставляет задумываться над главными законами бытия, над трагичностью человеческой судьбы, над существованием каких-то высших сил, управляющих жизнью людей", - подчеркивает Г.К. Осипов [Осипов].

Таким образом, в основе художественного мира произведений Ф. Кафки - идея абсурдности человеческого существования, навеянная ужасной действительностью ХХ века. Этим обусловлена минорная, даже трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства его романов и рассказов. Объектом философского осмысления здесь выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности, понимаемый как мир духовности, субъективности и рассматривающийся в рамках противопоставления социального и индивидуального, утверждения радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия, которая выливается в способ решения проблем человеческого существования в форме антитез и парадоксов.

Человек и власть

Другим немаловажным аспектом в философских взглядах Франца Кафки является взаимоотношение человека и власти.

В своем романе "Замке" Кафка изобразил систему, или конструкцию, как он сам это называл, имеющую все признаки тоталитарного общества: замкнутость, строгая иерархия, бюрократический формализм, жесткий контроль, слежка и доносы, нетерпимость, враждебность ко всему, что приходит извне. Здесь, как и во многих других свих произведениях Кафки, не обозначается ни место, ни время действия, ни имя главного героя, что рождает универсальность. При таком подходе нельзя свалить вину за происходящее ни на особенности исторического периода, ни на местные, национальные традиции.

Огромная бюрократическая машина Замка работает, круглосуточно и напряженно. И на первый взгляд кажется, что эта работа имеет смысл и обеспечивает порядок, но чем дальше землемер К. проникает в замковый мир, тем четче вырисовывается абсурдность здешних законов и предписаний. Деревня, в сущности, живет сама по себе, ведь такая громоздкая и нелепая система, просто не в состоянии чем-либо управлять. Даже связь с Замком является мнимой. Единственное, что здесь исправно работает, так это контроль. "Хозяйство тут, видно такое, что при одной только мысли, что контроль отсутствует, человеку становится жутко". [Замок] Это мир, в котором ничего нельзя добиться, и его обитателям это прекрасно известно: " Не отрицаю, может быть, иногда и можно чего-то добиться, несмотря на все законы, на все старые обычаи; сама я никогда в жизни такого не видела, но говорят, есть примеры, всякое бывает…". Это страшный неподвижный мир, похожий на трясину. Для жителей Деревни замковая система верна и безошибочна, для постороннего К. это "дурацкая путаница, от которой, при некоторых условиях, зависит жизнь человека". Но человека, как такового, для системы не существует.

Кафка часто пишет об обществе и человеке, и всегда у писателя они находятся в оппозиции друг к другу. Но что же такое общество, как не жизненное устройство, созданное самим человеком. В романе "Процесс" Йозеф К. сам помогает государственной машине расправиться с собой. Здесь человек бессильная жертва и одновременно пособник обличенных властью.

С приходом демократии понятие власти обезличивается. При авторитарных режимах она находилась в руках одного человека, что создавало определенный сдерживающий барьер между системой и человеком. Раньше власть подчиняла себе волю личности путем устрашения: телесные наказания, публичные казни. Все это носило исключительно физический характер и почти не оказывало ментального воздействия на человека.

С постепенной "децентрализацией" власти теряется её субъект: больше нельзя указать пальцем на монарха и сказать: "Это власть". Каждому человеку демократического общества достается маленькая часть этой власти (чаще всего в виде права голоса на выборах), теперь уже нельзя четко разграничить свою личность и государственную машину. За ненадобностью устрашения исчезают публичные казни. Настоящая цель современной власти состоит не в том, чтобы добиться от человека выполнения приказаний, а в том, чтобы человек сам стал предугадывать ее желания, слился с ней, став одним из органов ее тела. В этом и состоит, по Кафке, весь ужас демократического строя.

Жизнь чиновников в "Замке" тоже неустроенна, та же грязь, та же теснота, правда, "у них есть хороший коньяк, но и тот воруют кучера". Служащие Замка сами придавлены бюрократической машиной своей системы, и над каждым начальником стоит свой суровый начальник. "Толстый властвует над бедным человеком в пределах известной системы. Но сам-то он не система. Он даже не властелин, напротив! Ведь и толстый человек носит цепи". Это главный абсурд, раскрытый Кафкой: люди мучаются в системе, которую сами и выстраивают. Мало кто из обитателей призамковой Деревни внушает уважение или симпатию. Если хозяева из замка плохо с ними обращаются, то ведь поселяне сами считают себя достойными такого обращения. А, жалуясь на тяжелую жизнь и мечтая о лучшей, обитатели Деревни все-таки воспринимают свою жизнь, как норму. Именно на таком самоуничижении и держатся тоталитарные режимы. В таком обществе человек ощущает себя и аппарат управления как единое целое: "Между Замком и крестьянами особой разницы нет". Никому из жителей Деревни и в голову не придет провести такое разделение, какое делает К.: "Но, по-моему, тут надо разграничить две стороны дела: с одной стороны, то, что происходит внутри отделов и что они могут толковать так или иначе, а с другой стороны, существует живой человек - я, который стоит вне всех этих служб и которому со стороны именно этих служб угрожает решение на столько бессмысленное, что я еще никак не могу всерьез поверить в эту угрозу".

Зачем К. пришел в Замок? Почему он так упорно хочет здесь прижиться? В романе дается обыденное объяснение: "А я вам сейчас перечислю, что меня тут удерживает: те жертвы, что я принес, чтобы уехать из дому, долгий трудный путь, вполне обоснованные надежды, которые я питал в отношении того, как меня тут примут, мое полное безденежье, невозможность снова найти работу у себя дома, и, наконец, не меньше, чем остальное, моя невеста, живущая здесь". По крайней мере, так землемер говорит старосте, но в начале романа, К. является с какой-то тайной миссией: "К. насторожился. Значит, Замок утвердил за ним звание землемера. С одной стороны, это было ему невыгодно, так как означало, что в Замке о нем знают все, что надо и, учитывая соотношение сил, шутя принимают вызов к борьбе. Но с другой стороны, в этом была своя выгода: по его мнению, это доказывало, что его недооценивают и, следовательно, он будет пользоваться большей свободой, чем предполагал".

Но тогда получается, что своим романом Кафка ниспровергает Бога. Нужно быть атеистом, чтобы увидеть в холодном абсурде Замка хотя бы крупицу божественного. Или стать аборигеном Деревни и с "высоты" добропорядочной нормальности обожествить Замок со всем его абсурдом. Для того, чтобы прижиться в Деревне нужно стать таким же, как все жители Деревни. Для того, чтобы жить в "благословенной обыденности" нужно перестать быть художником. Творить или жить - такой выбор вставал перед многими художниками. Высунувшись из своей "башни" Флобер позавидовал буржуазному семейству, Марина Цветаева изнывала под грузом семейных обязанностей. Несколько раз Кафка пытался жениться, жаждал и боялся этих уз. И, получив долгожданный покой и, может, быть счастье, он погибает, как землемер, дождавшийся разрешения жить в Деревне. Случайность или предсказание.

Долгие годы, работая в страховой компании, Кафка тяготился тем образом жизни, который ему приходилось вести. У него даже возникали мысли о самоубийстве. И лишь узнав, что он неизлечимо болен, писатель нашел в себе силы восстать против отца, уехать в Берлин, о котором он давно мечтал, и начать там новую жизнь. Так на практике Кафка осуществил свой выбор и осознал необходимость сделать себя. Тем же путем идет его герой. Землемер К. делает свой выбор не на основе абстрактных норм, а исходя из ситуации. В романе "Замок" не трудно разглядеть идеи экзистенциализма - философию социальной ответственности. Человек свободен, ибо никакая религия, никакая обще светская мораль не укажет, что надо делать. Слепое подчинение нормам приводит к абсурду. Внимание к судьбе человека, поиск смысла жизни, ощущение тревоги, отчаянья и заброшенности, разобщенность и непонимание людей, тупик, при котором "я" одного человека ограничивает свободу другого, - все это вопросы экзистенциализма, поднимаемые литературой начала ХХ века.

Кафка не смягчает действительность, напротив, он заостряет негативные стороны. "Замок", как и все творчество Кафки, пессимистичен, и автор не видит нужды надевать на читателя розовые очки. Писатель даже иронизирует по поводу мрачных сторон жизни, а человеческое несовершенство воспринимает как должное: "Человек насекомое не потому, что так случилось, а потому, что так должно быть". Но и ведь у самого Кафки не все персонажи насекомые. И если землемер вступает в борьбу с замком, значит, писатель оставляет нам какую-то надежду. Потерпел ли поражение землемер? Да, иногда он делал шаг назад, иногда Замку удавалось заставить его играть по своим правилам, но на то К. и живой человек.

Заключение

Настоящим философом Кафка, конечно же не является, но с точки зрения философского миропонимания выводит весьма интересную структуру.

А именно:

Высший уровень - Божественный, сакральный, непознаваемый;

Человеческий уровень - "рабочий", подконтрольный;

И последний - Мир за реальностью.

Эту дифференциацию можно интерпретировать как собственное самоотречение от мира божественного, поскольку сам Кафка относится к миру человеческому. И это очень важно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Осипов, Г.К. Метаметафора как творческий прием Ф. Кафки/Г.К. Осипов // Филологические науки. - 2005. - № 3.

2. Рудановская, С.В. Опыт абсурда в экзистенциальной философии/С.В. Рудановская // Филологические науки. - 1995. - № 4.

3. Рудницкий, М. Франц Кафка, прочитанный сегодня. / М. Рудницкий. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

4. Камю, А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки/Бунтующий человек. - Москва, 1990.

5. Кафка, Ф. Замок/пер. с нем. Р. Райт-Ковалевой. - Ростов-на-Дону, 1999.

6. Кафка, Ф. Роман, новеллы, притчи / Ф. Кафка. - М.: Азбука-классика, 2005.

7. Клод Давид. Франц Кафка/А. Михилев. - Москва: Молодая гвардия, 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: