Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов




Курс «Теория и методика обучения предмету "Физическая куль­тура"» ориентирован на формирование частнодидактической под­готовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обуче­ния, владеющих методическими навыками и умениями проекти­рования и реализации учебно-воспитательного процесса по пред­мету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.
В преподавании дисциплины решается комплекс педа­гогических задач:
формирование системных знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая куль­тура»;осознание значимости научения двигательным навыкам и уме­ниям, а также развития физических морально-нравственных и во­левых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза, состояния здоровья, физи­ческого развития, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов; преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре; интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения обще­профессиональных и предметных дисциплин в опорные структу­ры профессионально-педагогического мастерства учителя физи­ческой культуры; формирование готовности студентов к педагогической прак­тике в учреждениях общего образования. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изуче­нии разных учебных курсов и дисциплин, в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».
Содержание курса разработано и структурировано с учетом его цели, задач, места и функций в подготовке специалистов — педа­гогов по физической культуре. Последовательность представления разделов и тем основывается на системно-структурном подходе к его построению. Учебный материал описан с использованием понятий и терминов, появившихся в последние два десятилетия. Содержание курса и характер структурирования учебного матери­ала этим отличаются от традиционных методики урока физиче­ской культуры и порядка его изучения в учреждениях профессио­нального физкультурного образования нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Курс состоит из учебного материала в виде теоретических све­дений, педагогических задач и методических упражнений. Теоре­тические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в струк­туре общего образования, цели и задачах дисциплины, содержа­нии образования, педагогических процессах, педагогической си­стеме школьной физической культуры и технологии ее реализа­ции в учреждениях общего образования..

3 Основные понятия предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — это относительно новая и все еще формирующаяся учеб­ная дисциплина. Она представляет специальную область педаго­гического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, воз­никли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенство­вания ее теоретико-методологических основ. К основным понятиям относятся: «предмет "Физиче­ская культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический про­цесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"».Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой — наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышле­ние как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных при­знаках. В логике описан порядок определения понятий: ^опре­деление должно быть соразмерным; 2) определение не должно заклю­чать в себе круга; 3) определение должно быть ясным; 4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия — опре­деление через род и видовое отличие: подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; указание его видового отличия, т. е. выявление существенных при­знаков определяемого, от других понятий. Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключе­вые понятия: «физическая культура», «физическое образование», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система фи­зического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.

4 Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования В настоящем учебном пособии для обозначения причинности и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура» используется термин «фактор»1. Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или не­скольких, на основе которых организуется учебный процесс. Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содер­жания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент струк­туры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказы­вают разнозначное воздействие.В ряду факторов, обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической куль­туре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного обще­ства характеризуется еще более интенсивным совершенствовани­ем машинного производства и повышения его технического уров­ня. Это предъявляет более высокие требования к подготовке и раз­витию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармо­ническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современ­ного воспитания — его цель.Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства и методы физического совершенствования становятся важными ком­понентами идеала всесторонне и гармонически развитой лично­сти. Данный фактор входит в число доминирующих в плане влия­ния на формирование теоретико-методологических основ пред- Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдель­ные черты. мета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных пере­мен содержания образования, средств, форм, методов организа­ции учебного процесса. Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный науч­но-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спор­тивной, рекреационной и бытовой деятельности людей. Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких но­вых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронны­ми быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастаю­щего воздействия научно-технического прогресса.

5 Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура»

Для понимания системности явлений и процессов, протекаю­щих в рамках дидактических оснований, обеспечивающих учеб­но-воспитательную работу по предмету «Физическая культура», велика роль знаний о составе и структуре дидактической систе­мы, т. е. количественном составе элементов и форме их располо­жения в системе. И здесь на первый план выдвигается элемент дидактической системы предмета «Физическая культура». В общей теории системы элемент рассматривается как минимальный ее компонент или максимальный предел ее расчленения. Собствен­ное строение элементов обычно не принимается во внимание. Более того, элемент не может быть описан вне его функциональных ха­рактеристик. Отсюда для системы важно в первую очередь устано­вить не то, каков субстрат элемента, а то, что он делает. ^ Под элементом системы понимается минимальная единица, ко­торая способна выполнить относительно самостоятельную функ­цию в ее структуре. По этой причине любой элемент должен быть востребован для реализации своей специфичной функции. В структуре элемент занимает строго определенное место. По­этому, говоря о структуре системы, подразумевают форму распо­ложения элементов и характер взаимодействия их сторон1. В педагогической системе предмета «Физическая культура» тер­мин «структура» содержит информацию о количестве элементов, которые объединены в целостность, об их характере (сущности), способах взаимосвязи и особенностях воздействия на объект уп­равления, информационных процессах взаимодействия педагогов и учащихся и др. Понятие «структура» обозначает переход на более сложный уро­вень объяснения того, почему качество целостной педагогической системы учебного предмета отличается от простой суммы свойств элементов. Элементы, которые до формирования системы служи­ли научно-методической основой предмета «Физическая культу­ра» (как и любой другой учебной дисциплины) — преподаватель (учитель), учащиеся, учебники, программы, уроки, методы обу­чения и воспитания, — выступают вне системы как участники одной общей деятельности. При этом они могут быть мало или недостаточно взаимосвязанными, без каких-либо закономернос­тей во взаимосвязи. В структуре педагогической системы каждый элемент имеет свое место, свою функцию, обусловленную именно этим местом, свои связи с другими элементами, которые также определены позици­ей элемента относительно других элементов. Таким образом, по­нятие «структура» обладает более глубоким содержанием, чем по­нятия «состав элементов», или «сумма свойств элементов». Эле­менты обсуждаемой системы взаимодействуют друг с другом только своими определенными сторонами, свойствами, а не в целом. От­сюда качество рассматриваемой системы зависит от формы рас­положения ее элементов. В педагогической системе выделяются структуры двух уровней: вертикальная и горизонтальная. ^ Вертикальная струк­тура отражает связи ее элементов с источником информации. В данном случае это социальный заказ государства в сфере обра­зования и физической культуры. Системообразующий элемент пе­дагогической системы учебного предмета получает информаци­онную энергию от функций данной дисциплины. Такова верти­каль информационного обеспечения педагогической системы школьной физической культуры, которая обладает собственной внутренней вертикальной структурой.

6 Функции педагогической системы предмета «Физическая культура»

Термин «функция»1 используется во многих науках. В социальных науках, к группе которых относится и педагогика со всеми ее раз­ветвлениями (в том числе теория и методика обучения предмету «Физическая культура»), этот термин обозначает роль, которую определил социальный институт относительно потребностей об­щественной системы более высокого уровня организации. Под функцией педагогической системы предмета «Физическая культура» подразумевается назначение или роль педагогической сис­темы дисциплины в реализации цели и задач его преподавания в уч­реждениях общего образования. Функции педагогической системы учебного предмета вытека­ют из сущности самой системы, места физической культуры в структуре содержания общего образования, социально-педагоги­ческой нагрузки данной дисциплины и других факторов. 1 Функция (от лат. functio — совершение, исполнение) — категория философии. Важная специфическая функция педагогической системы пред­мета «Физическая культура» — функция самосохранения. Носите­лями данной функции и своеобразным механизмом ее осуществ­ления выступают субъекты, которые составляют содержание про­цессуального блока — элемента «дидактические процессы»: учи­тель и учащиеся; их взаимодействие с признаками на переход во взаимосодействие. Во время взаимодействия педагога и школьни­ков на уроках физической культуры, при разработке педагогиче­ской системы каждого отдельного урока, цикла уроков, посвя­щенных изучению темы, раздела, фрагмента содержания образо­вания по дисциплине; учебного процесса в периодах учебного года (семестр, триместр, четверть, месяц, неделя и др.) учитель ана­лизирует соответствие элементов системы одного другому, выяв­ляет позитивные и негативные аспекты во взаимодействии каж­дого элемента; осуществляет требуемую коррекцию. Обсуждаемая функция тесно связана с другой — функцией са­мосовершенствования. Основную роль в совершенствовании педа­гогический системы учебного предмета выполняет элемент «ди­дактические процессы», который представляет собой динамиче­скую подсистему. В ее структуре функционируют субъект и объект воздействия. В совокупности и во взаимосвязи они составляют два «действующих начала (учитель и учащиеся), образуют два вида де­ятельности — преподавание и учение, взаимосодействуют, а иногда и взаимодействуют. Один вид деятельности невозможен без друго­го, иначе дидактические процессы перестают развиваться целе­направленно. В работе процессуального блока наблюдаются при­знаки рассогласованности, и тогда необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины сбоя, устранить их и обеспечить тре­буемый уровень взаимодействия. При этом могут быть внесены коррективы в состояние одного, двух или нескольких элементов, с тем чтобы система вновь приобрела устойчивость. Сущность кор­рекции — изменение или конкретизация цели преподавания с учетом реальных условий; пересмотр и обновление содержания образования; усовершенствование форм организации и методов обучения, воспитания, развития и др. Таким образом, действие, которое обусловило изменение со­стояния элементов и характер их взаимосвязи, подвергается кор­рекции. Это происходит в силу того, что новые условия или со­стояние системы изменяют первоначальную ситуацию, которая обусловлена возникновением действия. Очевиден механизм само­совершенствования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура».
Внутренней движущей силой, механизмом обеспечения функ­ционирования дидактических процессов служит противоречие между выдвигаемыми требованиями образовательной, воспитатель­ной и развивающей направленности и реальными возможностя­ми их осуществления педагогом и учащимися. Данное противоре­чие становится действенным механизмом функционирования пе­дагогической системы учебного предмета «Физическая культура» в том случае, если новые условия (требования) будут сосредото­чены в пределах зоны ближайшего развития возможностей педа­гога, учащихся и конкретного учреждения общего образования.

7.

8 Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе

Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования при­влекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революцион­ного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педаго­гов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую ос­нову подхода к содержанию образования по предмету «Физиче­ская культура».Содержание образования рассматривается как: одна из категорий педагогики; инвариантный элемент педагогической системы области об­разования, учебного предмета, раздела, темы; фактор, отражающий потребности общества и запросы лич­ности в сфере образования; механизм (инструмент) реализации социального заказа го­сударства в данной области.
Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания об­разования применительно к предмету «Физическая культура» мо­жет основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культу­ры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причаст­ность содержания образования к государственному образователь­ному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, регио­нальному, компонентам).Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или аб­страктное освещение которых существенно затрудняет последую­щее обсуждение. Во-первых, дадим определение понятию «содержание образо­вания» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двига­тельных и инструктивных умений, качеств личности; норм, тре­бований физической подготовленности и видов деятельности, си­стемное усвоение которой обусловливает достижение цели дан­ной дисциплины. Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникно­вении питается информационной энергией, исходящей от глав­ного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели. В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в фор­мировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических про­цессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава со­держания общего образования, содержание образования по фи­зической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: кон­кретизации состава и структуры социального опыта, подлежаще­го системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Та­кой опыт составляет основу для использования физической куль­туры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» при­зван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструк­тивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых ка­честв, видов физкультурной деятельности.

9 Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Кон­ституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с зак­реплением за ней позиции инвариантной составляющей федераль­ного компонента (базовой части) образовательного стандарта. Об­ласть образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориен­тирована на удовлетворение конкретно-исторических потребнос­тей общества (государства) в сфере физического совершенствова­ния учащихся учреждений общего образования в целом. Федеральный компонент ГОСа по физической культуре состав­ляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адек­ватного потребностям социального заказа государства, нацио1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура».нальным системам образования и физического воспитания, кото­рый в совокупности с духовно-нравственными качествами пред­ставляет идеал, формируемый в процессе образования личности.В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности об­щества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть слу­жит основой для формирования физического и морально-нравствен­ного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образо­вания в данной области, обеспечения здорового образа жизни де­тей, подростков, юношей, их личной физической культуры.В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.

10 Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»

Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и примерной учебной программе.
Авторские рабочие учебные программы по дисциплине разра­батываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполни­тельной власти в сфере образования субъектов Федерации (рес­публик, краев, губерний, областей).1 Примерную учебную программу по физической культуре см.: Физическая культура в школе. — 1999. — № 2, 3, 5.В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упо­мянутых документов. В первую очередь должны быть конкретны принципы формирования содержания образования.К числу разработанных относятся принципы централизации (под­чинения всех программ основным ведущим задачам, обусловлен­ным социальным заказом), унификации учебного материала (при­дания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обу­чения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обу­чения), а также учет зоны ближайшего социального и биологиче­ского окружения школьников. Многие считают целесообразной раз­работку двух-трехступенчатых учебных программ с базовым обще­российским, региональным и местным компонентами. Содержа­ние программы по физической культуре представляется как систе­ма знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, дви­гательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а так­же видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками. Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно не­давно в связи с проникновением информатики в управление по­знавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого понятия. В данном случае понятие блок ис­пользуется для обозначения структурной единицы теоретической модели содержания образования, характеризующей системно упоря­доченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов. Блок системы знаний состоит из теоретических поло­жений о физической культуре как элементе общей культуры лич­ности:значение физической культуры для нормального роста и раз­вития организма;виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;место этих видов в двигательном режиме учащегося в учеб­ном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на ме­стах отдыха детей;знания об использовании физических упражнений в оздоро­вительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на форми­рование и развитие детей, подростков, молодежи;использование физической культуры в рекреации (организа­ции здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обес­печении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.В содержании общего среднего физкультурно­го образования может быть материал для закрепления зна­ний:о строении организма человека и его функциях;гигиене личной, общественной и связанной с занятиями физ­культурой и спортом;режиме дня, двигательном режиме;заботе о своей осанке;закаливании;физических упражнениях как средстве развития и занятиях спортом, индивидуально и в группах

11. Особенности дидактических процессов

Как отмечалось, первые два элемента педагогической систе­мы — цель учебного предмета и содержание образования — в сово­купности обусловливают формирование третьего элемента, при­званного обеспечить перевод содержания образования по физи­ческой культуре в компоненты опыта личности учащегося. Впо­следствии содержание образования, будучи усвоенным учащи­мися (в виде системных знаний, двигательных навыков и уме­ний их применить в процессе занятий физической культурой, спортом, сдвигов в развитии двигательных, нравственных и во­левых качеств личности), обеспечит общее физкультурное обра- * зование школьников, условия для систематического, целена­правленного использования физической культуры учащимися са­мостоятельно. Новый, третий элемент, придающий системе про­цессуально-деятельное начало и завершающий формирование це­лостности, готовности функционировать, назван дидактически­ми процессами. Дидактические процессы как бы «оживляют» цель и содержа­ние образования, обеспечивают функционирование системы как целостностного механизма. Реализацию аналогичной функции в методической системе учебного предмета или его дидактических оснований традиционно выполняет учебный процесс, или про­цесс обучения, который обслуживает уроки физической культу­ры. Дидактические процессы и процесс обучения — понятия близ­кие, но не синонимичные. Процесс обучения в общедидактиче­ском аспекте более полно освещен в педагогической литературе. И тем не менее все еще не сформировано однозначное понима­ние терминов «обучение» или «процесс обучения» как в общей дидактике, так и в методике физической культуры. При анализе этой проблемы авторы обращались к ее освещению в педагогике как базовой науки.Из существующих подходов к объяснению природы процесса обучения, функционирующего на уровне учебного предмета, для рассмотрения дидактических процессов по физической культуре наиболее доступно и приемлемо научно-педагогическое насле­дие Ю.К.Бабанского. Процесс обучения он понимал как орга­ническую часть более широкого понятия — учебно-воспитатель­ного, или педагогического, процесса, предостерегал от рассмот­рения его как механической суммы процессов обучения, воспи­тания, развития. Ю. К. Бабанский видел в процессе обучения но­вое явление, отражающее органическое единство упомянутых про­цессов в одном макропроцессе при сохранении специфических и качественных отличий составляющих его микропроцессов. Учеб­но-воспитательный процесс он представлял не только как воз­действие педагогов на учащихся, но и как своеобразное их взаи­модействие, в котором проявляется единство внешнего воздей­ствия на личность, внутреннего отражения, усвоения, прелом­ления этого воздействия (причем это отражение часто носит опе­режающий характер), возникновение обратного действия объекта на субъект, а также самостоятельного воздействия объекта на себя, т.е. самовоспитание, самообучение, самосовершенство­вание. Основная сущность данного педагогического явления на уров­не учебного предмета его функционирования и заключается во взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения. Ибо вне отношения «преподавание — учение» обучение просто не существует. На уроках физической культуры взаимодействуют пе­дагоги, коллектив учащихся, основные субъекты дидактических процессов. Педагоги передают учащимся определенную «порцию» содержания образования, отраженную в учебных программах и учебниках. Учитель воздействует на учащихся, сообщая им педа­гогически обработанный учебный материал, используя специаль­но отобранные и обоснованные формы организации учебной де­ятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), адек­ватные методы обучения воспитания и развития, а также другие средства и способы, нацеленные на перевод последнего в знания, умения, навыки, сдвиги в показателях развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств личности.Так возникает взаимодействие коллектива класса с содержа­нием учебного материала, т. е. сам процесс обучения придает ему определенное движение от одного уровня (состояния) обученно-сти к другому. Для выражения процессуальное™ обучения в об­щей педагогике используют понятия «акт обучения», «шаг обуче­ния». Оба термина передают смысл движения педагогов и уча­щихся, эволюцию с признаками цикличности во взаимодействии субъектов дидактических процессов.

12. Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов В ходе дидактических процессов формируются системы знаний, двигательных и инструктивных навыков; развиваются двигатель­ные, нравственные и волевые качества как стороны единого про­цесса. Три процесса сопутствуют друг другу, будучи неоднознач­ными по своим методам и средствам. В педагогическом процессе внимание акцентируется на обучении (формировании навыков и умений) или развитии двигательных качеств. В зависимости от цели цикла дидактической системы один из них доминирует. Посколь­ку двигательные навыки и умения — это функциональные обра­зования, формирующиеся как результат освоения учащимися дви­гательных действий, необходимо рассмотреть их с точки зрения наук, занимающихся изучением функций человеческого организ­ма, — физиологии и психологии. Весомый вклад в изучение физиологических основ поведен­ческих актов человека внес П.К.Анохин1, автор теории о систе-могенезе, или физиологии функциональных систем, которая призна­ется в настоящее время наиболее полно отражающей материали­стическое понимание психофизиологических механизмов образо­вания двигательных навыков и умений в процессе физического воспитания у нас в стране и за рубежом.В соответствии с концепцией физиологии функциональной системы овладение двигательным действием в обобщенном виде представляется как повторение цепи событий принципиально одинаковой архитектоники (строения). Многие отечественные психологи и педагоги признают два уровня двигательного умения в освоении основных движений, которые могут быть предметом обучения на уроках физической культуры и занятиях секций по видам спорта в школе, а также учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ различных типов. Таким образом, частнодидактическая разработка проблем учеб­но-воспитательного процесса по предмету «Физическая культу­ра» базируется на достижениях физиологии человека, общей и педагогической психологии, психологии физического воспитания и педагогики, которые рассматриваются в качестве одной из ме­тодологических платформ теории и методики обучения предмету «Физическая культура». В дальнейшем при целенаправленной совместной учебной дея­тельности педагога и учащихся данное умение трансформируется в двигательный навык, соответствующий основе типовой техни­ки изучаемого физического упражнения.
В процессе многократного повторного выполнения изучаемого двигательного действия или его элементов отдельные, вначале как бы изолированные друг от друга двигательные навыки в совокуп­ности могут быть преобразованы в двигательное умение высшего порядка, например в умение играть (в спортивных и подвижных играх), бороться (в спортивных единоборствах), самостоятельно заниматься физической культурой, эффективно выполнять в со­ревновательных и иных условиях легкоатлетические или гимна­стические упражнения, ходить на лыжах, плавать и т.д

13 Субъекты дидактического взаимодействи
Главные составляющие дидактических процессов — деятель­ность преподавания и деятельность учения. Всякие суждения о про­цессе обучения, где деятельности преподавания и учения не рас­сматриваются в единстве и взаимосвязи, не могут быть признаны корректными. Носителями упомянутых видов деятельности вы­ступают педагог и учащиеся. Функции педагога в проектирова­нии, организации и реализации дидактических процессов явля­ются главными. Педагог — это специалист, занимающийся воспитанием, об-. разованием и обучением детей и молодежи, имеющий профессио­нальную подготовку по специальностям «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельно­сти», «Адаптивная физическая культура».Педагог знает, что, где, когда и как надо делать, умеет дей­ствовать в соответствии с педагогическими законами, несет в ус­тановленном порядке ответственность за результативность своей профессиональной деятельности.Учитель физической культуры — это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состоя­ние учащихся. Поэтому к учителю физической культуры предъяв­ляются высокие требования. Он должен:иметь высокий уровень профессиональной подготовленности (знание предмета преподавания);быть компетентным в смежных областях знаний, особенно в области естествознания (анатомия человека, физиология челове­ка, гигиена общая, школьная и физического воспитания, спортив­ная медицина, лечебная физическая культура, педагогика, пси­хология, физика с основами биомеханики и др.);быть физически развитым, всесторонне двигательно подго­товленным, с красивой осанкой;опрятно одеваться, соблюдать педагогический такт;- быть дисциплинированным, честным, справедливым и тре­бовательным.Современные школьники предпочитают учителей физической культуры с высоким уровнем спортивно-педагогической подго­товки по двум-трем видам спорта, которые наиболее популярны среди школьников..

14. Этапы дидактических процессов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: