непосредственная Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры




Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (кон­кретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитатель­ного процесса.Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредствен­ной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, посто­янного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодей­ствия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личнос­ти учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духов­но-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обосно­ванных средств, методов и форм организации преподавания и учения.Данный вид дидактического взаимодействия представлен цен­тральным звеном «шага» — единицы функционирования дидак­тических процессов — и подробно описан ранее.Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из вза­имодействующих сторон выступает как причина другой и как след­ствие одновременного обратного влияния противоположной сто­роны.Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания обра­зования по физической культуре и вследствие обратного отраже­ния школьниками его собственных воздействий.

В зависимости от состояния фактической обученное™ уча­щихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных воз­можностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культурыВариант 1 ^ Деятельность учителя Деятельность учащихся Организация репродуктивной дея- Репродуктивная учебная деятель-
тельности учащихся: сообщает но- ность: воспринимают словеснуювые знания, связанные с влияни- или наглядную информацию учием физических упражнений на мор- теля, усваивают и воспроизводятфофункциональное развитие ор- их знанияганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической куль­турыОсуществляет вербально-зритель- Воспринимают учебную информа-ное воздействие, организуя обуче- цию и выполняют двигательноение технике двигательного дейст- действие по образцу, т. е. воспро-вия, предусмотренного учебной изводят способ деятельности
программойВариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся ^ Деятельность учителя Деятельность учащихся Информирует учащихся о новом Воспринимают учебную информа-знании, новых способах выполне- циюния двигательного действия с при­менением различных методови приемов с использованием слов
и обеспечением наглядностиОбъясняет и демонстрирует узло- Усваивают важные элементы ос-вые, важные элементы техники изу- новы техники изучаемого двига-чаемого двигательного действия тельного действияОрганизует осмысливание двига- Применяют различные способытельной задачи и учебной инфор- для осознания учебной информа-
мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учеб­ного задания, обоснованные спо­собы решения двигательной задачиОрганизует активную учебную де- Выполняют учебные задания, со-ятельность по упрочению правиль- средоточив внимание на трудныхно усвоенной техники или коррек- для выполнения моментах, ана-
ции искажений в основе техники лизируют контрольно-коррекци-изучаемого двигательного дейст- онную информацию, применяютвия, усиливает контрольно-коррек- усвоенное двигательное действиеционную работу, организует дви- в комбинациях физических упраж-гательную деятельность, чтобы за- нений (гимнастика), подвижных
крепить правильную технику испол- и спортивных играх, спаррингахнения изучаемого материала (единоборство) или с усложнени-ем привычных условий (легкая ат­летика, лыжная подготовка)

30. Подготовка учителя к уроку физической культуры

Сущность операционно-деятельностного компонента сводится к подготовке к уроку физической культуры, содержание которого соответствует предыдущим компонентам — целеполаганию и про­граммированию.Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, состав­ляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости под­готовки к уроку не дискутируется.Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хороше­му уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специ­алистов по теории и практике школьного урока физической куль­туры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифициро­ванные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Дей­ствительно, систематическая подготовка к уроку — одновремен­но одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.

Специалисты по вопросам теории и практики урока выделя­ют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку.Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготов­ки учителя к уроку по данной дисциплине, предварительная ра­бота включает сложную деятельность учителя, о которой гово­рилось ранее. Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя со­ставляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текуще­го учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выя­вить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физ­культурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприя­тиям и др.Полезной информацией располагают учитель, который рабо­тал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный ак­тив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвое­ние программного материала в будущем году.Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их при­чины. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного про­цесса по физической культуре в новом учебном году.Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок.После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необхо­димо подготовить:а) себя к работе;б) актив класса;
в) место для проведения занятия;г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д.Подготовка (проектирование) содержания урока начинается собоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитатель­ных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкрети­зации образовательных (дидактических) целей и задач.

Приводим примеры их конкретизации для педагога (но не для учащихся, для которых эти цели и задачи должны формулиро­ваться более доступно). Например, задачи при обучении тех­нике бега:сформировать представление о беге с высокого (или низко­го) старта;научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т.д.;научить правильным положениям туловища или головы в беге; научить правильной постановке стопы.

31. АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ Анализ урока — необходимый момент в комплексе мер, на­правленных на повышение педагогической квалификации учите­ля и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая куль­тура» в школе.Назначение анализа урока — выявление позитивных и не­гативных сторон непосредственного дидактического взаимодей­ствия учителя и учащихся.Цель анализа урока может быть различной. Одна из домини­рующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за каче­ством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние препо­давания физической культуры», повышение уровня частнодидакти-ческой подготовленности учителя. При посещении урока и его по­следующем анализе определяются положительные и отрицатель­ные стороны в организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или ме­тодическое объединение учителей конкретной местности (райо­на, города, области и т.д.). Арсенал умений, который признан полез­ным, распространяется в практике работы учителей данной тер­ритории. Одновременно учителю указывают на слабые стороны его методической подготовки, обосновывают рекомендации по их уст­ранению. Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы учащихся; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реали­зация образовательной, воспитательной или оздоровительной на­правленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем еди­ных требований к преподаванию; руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др.В последнее время в связи с введением аттестации учителей анализ урока и приобщение материалов его обсуждения к содер­жанию аттестационных материалов стали практикой. Метод педагогического наблюдения — один из самых распрост­раненных в практике анализа урока физической культуры и одно­временно это метод исследования. Наблюдение как метод иссле­дования широко применяется в педагогике и психологии.В методических материалах данный метод называется: «методи­ческий анализ урока», «педагогический анализ урока», «педаго­гическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культу­ры» и др. ^ Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физиче­ской культурыэто целенаправленный и планомерный процесс сбора,обобщения и оценки информации о характере деятельности учите­ля и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации по­казателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на уча­щихся). Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физ­культурных учебных заведений педагогическое наблюдение на­зывают анализом урока по схеме, потому что выявление и регис­трация требуемой информации для лица, выполняющего функ­ции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффек­тивность этой работы во многом зависит от предварительной под­готовки. Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность ме­тода анализа — определение времени, затраченного на выполне­ние различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной. ^ Общая плотность — это отношение педагогически оправдан­ного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относит­ся время, затраченное на организацию учащихся, на использо­вание словесных методов (и слушание учащихся), на обеспече­ние наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполне­ние упражнений, отдых, за исключением вынужденного про­стаивания. ^ Двигательная (или моторная) плотность — это отношение вре­мени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его от­дельных частей, выраженное в процентах.
Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятель­ностью одного из учащихся данного класса. Для большей объек­тивности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения уп­ражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учени­ком. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновре­менно или раздельно. Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.Данный метод позволяет выявить характер соответствия физи­ческой нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенно­стям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям про­ведения урока (По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее ди­намики или умение учителя регулировать физическую нагрузкуна уроке.
Метод пульсометрии помогает получить показатели, характе­ризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, опосредо­ванно, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физиче­ской нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повы­шает объективность материалов анализа урока, полученных дру­гим путем.

32. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная деятельность учителя физической культуры вы­ступает как элемент, который в совокупности с другими (целе-полагание, отбор и обоснование оптимального содержания обу­чения, форм его организации и методов реализации; програм­мирование дидактических процессов; непосредственное дидак­тическое взаимодействие педагогов и учащихся) составляет тех­нологию учебно-воспитательного процесса по данной дисцип­лине.Функции контроля заключаются в определении соответствия учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам.Благодаря наличию в структуре педагогической технологии та­кого компонента учитель имеет возможность получить конкрет­ную информацию о том, насколько реальный учебно-воспита­тельный процесс соответствует запланированному.Отсюда цель контроля — получение конкретной инфор­мации, которая характеризует признаки конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса, определе­ние типичных и индивидуальных затруднений учащихся в усвое­нии конкретного учебного материала и подготовку рекомендаций по устранению негативных тенденций в дидактическом взаимо­действии учителя и учащихся. Вместе с тем контрольно-коррек-ционный компонент должен быть элементом и учебной деятель­ности школьника. В противном случае контрольная функция пре­подавателя может быть воспринята учеником как проявление его воли, его единоличного мнения.Учащиеся могут воспринимать смысл двигательной задачи, если учителю удается предложить соответствующую мотивацию и со­здать позитивное отношение к уроку в целом, к усвоению изуча­емого на данном уроке двигательного действия. При этом у уча­щихся важно сформировать наряду с умением воспринимать сло­весные воздействия, наблюдать за наглядными воздействиями умение контролировать качество выполнения физического упраж­нения, оценивать результаты своей учебной деятельности.

33. выды и форма Контроль в управлении процессом обучения в школе осуще­ствляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости. Предварительный контроль имеет целью определение исходно­го состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Та­кой контроль в форме учета реализуется задолго до начала изуче­ния нового раздела программы, в начале учебного года, семестра. Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученное™ по итогам предыдущего учебного года в виде зна­ний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки, которые имеют определенное зна­чение в предстоящем учебном году. Материалы предварительного учета используются для конкретизации целей и задач соответству­ющих циклов технологии учебно-воспитательного процесса. Они могут быть использованы и для определения сдвигов в уровне фактической обученное™ школьников в учебной четверти, семе­стре, году.Показатели предварительного учета, будучи факторами кон­кретизации целевой ориентации цикла технологии, использу­ются для обоснования содержания, форм и методов подготови­тельного этапа обучения. С подобными материалами следует оз­накомить и учащихся. Им должны быть известны их учебные воз­можности. К примеру, учитель дал контрольное задание, свя­занное с лазаньем по канату, обнаружил, что некоторые учащи­еся владеют техникой выполнения данного упражнения спосо­бом «в три приема». Это обстоятельство позволит дифференци­ровать содержание деятельности учителя и коллектива класса на подготовительном и последующих этапах обучения. В частности, тем учащимся, которые уже умеют выполнять данную двигатель­ную задачу, не нужен не только подготовительный этап, но и этап формирования умения выполнить изучаемое двигательное действие по общей схеме. Появляется возможность использовать этих учащихся в качестве помощников и подготовить для них индивидуальные задания, пересмотреть ранее намеченные фор­мы организации их деятельности на уроке. Соответственно должна быть скорректирована работа и со слабыми и средними учащи­мися.Таким образом, контроль, нацеленный на выявление возмож­ностей учащихся для усвоения того или иного раздела програм­мы, реализуемый в виде предварительного учета, крайне необхо­дим. Без него невозможны правильное построение процесса обу­чения на уроках физической культуры и управление им.Материалы предварительного учета могут представить боль­шой интерес и для руководителей педагогических коллективов школ. Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поуроч­ного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля ис­пользуются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, конт­рольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя дости­гает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внут­ренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои ус­пехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооцен­ки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев. Оперативный, или периодический, контроль — это такая разно­видность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микро­циклов, т. е. учебного года. Его можно сравнивать со срезовым кон­тролем, проводимым инистерством образования.Задачи оперативного контроля:выявить характер усвоения учащимися отдельных разделов программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;определить характер воздействия учебного процесса на сдви­ги в уровнях физического развития и физической подготовленно­сти;определить подготовленность учащихся к выполнению норм и требований программы.Оперативный контроль проводится, таким образом, после изу­чения логически законченной части раздела программы или в конце определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению большего объема программного мате­риала. Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, семестр) или целостного микро-, мезо- и мак­роциклов учебного процесса.Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физиче­скими упражнениями.В конце каждого этапа учебного года или его периода, по исте­чении которого администрация школы и органы управления об­разованием анализируют и оценивают работу, подводят проме­жуточные итоги. Для школ и органов образования такими этапа­ми являются учебная четверть, полугодие (семестр).Итоговый контроль проводится в конце микро-, мезо- и мак­роциклов учебно-воспитательного процесса.Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных перио­дов учебного года заключается в сопоставлении плановых и ре­ально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися программного материала на промежуточных отрезках годичного Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда конт­ролю подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в вводной или заключительной части урока учитель решил определить сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут быть даны учащимися пря­мо в строю. Всему классу или группе учащихся может быть пред­ложено выполнить какой-либо элемент техники ранее изучен­ного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает учителю нужную информацию в кратчайшее время. Так, во время разминочного медленного бега учитель предлагает по его сигналу выполнить остановку прыжком и фиксировать баскет­больную стойку.
При умелом применении фронтальный метод позволяет про­верить усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся за сравнительно небольшое время. Групповая форма контроля используется в тех случаях, когда на уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся орга­низованы по группам.Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход реализации двигательной задачи частью учащихся класса, по­лучивших групповое задание.Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принима­ют участие все учащиеся группы.Групповая форма может быть использована для контроля зна­ний, умений, навыков, уровня физической подготовленности, сформированности умений, самостоятельных занятий физичес­кими упражнениями и т.д. Индивидуальная форма контроля применяется для более глубо­кого выявления уровня подготовленности учащихся, их знаний, умений, навыков, количественных показателей. В этих целях ис­пользуют вызов-опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой форме. В педагогической литературе обоснован ряд требований к конт­ролю.В их числе:соответствие целевой ориентации цикла технологии учеб­но-воспитательного процесса, компонентом которого является контроль;индивидуальность, которая обусловливает контроль за учеб­ной деятельностью каждого школьника, не допуская при этом подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса в целом, и наоборот;систематичность контроля, его присутствие во всех циклах технологии учебно-воспитательного процесса;всесторонность контроля с охватом всех разделов и тем учеб­ной программы (знания, двигательные навыки и умения, инст­руктивные навыки и умения, нормы, требования);разнообразие форм и методов его осуществления;объективность и гласность контроля, гарантия исключения преднамеренных, субъективных и ошибочных оценочных сужде­ний и выводов учителя.Отражение этих требований в целях, содержании, формах орга­низации и методах контроля и соблюдение их в процессе конт­рольной деятельности как учителем, так и руководителями школ обеспечивают выполнение контролем своих функций в целост­ном процессе обучения и управления им.Таким образом, контроль представляет собой один из главных компонентов управления, содействующих достижению целей и задач обучения по предмету «Физическая культура».

34. ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА»

В работе по физическому воспитанию используются термины оценка и- отметка. Первым термином мы обозначаем процесс, оце­нивание, вторым — фиксацию в документах достигнутых резуль­татов.Таким образом, оценка результатов учения школьников по фи­зической культуре — это важный момент технологии преподава­ния. Отметка символизирует качественные показатели успешно­сти учебной работы школьников. Анализ оценочных суждений — еще один значимый элемент технологии учебно-воспитательного процесса. Аналитическая ра­бота ведется с целью выявления тенденций в динамике учебно воспитательного процесса. В этом плане анализ рассматривается как действенный метод мониторинга (постоянного наблюдения) учебно-воспитательного процесса в целях установления соответ­ствия полученного результата ожидаемому, который был запрог­раммирован. Анализу подвергаются оценочные суждения учителя путем их сопоставления с тем, что было запланировано для клас­са в целом, отдельных групп (отделений), команд и индивидуаль­но каждого учащегося.Оценка результатов учебной деятельности учащихся без после­дующего анализа — акт формальный, оторванный от реальной ситуации. В совокупности с анализом оба элемента образуют ком­понент технологии учебно-воспитательного процесса по предме­ту «Физическая культура».Оценочно-аналитический компонент выполняет в технологии информационно-прогностическую и коррекционно-регулирующую функции.Благодаря этому составляющему контрольная деятельность учи­теля приобретает системный характер, трансформируется в важ­ный элемент управления преподаванием предмета. Учитель полу­чает конкретную информацию о динамике образования, воспита­ния и развития учащихся; он имеет возможность изменить пара­метры взаимодействующих видов деятельностей, чтобы обеспе- -чить достижение целей преподавания дисциплины по циклам ее технологии; планомерно и диагностично регулировать обучение знаниям, двигательным и инструктивным навыкам и умениям; развивать двигательные, волевые и морально-нравственные каче­ства учащихся.Важно вовремя увидеть проблемы в учебной деятельности уча­щихся, определить причину неуспеваемости или слабой подго­товки. К такой аналитической работе могут быть привлечены уча­щиеся, классный руководитель, школьный врач, родители.
35. Критерии оценок и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры
Ранее обоснованы параметры по предмету «Физическая куль­тура», которые могут оцениваться. Общепринятые нормативно ус­тановленные эталоны, критерии оценок традиционно сложились лишь по одному из аспектов оценивания — нормативным требо­ваниям.Они были предусмотрены в учебных программах вплоть до введения стандартов общего среднего образования и утвержде­ния обязательного минимума содержания учебного предмета «Фи­зическая культура» и примерных учебных программах. В требова­ниях к уровню подготовки обучающихся по физической культу­ре указано, что надо знать, уметь, демонстрировать (выполняяминимальные нормативы быстроты, силы, выносливости и ко­ординации). При оценке техники выполнения двигательного действия в те­кущем учете успеваемости традиционно руководствовались сле­дующими критериями. Отметка 5: двигательное действие выполнено правильно (за­данным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, учащийся овладел формой движения; в играх проявил большую активность, находчивость, ловкость, умение действо­вать в коллективе, точно соблюдать правила. Отметка 4: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая связанность движений; в играх учащийся проявил себя недостаточно актив­ным, ловким. Отметка 3: двигательное действие выполнено в основном пра­вильно, но напряженно или вяло, недостаточно уверенно, допу­щены незначительные ошибки при выполнении; в играх учащий­ся проявил себя малоактивным, допускал небольшие нарушения правил. Отметка 2: двигательное действие не выполнено или выпол­нено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значитель­ные ошибки; в играх учащийся обнаружил неловкость, нерасто­ропность, неумение играть в коллективе (команде). 36 36 Методы ее получения обработки нформация в учебно-воспитательном процессе.

методы оценки резуль­татов учебной деятельности школьников известны, то анализ ин­формации, содержащейся в отметках, несколько отстает. По этой причине информация, которая передается посредством отметки промежуточной (периодовой) и итоговой оценки, малоинфор­мативна. Годовая отметка успеваемости учащегося по предмету, выраженная в пятибалльной системе, будучи выведена из пока­зателей промежуточной (периодовой) оценки успеваемости пу­тем сложения и деления, страдает существенными недостатками. Так, увидев в журнале четвертную или годовую отметку 3, труд­но установить, какие именно параметры по физической культу­ре усвоены учеником посредственно. Или какова причина, ко­торая обусловила данную отметку? Какое количество уроков физической культуры необходимо для усвоения учебного мате­риала?Чтобы ответить на эти вопросы, нужно определить уровень фак­тической обученности школьников. Термин фактическая обучен-ность возник как альтернатива формализованному учету резуль­татов учебной деятельности школьников в официальных документах (классный журнал, дневник учащегося, табель учета успеваемо­сти и др.) по традиционной пятибалльной системе. При транс­формации текущих оценок в отметки за усвоение разделов учеб­ной программы, а также в периодовые (четвертные, триместро­вые, семестровые) и годовые показатели успеваемости школьни­ков их информативность снижается. Данное обстоятельство вы­нуждает учителя искать иные подходы к оценочно-аналитической работе. Поэтому и возникает потребность определить уровень фак­тической обученности школьников на разных этапах учебно-вос­питательного процесса и изучить их реальные учебные возможно­сти. Когда полученный материал будет обработан методами мате-матической статистики, учитель получит новую информацию, от­ражающую причинно-следственные связи между результатами ди­дактического взаимодействия и другими факторами, которые обус­ловили конкретные оценочные суждения.
Для получения оценочно-аналитической информации учитель выделяет конкретный учебный материал, который в последую­щем будет предметом оценки: знания, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, нормы и требования. В дальнейшем он разрабатывает эталон, который составит основу оценочных суждений. Если предметом оценки служат знания, то определяются количество единиц устной информации, которую должны воспроизвести учащиеся, и последовательность ее пред­ставления. Если предмет оценки — практические действия, то ус­танавливается количество операций, которое образует их струк­туру; описываются признаки, последовательность выполнения; выделяются возможные ошибки с их внутренней дифференциа­цией в зависимости от воздействия на результат выполнения. Здесь же устанавливается оценочная «стоимость» действий, выходящих в структуру оцениваемого физического упражнения или их комп­лекса.К примеру, в IV классе оценивается прыжок в длину с разбе­га способом «согнув ноги». Устанавливается последовательность движений, которые входят в его состав: разбег, отталкивание, движения фазы полета, приземление. Выделяются возможные ошибки: существенные (отсутствие ускорения в разбеге; недо­статочное выпрямление толчковой ноги, выпадение выноса ма­ховой ноги в момент отталкивания, приземление на толчковую ногу, приземление на прямые ноги, наклон туловища вперед или назад в момент отталкивания) и мелкие недочеты (непарал­лельное расположение ступеней, направление не совпадает с на­правлением бега).Ошибки могут быть дифференцированы и на три группы: су­щественные («стоимостью» 5, 4, 3, 2 балла), грубые (от 0,5 до 1,0) и незначительные (0,1 — 0,2). Например, в I классе оценива­ется перекат назад из упора присев. Возможные ошибки: суще­ственные (падение на спину — минус 5 баллов, выполнение пе­реката без группировки — минус 2 балла), грубые (откинутая назад голова — 1 балл, неплотная группировка — 1 балл, широ­ко разведенные ноги — 0,5 балла) и незначительные (чуть про­гнутая спина — 0,2 балла, некоторое нарушение плотности груп­пировки, невытянутые носки — 0,1, чуть разведенные ноги — 0,1 балла).Аналогично оцениваются элементы техники спортивных игр, лыжной подготовки, единоборств, плавания и др.Для получения оценочно-аналитической информации исполь­зуются методы контроля — способы, с помощью которых опреде-ляется результативность учебно-познавательной деятельности уча­щихся и учителя. ^ Основные методы контроля системы знаний: устный опрос, письменные контрольные испытания, метод педагогического на­блюдения, метод экспертных судей, контрольные испытания фи­зической подготовленности. ^ При устном опросе учитель задает краткие, конкретно сформу­лированные вопросы, на которые учащиеся должны дать адекват­ные ответы. Устный опрос проводится и в вводной, и в основной, и в заключительной частях урока физической культуры. Как пра­вило, такой опрос носит индивидуальный характер. ^ Методы письменного контроля отличаются большей экономич­ностью времени и индивидуальностью. Из разновидностей мето­дов письменного контроля по физической культуре применимы домашние задания в виде письменных ответов на вопросы, со­ставление комплексов физических упражнений для утренней гим­настики, физкультурных пауз во время самоподготовки. Учащиеся перегружены письменными заданиями по другим дисциплинам, поэтому их желательно предлагать в форме анкеты с альтернатив­ными ответами типа «да» или «нет». ^ Метод контрольных испытаний — один из основных методов контроля за физической подготовленностью учащихся. Осуществ­ляется по упрощенным правилам спортивных соревнований по легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию. Тестовая мето­дика относительно проста и требует незначительных затрат учеб­ного времени. (Методика тестирования освещена на страницах жур­нала «Физическая культура в школе».) Существуют также мето­дические материалы, которые окажут помощь учителю физиче­ской культуры. ^ Метод педагогического наблюдения, рассмотренный ранее, реа­лизуется как самим учителем, так и группой лиц, им подготов­ленных. Сущность метода — определить успеваемость по пятибалль­ной системе на основе описанной системы критериев оценки по предмету «Физическая культура». ^ Метод экспертных судей связан с реализацией учителем эле­ментов исследовательской деятельности. Применяется для уста­новления уровня фактической обученности школьников по дис­циплине. Метод востребован в практике работы учителя. Именно для метода экспертных судей необходимо описанное разложение двигательных действий на элементы с последующим установле­нием (обоснованием) «стоимости» каждого элемента и возмож­ных неточностей, ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: