Курс «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» ориентирован на формирование частнодидактической подготовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обучения, владеющих методическими навыками и умениями проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.
В преподавании дисциплины решается комплекс педагогических задач:
формирование системных знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая культура»;осознание значимости научения двигательным навыкам и умениям, а также развития физических морально-нравственных и волевых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза, состояния здоровья, физического развития, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов; преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре; интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения общепрофессиональных и предметных дисциплин в опорные структуры профессионально-педагогического мастерства учителя физической культуры; формирование готовности студентов к педагогической практике в учреждениях общего образования. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изучении разных учебных курсов и дисциплин, в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».
Содержание курса разработано и структурировано с учетом его цели, задач, места и функций в подготовке специалистов — педагогов по физической культуре. Последовательность представления разделов и тем основывается на системно-структурном подходе к его построению. Учебный материал описан с использованием понятий и терминов, появившихся в последние два десятилетия. Содержание курса и характер структурирования учебного материала этим отличаются от традиционных методики урока физической культуры и порядка его изучения в учреждениях профессионального физкультурного образования нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Курс состоит из учебного материала в виде теоретических сведений, педагогических задач и методических упражнений. Теоретические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в структуре общего образования, цели и задачах дисциплины, содержании образования, педагогических процессах, педагогической системе школьной физической культуры и технологии ее реализации в учреждениях общего образования..
|
3 Основные понятия предмета «Физическая культура»
Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, возникли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенствования ее теоретико-методологических основ. К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"».Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой — наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышление как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. В логике описан порядок определения понятий: ^определение должно быть соразмерным; 2) определение не должно заключать в себе круга; 3) определение должно быть ясным; 4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия — определение через род и видовое отличие: подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; указание его видового отличия, т. е. выявление существенных признаков определяемого, от других понятий. Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключевые понятия: «физическая культура», «физическое образование», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система физического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.
|
|
4 Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования В настоящем учебном пособии для обозначения причинности и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура» используется термин «фактор»1. Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или нескольких, на основе которых организуется учебный процесс. Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содержания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент структуры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказывают разнозначное воздействие.В ряду факторов, обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической культуре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышения его технического уровня. Это предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармоническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современного воспитания — его цель.Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства и методы физического совершенствования становятся важными компонентами идеала всесторонне и гармонически развитой личности. Данный фактор входит в число доминирующих в плане влияния на формирование теоретико-методологических основ пред- Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. мета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных перемен содержания образования, средств, форм, методов организации учебного процесса. Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный научно-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спортивной, рекреационной и бытовой деятельности людей. Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса.
5 Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура»
Для понимания системности явлений и процессов, протекающих в рамках дидактических оснований, обеспечивающих учебно-воспитательную работу по предмету «Физическая культура», велика роль знаний о составе и структуре дидактической системы, т. е. количественном составе элементов и форме их расположения в системе. И здесь на первый план выдвигается элемент дидактической системы предмета «Физическая культура». В общей теории системы элемент рассматривается как минимальный ее компонент или максимальный предел ее расчленения. Собственное строение элементов обычно не принимается во внимание. Более того, элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик. Отсюда для системы важно в первую очередь установить не то, каков субстрат элемента, а то, что он делает. ^ Под элементом системы понимается минимальная единица, которая способна выполнить относительно самостоятельную функцию в ее структуре. По этой причине любой элемент должен быть востребован для реализации своей специфичной функции. В структуре элемент занимает строго определенное место. Поэтому, говоря о структуре системы, подразумевают форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон1. В педагогической системе предмета «Физическая культура» термин «структура» содержит информацию о количестве элементов, которые объединены в целостность, об их характере (сущности), способах взаимосвязи и особенностях воздействия на объект управления, информационных процессах взаимодействия педагогов и учащихся и др. Понятие «структура» обозначает переход на более сложный уровень объяснения того, почему качество целостной педагогической системы учебного предмета отличается от простой суммы свойств элементов. Элементы, которые до формирования системы служили научно-методической основой предмета «Физическая культура» (как и любой другой учебной дисциплины) — преподаватель (учитель), учащиеся, учебники, программы, уроки, методы обучения и воспитания, — выступают вне системы как участники одной общей деятельности. При этом они могут быть мало или недостаточно взаимосвязанными, без каких-либо закономерностей во взаимосвязи. В структуре педагогической системы каждый элемент имеет свое место, свою функцию, обусловленную именно этим местом, свои связи с другими элементами, которые также определены позицией элемента относительно других элементов. Таким образом, понятие «структура» обладает более глубоким содержанием, чем понятия «состав элементов», или «сумма свойств элементов». Элементы обсуждаемой системы взаимодействуют друг с другом только своими определенными сторонами, свойствами, а не в целом. Отсюда качество рассматриваемой системы зависит от формы расположения ее элементов. В педагогической системе выделяются структуры двух уровней: вертикальная и горизонтальная. ^ Вертикальная структура отражает связи ее элементов с источником информации. В данном случае это социальный заказ государства в сфере образования и физической культуры. Системообразующий элемент педагогической системы учебного предмета получает информационную энергию от функций данной дисциплины. Такова вертикаль информационного обеспечения педагогической системы школьной физической культуры, которая обладает собственной внутренней вертикальной структурой.
6 Функции педагогической системы предмета «Физическая культура»
Термин «функция»1 используется во многих науках. В социальных науках, к группе которых относится и педагогика со всеми ее разветвлениями (в том числе теория и методика обучения предмету «Физическая культура»), этот термин обозначает роль, которую определил социальный институт относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации. Под функцией педагогической системы предмета «Физическая культура» подразумевается назначение или роль педагогической системы дисциплины в реализации цели и задач его преподавания в учреждениях общего образования. Функции педагогической системы учебного предмета вытекают из сущности самой системы, места физической культуры в структуре содержания общего образования, социально-педагогической нагрузки данной дисциплины и других факторов. 1 Функция (от лат. functio — совершение, исполнение) — категория философии. Важная специфическая функция педагогической системы предмета «Физическая культура» — функция самосохранения. Носителями данной функции и своеобразным механизмом ее осуществления выступают субъекты, которые составляют содержание процессуального блока — элемента «дидактические процессы»: учитель и учащиеся; их взаимодействие с признаками на переход во взаимосодействие. Во время взаимодействия педагога и школьников на уроках физической культуры, при разработке педагогической системы каждого отдельного урока, цикла уроков, посвященных изучению темы, раздела, фрагмента содержания образования по дисциплине; учебного процесса в периодах учебного года (семестр, триместр, четверть, месяц, неделя и др.) учитель анализирует соответствие элементов системы одного другому, выявляет позитивные и негативные аспекты во взаимодействии каждого элемента; осуществляет требуемую коррекцию. Обсуждаемая функция тесно связана с другой — функцией самосовершенствования. Основную роль в совершенствовании педагогический системы учебного предмета выполняет элемент «дидактические процессы», который представляет собой динамическую подсистему. В ее структуре функционируют субъект и объект воздействия. В совокупности и во взаимосвязи они составляют два «действующих начала (учитель и учащиеся), образуют два вида деятельности — преподавание и учение, взаимосодействуют, а иногда и взаимодействуют. Один вид деятельности невозможен без другого, иначе дидактические процессы перестают развиваться целенаправленно. В работе процессуального блока наблюдаются признаки рассогласованности, и тогда необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины сбоя, устранить их и обеспечить требуемый уровень взаимодействия. При этом могут быть внесены коррективы в состояние одного, двух или нескольких элементов, с тем чтобы система вновь приобрела устойчивость. Сущность коррекции — изменение или конкретизация цели преподавания с учетом реальных условий; пересмотр и обновление содержания образования; усовершенствование форм организации и методов обучения, воспитания, развития и др. Таким образом, действие, которое обусловило изменение состояния элементов и характер их взаимосвязи, подвергается коррекции. Это происходит в силу того, что новые условия или состояние системы изменяют первоначальную ситуацию, которая обусловлена возникновением действия. Очевиден механизм самосовершенствования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура».
Внутренней движущей силой, механизмом обеспечения функционирования дидактических процессов служит противоречие между выдвигаемыми требованиями образовательной, воспитательной и развивающей направленности и реальными возможностями их осуществления педагогом и учащимися. Данное противоречие становится действенным механизмом функционирования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура» в том случае, если новые условия (требования) будут сосредоточены в пределах зоны ближайшего развития возможностей педагога, учащихся и конкретного учреждения общего образования.
7.
8 Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе
Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования привлекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революционного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педагогов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую основу подхода к содержанию образования по предмету «Физическая культура».Содержание образования рассматривается как: одна из категорий педагогики; инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы; фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования; механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.
Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержания образования к государственному образовательному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, региональному, компонентам).Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение. Во-первых, дадим определение понятию «содержание образования» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины. Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникновении питается информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели. В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических процессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава содержания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности.
9 Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»
Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Конституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом. Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, нацио1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура».нальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть служит основой для формирования физического и морально-нравственного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образования в данной области, обеспечения здорового образа жизни детей, подростков, юношей, их личной физической культуры.В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.
10 Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и примерной учебной программе.
Авторские рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (республик, краев, губерний, областей).1 Примерную учебную программу по физической культуре см.: Физическая культура в школе. — 1999. — № 2, 3, 5.В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упомянутых документов. В первую очередь должны быть конкретны принципы формирования содержания образования.К числу разработанных относятся принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), а также учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников. Многие считают целесообразной разработку двух-трехступенчатых учебных программ с базовым общероссийским, региональным и местным компонентами. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками. Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно недавно в связи с проникновением информатики в управление познавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого понятия. В данном случае понятие блок используется для обозначения структурной единицы теоретической модели содержания образования, характеризующей системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов. Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности:значение физической культуры для нормального роста и развития организма;виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей;знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи;использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.В содержании общего среднего физкультурного образования может быть материал для закрепления знаний:о строении организма человека и его функциях;гигиене личной, общественной и связанной с занятиями физкультурой и спортом;режиме дня, двигательном режиме;заботе о своей осанке;закаливании;физических упражнениях как средстве развития и занятиях спортом, индивидуально и в группах
11. Особенности дидактических процессов
Как отмечалось, первые два элемента педагогической системы — цель учебного предмета и содержание образования — в совокупности обусловливают формирование третьего элемента, призванного обеспечить перевод содержания образования по физической культуре в компоненты опыта личности учащегося. Впоследствии содержание образования, будучи усвоенным учащимися (в виде системных знаний, двигательных навыков и умений их применить в процессе занятий физической культурой, спортом, сдвигов в развитии двигательных, нравственных и волевых качеств личности), обеспечит общее физкультурное обра- * зование школьников, условия для систематического, целенаправленного использования физической культуры учащимися самостоятельно. Новый, третий элемент, придающий системе процессуально-деятельное начало и завершающий формирование целостности, готовности функционировать, назван дидактическими процессами. Дидактические процессы как бы «оживляют» цель и содержание образования, обеспечивают функционирование системы как целостностного механизма. Реализацию аналогичной функции в методической системе учебного предмета или его дидактических оснований традиционно выполняет учебный процесс, или процесс обучения, который обслуживает уроки физической культуры. Дидактические процессы и процесс обучения — понятия близкие, но не синонимичные. Процесс обучения в общедидактическом аспекте более полно освещен в педагогической литературе. И тем не менее все еще не сформировано однозначное понимание терминов «обучение» или «процесс обучения» как в общей дидактике, так и в методике физической культуры. При анализе этой проблемы авторы обращались к ее освещению в педагогике как базовой науки.Из существующих подходов к объяснению природы процесса обучения, функционирующего на уровне учебного предмета, для рассмотрения дидактических процессов по физической культуре наиболее доступно и приемлемо научно-педагогическое наследие Ю.К.Бабанского. Процесс обучения он понимал как органическую часть более широкого понятия — учебно-воспитательного, или педагогического, процесса, предостерегал от рассмотрения его как механической суммы процессов обучения, воспитания, развития. Ю. К. Бабанский видел в процессе обучения новое явление, отражающее органическое единство упомянутых процессов в одном макропроцессе при сохранении специфических и качественных отличий составляющих его микропроцессов. Учебно-воспитательный процесс он представлял не только как воздействие педагогов на учащихся, но и как своеобразное их взаимодействие, в котором проявляется единство внешнего воздействия на личность, внутреннего отражения, усвоения, преломления этого воздействия (причем это отражение часто носит опережающий характер), возникновение обратного действия объекта на субъект, а также самостоятельного воздействия объекта на себя, т.е. самовоспитание, самообучение, самосовершенствование. Основная сущность данного педагогического явления на уровне учебного предмета его функционирования и заключается во взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения. Ибо вне отношения «преподавание — учение» обучение просто не существует. На уроках физической культуры взаимодействуют педагоги, коллектив учащихся, основные субъекты дидактических процессов. Педагоги передают учащимся определенную «порцию» содержания образования, отраженную в учебных программах и учебниках. Учитель воздействует на учащихся, сообщая им педагогически обработанный учебный материал, используя специально отобранные и обоснованные формы организации учебной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), адекватные методы обучения воспитания и развития, а также другие средства и способы, нацеленные на перевод последнего в знания, умения, навыки, сдвиги в показателях развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств личности.Так возникает взаимодействие коллектива класса с содержанием учебного материала, т. е. сам процесс обучения придает ему определенное движение от одного уровня (состояния) обученно-сти к другому. Для выражения процессуальное™ обучения в общей педагогике используют понятия «акт обучения», «шаг обучения». Оба термина передают смысл движения педагогов и учащихся, эволюцию с признаками цикличности во взаимодействии субъектов дидактических процессов.
12. Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов В ходе дидактических процессов формируются системы знаний, двигательных и инструктивных навыков; развиваются двигательные, нравственные и волевые качества как стороны единого процесса. Три процесса сопутствуют друг другу, будучи неоднозначными по своим методам и средствам. В педагогическом процессе внимание акцентируется на обучении (формировании навыков и умений) или развитии двигательных качеств. В зависимости от цели цикла дидактической системы один из них доминирует. Поскольку двигательные навыки и умения — это функциональные образования, формирующиеся как результат освоения учащимися двигательных действий, необходимо рассмотреть их с точки зрения наук, занимающихся изучением функций человеческого организма, — физиологии и психологии. Весомый вклад в изучение физиологических основ поведенческих актов человека внес П.К.Анохин1, автор теории о систе-могенезе, или физиологии функциональных систем, которая признается в настоящее время наиболее полно отражающей материалистическое понимание психофизиологических механизмов образования двигательных навыков и умений в процессе физического воспитания у нас в стране и за рубежом.В соответствии с концепцией физиологии функциональной системы овладение двигательным действием в обобщенном виде представляется как повторение цепи событий принципиально одинаковой архитектоники (строения). Многие отечественные психологи и педагоги признают два уровня двигательного умения в освоении основных движений, которые могут быть предметом обучения на уроках физической культуры и занятиях секций по видам спорта в школе, а также учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ различных типов. Таким образом, частнодидактическая разработка проблем учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» базируется на достижениях физиологии человека, общей и педагогической психологии, психологии физического воспитания и педагогики, которые рассматриваются в качестве одной из методологических платформ теории и методики обучения предмету «Физическая культура». В дальнейшем при целенаправленной совместной учебной деятельности педагога и учащихся данное умение трансформируется в двигательный навык, соответствующий основе типовой техники изучаемого физического упражнения.
В процессе многократного повторного выполнения изучаемого двигательного действия или его элементов отдельные, вначале как бы изолированные друг от друга двигательные навыки в совокупности могут быть преобразованы в двигательное умение высшего порядка, например в умение играть (в спортивных и подвижных играх), бороться (в спортивных единоборствах), самостоятельно заниматься физической культурой, эффективно выполнять в соревновательных и иных условиях легкоатлетические или гимнастические упражнения, ходить на лыжах, плавать и т.д
13 Субъекты дидактического взаимодействи
Главные составляющие дидактических процессов — деятельность преподавания и деятельность учения. Всякие суждения о процессе обучения, где деятельности преподавания и учения не рассматриваются в единстве и взаимосвязи, не могут быть признаны корректными. Носителями упомянутых видов деятельности выступают педагог и учащиеся. Функции педагога в проектировании, организации и реализации дидактических процессов являются главными. Педагог — это специалист, занимающийся воспитанием, об-. разованием и обучением детей и молодежи, имеющий профессиональную подготовку по специальностям «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельности», «Адаптивная физическая культура».Педагог знает, что, где, когда и как надо делать, умеет действовать в соответствии с педагогическими законами, несет в установленном порядке ответственность за результативность своей профессиональной деятельности.Учитель физической культуры — это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся. Поэтому к учителю физической культуры предъявляются высокие требования. Он должен:иметь высокий уровень профессиональной подготовленности (знание предмета преподавания);быть компетентным в смежных областях знаний, особенно в области естествознания (анатомия человека, физиология человека, гигиена общая, школьная и физического воспитания, спортивная медицина, лечебная физическая культура, педагогика, психология, физика с основами биомеханики и др.);быть физически развитым, всесторонне двигательно подготовленным, с красивой осанкой;опрятно одеваться, соблюдать педагогический такт;- быть дисциплинированным, честным, справедливым и требовательным.Современные школьники предпочитают учителей физической культуры с высоким уровнем спортивно-педагогической подготовки по двум-трем видам спорта, которые наиболее популярны среди школьников..
14. Этапы дидактических процессов