Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (конкретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитательного процесса.Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, постоянного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обоснованных средств, методов и форм организации преподавания и учения.Данный вид дидактического взаимодействия представлен центральным звеном «шага» — единицы функционирования дидактических процессов — и подробно описан ранее.Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания образования по физической культуре и вследствие обратного отражения школьниками его собственных воздействий.
В зависимости от состояния фактической обученное™ учащихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных возможностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культурыВариант 1 ^ Деятельность учителя Деятельность учащихся Организация репродуктивной дея- Репродуктивная учебная деятель-
тельности учащихся: сообщает но- ность: воспринимают словеснуювые знания, связанные с влияни- или наглядную информацию учием физических упражнений на мор- теля, усваивают и воспроизводятфофункциональное развитие ор- их знанияганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической культурыОсуществляет вербально-зритель- Воспринимают учебную информа-ное воздействие, организуя обуче- цию и выполняют двигательноение технике двигательного дейст- действие по образцу, т. е. воспро-вия, предусмотренного учебной изводят способ деятельности
программойВариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся ^ Деятельность учителя Деятельность учащихся Информирует учащихся о новом Воспринимают учебную информа-знании, новых способах выполне- циюния двигательного действия с применением различных методови приемов с использованием слов
и обеспечением наглядностиОбъясняет и демонстрирует узло- Усваивают важные элементы ос-вые, важные элементы техники изу- новы техники изучаемого двига-чаемого двигательного действия тельного действияОрганизует осмысливание двига- Применяют различные способытельной задачи и учебной инфор- для осознания учебной информа-
мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учебного задания, обоснованные способы решения двигательной задачиОрганизует активную учебную де- Выполняют учебные задания, со-ятельность по упрочению правиль- средоточив внимание на трудныхно усвоенной техники или коррек- для выполнения моментах, ана-
ции искажений в основе техники лизируют контрольно-коррекци-изучаемого двигательного дейст- онную информацию, применяютвия, усиливает контрольно-коррек- усвоенное двигательное действиеционную работу, организует дви- в комбинациях физических упраж-гательную деятельность, чтобы за- нений (гимнастика), подвижных
крепить правильную технику испол- и спортивных играх, спаррингахнения изучаемого материала (единоборство) или с усложнени-ем привычных условий (легкая атлетика, лыжная подготовка)
|
|
30. Подготовка учителя к уроку физической культуры
Сущность операционно-деятельностного компонента сводится к подготовке к уроку физической культуры, содержание которого соответствует предыдущим компонентам — целеполаганию и программированию.Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, составляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости подготовки к уроку не дискутируется.Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специалистов по теории и практике школьного урока физической культуры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифицированные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Действительно, систематическая подготовка к уроку — одновременно одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.
|
Специалисты по вопросам теории и практики урока выделяют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку.Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготовки учителя к уроку по данной дисциплине, предварительная работа включает сложную деятельность учителя, о которой говорилось ранее. Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя составляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текущего учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выявить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям и др.Полезной информацией располагают учитель, который работал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный актив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвоение программного материала в будущем году.Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их причины. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в новом учебном году.Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок.После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необходимо подготовить:а) себя к работе;б) актив класса;
в) место для проведения занятия;г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д.Подготовка (проектирование) содержания урока начинается собоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкретизации образовательных (дидактических) целей и задач.
Приводим примеры их конкретизации для педагога (но не для учащихся, для которых эти цели и задачи должны формулироваться более доступно). Например, задачи при обучении технике бега:сформировать представление о беге с высокого (или низкого) старта;научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т.д.;научить правильным положениям туловища или головы в беге; научить правильной постановке стопы.
31. АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ Анализ урока — необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе.Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся.Цель анализа урока может быть различной. Одна из доминирующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидакти-ческой подготовленности учителя. При посещении урока и его последующем анализе определяются положительные и отрицательные стороны в организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или методическое объединение учителей конкретной местности (района, города, области и т.д.). Арсенал умений, который признан полезным, распространяется в практике работы учителей данной территории. Одновременно учителю указывают на слабые стороны его методической подготовки, обосновывают рекомендации по их устранению. Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы учащихся; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реализация образовательной, воспитательной или оздоровительной направленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем единых требований к преподаванию; руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др.В последнее время в связи с введением аттестации учителей анализ урока и приобщение материалов его обсуждения к содержанию аттестационных материалов стали практикой. Метод педагогического наблюдения — один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования. Наблюдение как метод исследования широко применяется в педагогике и психологии.В методических материалах данный метод называется: «методический анализ урока», «педагогический анализ урока», «педагогическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культуры» и др. ^ Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры — это целенаправленный и планомерный процесс сбора,обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся). Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физкультурных учебных заведений педагогическое наблюдение называют анализом урока по схеме, потому что выявление и регистрация требуемой информации для лица, выполняющего функции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффективность этой работы во многом зависит от предварительной подготовки. Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность метода анализа — определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной. ^ Общая плотность — это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относится время, затраченное на организацию учащихся, на использование словесных методов (и слушание учащихся), на обеспечение наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполнение упражнений, отдых, за исключением вынужденного простаивания. ^ Двигательная (или моторная) плотность — это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах.
Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятельностью одного из учащихся данного класса. Для большей объективности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения упражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учеником. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновременно или раздельно. Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока (По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать физическую нагрузкуна уроке.
Метод пульсометрии помогает получить показатели, характеризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, опосредованно, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путем.
32. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольная деятельность учителя физической культуры выступает как элемент, который в совокупности с другими (целе-полагание, отбор и обоснование оптимального содержания обучения, форм его организации и методов реализации; программирование дидактических процессов; непосредственное дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся) составляет технологию учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине.Функции контроля заключаются в определении соответствия учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам.Благодаря наличию в структуре педагогической технологии такого компонента учитель имеет возможность получить конкретную информацию о том, насколько реальный учебно-воспитательный процесс соответствует запланированному.Отсюда цель контроля — получение конкретной информации, которая характеризует признаки конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса, определение типичных и индивидуальных затруднений учащихся в усвоении конкретного учебного материала и подготовку рекомендаций по устранению негативных тенденций в дидактическом взаимодействии учителя и учащихся. Вместе с тем контрольно-коррек-ционный компонент должен быть элементом и учебной деятельности школьника. В противном случае контрольная функция преподавателя может быть воспринята учеником как проявление его воли, его единоличного мнения.Учащиеся могут воспринимать смысл двигательной задачи, если учителю удается предложить соответствующую мотивацию и создать позитивное отношение к уроку в целом, к усвоению изучаемого на данном уроке двигательного действия. При этом у учащихся важно сформировать наряду с умением воспринимать словесные воздействия, наблюдать за наглядными воздействиями умение контролировать качество выполнения физического упражнения, оценивать результаты своей учебной деятельности.
33. выды и форма Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости. Предварительный контроль имеет целью определение исходного состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Такой контроль в форме учета реализуется задолго до начала изучения нового раздела программы, в начале учебного года, семестра. Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученное™ по итогам предыдущего учебного года в виде знаний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки, которые имеют определенное значение в предстоящем учебном году. Материалы предварительного учета используются для конкретизации целей и задач соответствующих циклов технологии учебно-воспитательного процесса. Они могут быть использованы и для определения сдвигов в уровне фактической обученное™ школьников в учебной четверти, семестре, году.Показатели предварительного учета, будучи факторами конкретизации целевой ориентации цикла технологии, используются для обоснования содержания, форм и методов подготовительного этапа обучения. С подобными материалами следует ознакомить и учащихся. Им должны быть известны их учебные возможности. К примеру, учитель дал контрольное задание, связанное с лазаньем по канату, обнаружил, что некоторые учащиеся владеют техникой выполнения данного упражнения способом «в три приема». Это обстоятельство позволит дифференцировать содержание деятельности учителя и коллектива класса на подготовительном и последующих этапах обучения. В частности, тем учащимся, которые уже умеют выполнять данную двигательную задачу, не нужен не только подготовительный этап, но и этап формирования умения выполнить изучаемое двигательное действие по общей схеме. Появляется возможность использовать этих учащихся в качестве помощников и подготовить для них индивидуальные задания, пересмотреть ранее намеченные формы организации их деятельности на уроке. Соответственно должна быть скорректирована работа и со слабыми и средними учащимися.Таким образом, контроль, нацеленный на выявление возможностей учащихся для усвоения того или иного раздела программы, реализуемый в виде предварительного учета, крайне необходим. Без него невозможны правильное построение процесса обучения на уроках физической культуры и управление им.Материалы предварительного учета могут представить большой интерес и для руководителей педагогических коллективов школ. Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя достигает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои успехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооценки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев. Оперативный, или периодический, контроль — это такая разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного года. Его можно сравнивать со срезовым контролем, проводимым инистерством образования.Задачи оперативного контроля:выявить характер усвоения учащимися отдельных разделов программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;определить характер воздействия учебного процесса на сдвиги в уровнях физического развития и физической подготовленности;определить подготовленность учащихся к выполнению норм и требований программы.Оперативный контроль проводится, таким образом, после изучения логически законченной части раздела программы или в конце определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению большего объема программного материала. Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, семестр) или целостного микро-, мезо- и макроциклов учебного процесса.Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.В конце каждого этапа учебного года или его периода, по истечении которого администрация школы и органы управления образованием анализируют и оценивают работу, подводят промежуточные итоги. Для школ и органов образования такими этапами являются учебная четверть, полугодие (семестр).Итоговый контроль проводится в конце микро-, мезо- и макроциклов учебно-воспитательного процесса.Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных периодов учебного года заключается в сопоставлении плановых и реально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися программного материала на промежуточных отрезках годичного Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в вводной или заключительной части урока учитель решил определить сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут быть даны учащимися прямо в строю. Всему классу или группе учащихся может быть предложено выполнить какой-либо элемент техники ранее изученного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает учителю нужную информацию в кратчайшее время. Так, во время разминочного медленного бега учитель предлагает по его сигналу выполнить остановку прыжком и фиксировать баскетбольную стойку.
При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся за сравнительно небольшое время. Групповая форма контроля используется в тех случаях, когда на уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся организованы по группам.Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход реализации двигательной задачи частью учащихся класса, получивших групповое задание.Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают участие все учащиеся группы.Групповая форма может быть использована для контроля знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности, сформированности умений, самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.д. Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого выявления уровня подготовленности учащихся, их знаний, умений, навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов-опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой форме. В педагогической литературе обоснован ряд требований к контролю.В их числе:соответствие целевой ориентации цикла технологии учебно-воспитательного процесса, компонентом которого является контроль;индивидуальность, которая обусловливает контроль за учебной деятельностью каждого школьника, не допуская при этом подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса в целом, и наоборот;систематичность контроля, его присутствие во всех циклах технологии учебно-воспитательного процесса;всесторонность контроля с охватом всех разделов и тем учебной программы (знания, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, нормы, требования);разнообразие форм и методов его осуществления;объективность и гласность контроля, гарантия исключения преднамеренных, субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов учителя.Отражение этих требований в целях, содержании, формах организации и методах контроля и соблюдение их в процессе контрольной деятельности как учителем, так и руководителями школ обеспечивают выполнение контролем своих функций в целостном процессе обучения и управления им.Таким образом, контроль представляет собой один из главных компонентов управления, содействующих достижению целей и задач обучения по предмету «Физическая культура».
34. ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА»
В работе по физическому воспитанию используются термины оценка и- отметка. Первым термином мы обозначаем процесс, оценивание, вторым — фиксацию в документах достигнутых результатов.Таким образом, оценка результатов учения школьников по физической культуре — это важный момент технологии преподавания. Отметка символизирует качественные показатели успешности учебной работы школьников. Анализ оценочных суждений — еще один значимый элемент технологии учебно-воспитательного процесса. Аналитическая работа ведется с целью выявления тенденций в динамике учебно воспитательного процесса. В этом плане анализ рассматривается как действенный метод мониторинга (постоянного наблюдения) учебно-воспитательного процесса в целях установления соответствия полученного результата ожидаемому, который был запрограммирован. Анализу подвергаются оценочные суждения учителя путем их сопоставления с тем, что было запланировано для класса в целом, отдельных групп (отделений), команд и индивидуально каждого учащегося.Оценка результатов учебной деятельности учащихся без последующего анализа — акт формальный, оторванный от реальной ситуации. В совокупности с анализом оба элемента образуют компонент технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».Оценочно-аналитический компонент выполняет в технологии информационно-прогностическую и коррекционно-регулирующую функции.Благодаря этому составляющему контрольная деятельность учителя приобретает системный характер, трансформируется в важный элемент управления преподаванием предмета. Учитель получает конкретную информацию о динамике образования, воспитания и развития учащихся; он имеет возможность изменить параметры взаимодействующих видов деятельностей, чтобы обеспе- -чить достижение целей преподавания дисциплины по циклам ее технологии; планомерно и диагностично регулировать обучение знаниям, двигательным и инструктивным навыкам и умениям; развивать двигательные, волевые и морально-нравственные качества учащихся.Важно вовремя увидеть проблемы в учебной деятельности учащихся, определить причину неуспеваемости или слабой подготовки. К такой аналитической работе могут быть привлечены учащиеся, классный руководитель, школьный врач, родители.
35. Критерии оценок и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры
Ранее обоснованы параметры по предмету «Физическая культура», которые могут оцениваться. Общепринятые нормативно установленные эталоны, критерии оценок традиционно сложились лишь по одному из аспектов оценивания — нормативным требованиям.Они были предусмотрены в учебных программах вплоть до введения стандартов общего среднего образования и утверждения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» и примерных учебных программах. В требованиях к уровню подготовки обучающихся по физической культуре указано, что надо знать, уметь, демонстрировать (выполняяминимальные нормативы быстроты, силы, выносливости и координации). При оценке техники выполнения двигательного действия в текущем учете успеваемости традиционно руководствовались следующими критериями. Отметка 5: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, учащийся овладел формой движения; в играх проявил большую активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила. Отметка 4: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая связанность движений; в играх учащийся проявил себя недостаточно активным, ловким. Отметка 3: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно или вяло, недостаточно уверенно, допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх учащийся проявил себя малоактивным, допускал небольшие нарушения правил. Отметка 2: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся обнаружил неловкость, нерасторопность, неумение играть в коллективе (команде). 36 36 Методы ее получения обработки нформация в учебно-воспитательном процессе.
методы оценки результатов учебной деятельности школьников известны, то анализ информации, содержащейся в отметках, несколько отстает. По этой причине информация, которая передается посредством отметки промежуточной (периодовой) и итоговой оценки, малоинформативна. Годовая отметка успеваемости учащегося по предмету, выраженная в пятибалльной системе, будучи выведена из показателей промежуточной (периодовой) оценки успеваемости путем сложения и деления, страдает существенными недостатками. Так, увидев в журнале четвертную или годовую отметку 3, трудно установить, какие именно параметры по физической культуре усвоены учеником посредственно. Или какова причина, которая обусловила данную отметку? Какое количество уроков физической культуры необходимо для усвоения учебного материала?Чтобы ответить на эти вопросы, нужно определить уровень фактической обученности школьников. Термин фактическая обучен-ность возник как альтернатива формализованному учету результатов учебной деятельности школьников в официальных документах (классный журнал, дневник учащегося, табель учета успеваемости и др.) по традиционной пятибалльной системе. При трансформации текущих оценок в отметки за усвоение разделов учебной программы, а также в периодовые (четвертные, триместровые, семестровые) и годовые показатели успеваемости школьников их информативность снижается. Данное обстоятельство вынуждает учителя искать иные подходы к оценочно-аналитической работе. Поэтому и возникает потребность определить уровень фактической обученности школьников на разных этапах учебно-воспитательного процесса и изучить их реальные учебные возможности. Когда полученный материал будет обработан методами мате-матической статистики, учитель получит новую информацию, отражающую причинно-следственные связи между результатами дидактического взаимодействия и другими факторами, которые обусловили конкретные оценочные суждения.
Для получения оценочно-аналитической информации учитель выделяет конкретный учебный материал, который в последующем будет предметом оценки: знания, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, нормы и требования. В дальнейшем он разрабатывает эталон, который составит основу оценочных суждений. Если предметом оценки служат знания, то определяются количество единиц устной информации, которую должны воспроизвести учащиеся, и последовательность ее представления. Если предмет оценки — практические действия, то устанавливается количество операций, которое образует их структуру; описываются признаки, последовательность выполнения; выделяются возможные ошибки с их внутренней дифференциацией в зависимости от воздействия на результат выполнения. Здесь же устанавливается оценочная «стоимость» действий, выходящих в структуру оцениваемого физического упражнения или их комплекса.К примеру, в IV классе оценивается прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Устанавливается последовательность движений, которые входят в его состав: разбег, отталкивание, движения фазы полета, приземление. Выделяются возможные ошибки: существенные (отсутствие ускорения в разбеге; недостаточное выпрямление толчковой ноги, выпадение выноса маховой ноги в момент отталкивания, приземление на толчковую ногу, приземление на прямые ноги, наклон туловища вперед или назад в момент отталкивания) и мелкие недочеты (непараллельное расположение ступеней, направление не совпадает с направлением бега).Ошибки могут быть дифференцированы и на три группы: существенные («стоимостью» 5, 4, 3, 2 балла), грубые (от 0,5 до 1,0) и незначительные (0,1 — 0,2). Например, в I классе оценивается перекат назад из упора присев. Возможные ошибки: существенные (падение на спину — минус 5 баллов, выполнение переката без группировки — минус 2 балла), грубые (откинутая назад голова — 1 балл, неплотная группировка — 1 балл, широко разведенные ноги — 0,5 балла) и незначительные (чуть прогнутая спина — 0,2 балла, некоторое нарушение плотности группировки, невытянутые носки — 0,1, чуть разведенные ноги — 0,1 балла).Аналогично оцениваются элементы техники спортивных игр, лыжной подготовки, единоборств, плавания и др.Для получения оценочно-аналитической информации используются методы контроля — способы, с помощью которых опреде-ляется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя. ^ Основные методы контроля системы знаний: устный опрос, письменные контрольные испытания, метод педагогического наблюдения, метод экспертных судей, контрольные испытания физической подготовленности. ^ При устном опросе учитель задает краткие, конкретно сформулированные вопросы, на которые учащиеся должны дать адекватные ответы. Устный опрос проводится и в вводной, и в основной, и в заключительной частях урока физической культуры. Как правило, такой опрос носит индивидуальный характер. ^ Методы письменного контроля отличаются большей экономичностью времени и индивидуальностью. Из разновидностей методов письменного контроля по физической культуре применимы домашние задания в виде письменных ответов на вопросы, составление комплексов физических упражнений для утренней гимнастики, физкультурных пауз во время самоподготовки. Учащиеся перегружены письменными заданиями по другим дисциплинам, поэтому их желательно предлагать в форме анкеты с альтернативными ответами типа «да» или «нет». ^ Метод контрольных испытаний — один из основных методов контроля за физической подготовленностью учащихся. Осуществляется по упрощенным правилам спортивных соревнований по легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию. Тестовая методика относительно проста и требует незначительных затрат учебного времени. (Методика тестирования освещена на страницах журнала «Физическая культура в школе».) Существуют также методические материалы, которые окажут помощь учителю физической культуры. ^ Метод педагогического наблюдения, рассмотренный ранее, реализуется как самим учителем, так и группой лиц, им подготовленных. Сущность метода — определить успеваемость по пятибалльной системе на основе описанной системы критериев оценки по предмету «Физическая культура». ^ Метод экспертных судей связан с реализацией учителем элементов исследовательской деятельности. Применяется для установления уровня фактической обученности школьников по дисциплине. Метод востребован в практике работы учителя. Именно для метода экспертных судей необходимо описанное разложение двигательных действий на элементы с последующим установлением (обоснованием) «стоимости» каждого элемента и возможных неточностей, ошибок.