Типовой шаг дидактических процессов




Функционирование педагогической системы — это взаимодей­ствие элементов ее структуры, сказывающееся на динамике внут­реннего состояния. Во взаимосвязях цели, содержания образова­ния и дидактических процессов наблюдается подвижность, выра­жающаяся в возникновении обновленных целей, соответствую­щего им иного, чем прежде, содержания образования и иных ди­дактических процессов. Субъекты взаимодействия — учитель и уча­щиеся — последовательно и целенаправленно продвигаются от одного уровня готовности учить (учитель) к готовности учиться, (учащиеся) до другого. Учащиеся перемещаются от незнания кон­кретного учебного материала к его знанию; неумения выполнить двигательное действие — к умению; одного уровня способности проявить двигательные качества — к другому. Такая динамика в педагогической системе обусловливает переход учащихся от од­ного этапа развития дидактических процессов ко второму, тре­тьему, четвертому и пятому. В результате формируются требуемые уровни образованности школьников в сфере физической культу­ры и личной физической культуры учащегося, а также заданные параметры развития нравственных и волевых качеств воспитуе-мых.Динамика педагогической системы, подвижность дидактиче­ских процессов, перемещение деятельностей преподавания и уче­ния по предмету «Физическая культура» подтверждают существо­вание единицы функционирования, или «шага», обеспечиваю­щего продвижение учителя и учащихся на уроках физической куль­туры.Познание механизмов, обеспечивающих динамику дидактичес­ких процессов, связано с определением сущности понятия «струк­тура дидактических процессов».В учебниках и учебных пособиях по педагогике и теории физи­ческого воспитания встречаются слова «часть», «сторона», «ста­дия», «звено», «фаза», «этап» для обозначения структуры дидак­тических процессов в педагогическом, психологическом и физио-логическом аспектах. Использование этих терминов не всегда со­провождается их объяснением, хотя потребность в этом ощущает­ся постоянно. Поэтому уточним, что под структурой дидактиче­ских процессов мы понимаем взаимосвязь и последовательность эле­ментов деятельностей преподавания и учения во времени и в про­странстве, направленные на усвоение содержания образования по дан­ной дисциплине с ориентацией на формирование физической культу­ры личности школьника. Отсюда главными определяющими сущность структуры дидак­тических процессов признаются деятельность преподавания и де­ятельность учения, их элементы, фрагменты с внутренними взаи­мосвязями.Если главными составляющими в понятии «структура дидак­тических процессов» выделены деятельности учителя и учащихся, то очевидной становится необходимость знать их строение.Поскольку источник движения и развития заложен непосред­ственно в познаваемых объектах, а предпосылкой движения и раз­вития служит внутренняя противоречивость предметов и явлений, «сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектиче­ского движения»1.Учитель и учащиеся не являются взаимно-противоречащими сторонами в структуре дидактических процессов. Напротив, обу­чающий (учитель) и обучаемый (ученик) взаимодействуют целе­направленно. Их совместная работа нацелена на познание струк­туры и содержания изучаемого двигательного действия или на развитие двигательных качеств. В сферу взаимодействия вовлечены не только его субъекты, но и цель учебного предмета и содержа­ние образования.Противоречия дидактических процессов по предмету «Физи­ческая культура» встречаются в каждом из звеньев его «шага».Первое противоречие — целеполагание, когда учитель, усво­ив общественные цели предмета преподавания, находит их не­полное соответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит ее в возможное соответствие с действи­тельностью.Второе противоречие — несоответствие содержания обуче­ния конкретизированным целям и задачам. Оставить, как есть, означает, что цель не будет достигнута и содержание образования так и останется на бумаге (в программе). Учащиеся не усвоят та­кое содержание образования. Решается это противоречие путем выбора оптимального (наиболее соответствующего и целям, и задачам, и условиям) содержания, форм, методов функциониро­вания процесса обучения.Третье противоречие — несоответствие планов, намерений учи­теля конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на оп­ределенном этапе урока физической культуры. Четвертое противоречие может быть между средствами и ме­тодами, которые применял учитель на конкретном этапе дидак­тических процессов, отдельно взятом уроке физической культуры или в его фрагменте. Пятое, доминирующее противоречие — противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде пе­дагогических целей и задач и возможностями учащихся их выпол- -нить. Шестое, самое сложное противоречие, которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу»1, — про­тиворечие между возникшими у учеников под влиянием учителя по­требностями в усвоении учебного материала и реальными возможно­стями. Учащиеся, у которых возникли, но еще не упрочились мо­тивы занятий физической культурой, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия.

 

16. Развитие деятельности преподавания и учения

Строение «шага» дидактических процессов по предмету «Фи­зическая культура» и характер внутренних взаимосвязей его эле­ментов свидетельствуют о том, что взаимодействие преподавания и учения носит закономерный характер.
Закономерность в общественных явлениях (к этой категории относятся и дидактические процессы) — объективно существую­щая и необходимая повторяющаяся, существенная связь явлений жизни, или этапов процесса, которая характеризует их поступа­тельное развитие. ^ Под закономерностями педагогического процесса понимаются объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существен­ные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Различаются связи с внешними по отношению к про­цессу явлениями, например, социальной средой, требованиями государства и общества. Здесь возникают внутренние связи, на­пример между средствами, формами, методами и результатами обучения, воспитания, развития. Познание и реализация законов и закономерностей педагогических процессов позволяют добивать­ся эффективных результатов функционирования учебно-воспита­тельного процесса, включая отдельные учебные дисциплины, в том числе физическую культуру. В педагогических явлениях и процессах проявляются многочис­ленные законы и закономерности. Наиболее значимы из них те, которые оказывают влияние на учебно-воспитательный процесс по школьной физической культуре. Их можно назвать законами процесса обучения, обусловленными потребностями общества, зависимостью результативности обучения от структуры его содер­жания, структуры дидактических процессов — от форм организа­ции и методов реализации деятельности учителя и учащихся, за­конами единства преподавания и учения в процессе обучения, единства образования, воспитания и развития обучаемых в про­цессе обучения и др.Общепедагогические, общедидактические законы и закономер­ности должны быть переработаны и адаптированы к дидактиче­ским процессам по каждой из учебных дисциплин, в частности по физической культуре.В подобной переработке и адаптации важно не столько описать элементы — звенья «шага» дидактических процессов, сколько познать связи между ними, понять законы и источники их разви­тия.

17. Цикличность дидактических процессов

Определения понятий «дидактические процессы», «структура дидактических процессов», «шаг» по предмету «Физическая куль­тура» содержат информацию, которая формирует представления о них как явлениях, повторяющихся систематически и целенаправ­ленно. В дидактических процессах деятельность учителя и деятель­ность учащихся представлены не рядоположенно, а в органиче­ской связи. Термин «дидактическое взаимодействие учителя и уча­щихся» означает, что обучающее воздействие педагога на учащих­ся органично соединяется с отражением его учащимися. Более того, возникает влияние самих учащихся на учителя, которое обуслов­ливает его ответные действия — коррекцию средств, форм и мето­дов воздействия. В ходе дидактических процессов учащиеся совер­шают образовательные усилия, направленные на расширение гра­ниц учебных возможностей по предмету «Физическая культура».Звенья, которые в совокупности и взаимосвязи составляют единицу дидактических процессов, выступают как универсальные и инвариантные элементы данной структуры. В учебной деятельности учащихся также выделены отдельные фрагменты, которые согласуются с деятельностью учителя.Структура учебной деятельности учащихся может быть диффе­ренцирована на звенья, или компоненты. Учащиеся готовятся к уроку, формируют установку на активную учебную работу. На уро­ках они воспринимают воздействия учителя, перерабатывают учеб­ную информацию, чтобы осознать ее, выполняют задания учите­ля, проектируют собственные действия, реализуют функции са­моконтроля, самокоррекции, самооценки, самоанализа.Таким образом, действие одной из сторон взаимодействия це­ликом и полностью зависит от характера, содержания ответного действия. Учитель, оказывая педагогическое воздействие, ориен­тируется на получение заранее определенного и конкретного ре­зультата, параметры которого им предварительно обозначены. Поэтому можно говорить, что обучающее воздействие учителя на­правлено на перевод учащихся на заданный уровень обученности, будь то знания, двигательные навыки и умения, сдвиг в развитии двигательных или волевых качеств и т.д.Иными словами, воздействие учителя на учащихся нацелено на смену состояния их развития. При этом учитель перерабатывает и передает учащимся знания по физической культуре, формирует плановый для каждого момента (звена, этапа, периода) уровень * общего среднего физкультурного образования. Учащиеся реализу­ют соответствующую учебную деятельность. Формируется ожида­емая «процессуальность» в дидактической системе, которая дела­ет возможным продвижение, переход учащихся из одного состоя­ния или уровня обученности в другой. Взаимодействие субъектов дидактического процесса приобретает закономерную, целенаправ­ленную, последовательную смену моментов развития с признака­ми непрерывности

18 Характеристика дидактических принципов
Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» отличается от обучения двигательным действиям на за­нятиях секций по общей физической подготовке и другим видам спорта, проводимым в общеобразовательной школе, а также в учебных группах учреждений дополнительного образования — ДЮСШ различных типов.

Поэтому принципы обучения, включая обучение двигательным действиям, нуждаются в переработке. Конкретизировать следует исходные позиции — названия самих принципов. Какие они, прин­ципы обучения по физической культуре: дидактические, методи­ческие, специфические или другие?Наиболее подходящее для них наименование — педагогические принципы физической культуры1. В пользу такого названия свиде­тельствует то обстоятельство, что преподавание предмета «Физи­ческая культура» по цели, функциям в содержании общего обра­зования и задачам дисциплины ориентировано на образование, воспитание, оздоровление и развитие учащихся средствами фи­зической культуры, т. е. имеет общепедагогическую направленность.В обучении двигательным действиям через учебный предмет «Физическая культура» комплексно решаются задачи образова­ния, оздоровления, воспитания и развития. Поэтому данное об­стоятельство целесообразно отразить и в названии самих принци­пов. Под педагогическими принципами предмета «Физическая куль­тура» подразумеваются основные исходные положения, на которые опираются разработка, обоснование педагогической системы дисцип­лины, организация и технология реализации учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего образования. Учебно-воспитательный процесс по физической культуре дол­жен основываться на таких педагогических принципах, как:научность;сознательность и активность;систематичность и последовательность;доступность и индивидуализация;наглядность;прочность; прогрессирование.

19 Урок в процессе обучения физической культуре

На протяжении многих десятилетий понятие урок определя­лось как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе. Указывались признаки, которые его отличали от других форм организации учебной и воспитательной работы: постоян­ство состава учащихся, регламентированность содержания, про­должительности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущей роли учителя и др.Однако указание на то, что урок — основная форма органи­зации учебного процесса, лишь частично раскрывало сущность данного понятия. Функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из дефиниции вы­падал основной признак определяемого предмета. Только про­никновение в глубь процесса обучения, выделение его структур­ного элемента, «шага», позволило выявить функциональную вза­имосвязь урока как организационной формы и процесса обуче­ния.«Шаг» дидактических процессов содержит в себе виды непо­средственного и опосредованного взаимодействия учителя и уча­щихся, которые соответственно объединяют 4-е и 5-е (непос­редственное взаимодействие) и остальные четыре Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уро­ке физической культуры — непосредственное дидактическое вза­имодействие педагога и коллектива класса, направленное на до­стижение частичной, но завершенной цели обучения. Получе­ние частичной цели обеспечивает сдвиг, равный реально дос­тигнутой цели, — перевод взаимодействующих сторон (учителя и учащихся) с одного уровня обученное™ на другой, более вы­сокий В данной трактовке урок физической культуры может быть ус­ловно принят за один микроцикл функционирования учебно-вос­питательного процесса, образующий впоследствии циклы срав­нительно больших уровней — недельные, месячные, четвертные, полугодовые, годичные, ступенчатые (I —IV, V—IX, X—XI клас­сы) и одиннадцатилетние (большие макроциклы). ^ Понятие «урокфизической культуры» определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на дос­тижение завершенной, но частичной цели предмета «Физическая куль­тура».

20. Содержание и структура урока физической культурыв общеобразовательной школе

Содержание урока физической культуры – понятие старое, возникшее, видимо, вместе с появлением классно-урочной системы. В практике работы общеобразовательных школ довольно часто говорят о содержании урока. Вместе с тем в работах, посвященных теории урока, данное понятие не выделено в качестве аспекта, заслуживающего специального внимания и анализа. Вопросы, связанные с понятием «содержание урока», не нашли должного отражения в учебниках и учебных пособиях по педагогике. Однако в работах ученых по теории и методике физического воспитания предприняты попытки восполнить этот пробел. Несмотря на то, что вопросы содержания урока физической культуры изложены в учебниках и учебных пособиях, многие учителя физической культуры под данным понятием подразумевают лишь физические упражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности учащихся. Последнее выражается хотя бы в том, что часть поурочного плана, где написано «Содержание», обычно посвящается описанию физических упражнений. Содержание урока – совокупность сущностных сторон процесса обучения.В содержание урока входят:

1) деятельность учителя и учащихся;

2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся;

3) физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока. Деятельность учителя – важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать:- определение и конкретизацию цели урока;- обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;- подготовку места проведения урока;- организацию учащихся для активной учебной деятельности;- постановку перед учащимися учебной задачи;- обеспечение ее восприятия;- осознание учебной задачи;

- психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока;- организацию активной учебной деятельности;- получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников;

- оценку полученной информации;- анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;

- коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (на группу учащихся или на отдельных из них);- определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;- помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;- регулирование учебной нагрузки учащихся;- подведение итогов урока;- организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.

21 Форма организации деятельности педагога и учащихсяна уроке физической культуры

В дидактике средней школы подчеркивается важность пробле­мы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обуче­нии происходит коммуникативная деятельность — общение субъек­тов главного дидактического отношения — педагога (субъект пре­подавания) и учащихся (коллективный субъект учения). Комму­никативная деятельность играет огромную роль в основных видах человеческой деятельности, поэтому общение субъектов обуче­ния происходит в тех же формах, что и общение людей в жизни. В обучении кроме прямого контактного общения существуют также виды дистанционного общения, когда обучающиеся разделены в пространстве или во времени и сам акт общения осуществляется посредством книг, кино, телевизора, радиоприемника и т.д.Общение субъектов обучения с точки зрения современной дидактики выражается в таких его формах: фронтальное, индивидуальное и групповое. Последнее рассматривается как общие организационные формы обучения: формы организации деятельности учащихся, организационные формы обучения, формы организации работы на уроке, формы организации учебной работы, а также работа в парах, командах и т.д. Формы организации деятельности - общение, реализуемое двумя сторонами дидакти-ческого взаимодействия. В связи с тем, что деятельность двух сторон обучения, реализуемого непосредственно на уроках, осуществляется во взаимосвязи, представляется целесообразным именовать данный педагогический феномен формой организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Конкретизация этого педагогического явления крайне важна. Фронтальная форма организации - выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя.Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно (опосредованно). Групповая форма организации - временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами - одновременно всей группой (рис. 5, а) и в группе – поочередно Индивидуальная форма организации - каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач, например, в развитии двигательных качеств на подготовительном этапе. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. На уроке применяются так называемые учебные карточки, где в доступной форме предписан алгоритм индивидуального задания. Заданиям придается частично или полностью поисковый, исследовательский характер. В этом случае перед учащимися ставятся учебные задачи с определением или без определения конкретных двигательных заданий, путей решения задачи - это содействует формированию самостоятельности

22 Требования к уроку физической культуры в школе

В связи с тем, что урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в общей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляемых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и частично изменены в соответствии с доминирующими на разных этапах развития общества направленностью, целями и задачами деятельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания. Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена системы физического воспитания, – соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.Дидактические принципы:- содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;- на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;- в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников. Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.Частнодидактические требования к уроку физической культуры:

1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности.2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. 3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). 4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся.

23. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе

Реформа образования обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания. Так мы рассматриваем и педагогическую технологию, которая может быть представлена и как один из подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип организации, и как метод его реализации, и как идея построения обучения и воспитания одновременно. В зависимости от аспекта анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций. На вопрос, является ли педагогическая технология инновацией для отечественной педагогической мысли, отвечали по-разному. Одни подтверждали новизну, другие ее отрицали, третьи затруднялись ответить. Иные считали выражение «педагогическая технология» игрой слов, заменой понятий «методика» и «технология». Те, кто рассматривали педагогическую технологию как новый подход к образовательной практике, исходили из следующего: 1. Поколения педагогов 20–80-х гг. прошлого столетия не изучали подобную дисциплину в вузах и техникумах (училищах). Педагогическая технология не входила в число изучаемых вопросов в системе повышения квалификации учителей.2. Технологический подход к педагогическим явлениям не освещался в педагогической литературе как метод или подход альтернативный или сопутствующий методике преподавания учебных дисциплин.3. Проблемы педагогической технологии не обсуждались на научных, научно-теоретических, научно-практических или научно-методических конференциях, совещаниях, симпозиумах национального (всесоюзного, всероссийского) или регионального масштаба.4. Традиционный методический подход к преподаванию учебных дисциплин и управлению системой образования рассматривался в качестве единственно возможного и безальтернативного.

24. Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса

Сущность содержания понятия целеполагание делает очевид­ным потребность в разработке системы целей, которая отражает структуру циклов учебно-воспитательного процесса по физиче­ской культуре в школе. Учителю физической культуры общеобразовательной школы со сравнительно небольшим континген­том учащихся приходится самому выполнять сложную и труд­ную работу — конкретизировать цель преподаваемой дисципли­ны. Для этого учитель обращается к нормативно-директивному документу, где данная цель сформулирована. Такими документа­ми могут быть: 1) «ГОС области образования "Физическая куль­тура"»; 2) обязательный минимум содержания по предмету «Фи­зическая культура»; 3) примерная учебная программа по дис­циплине. ^ Первый этап. Цель учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на три подцели: цель предмета для началь­ной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы К примеру, цель предмета «Физическая культура» — формиро­вание общего среднего образования школьников в сфере физи­ческой культуры, или обеспечить общее среднее физкультурное образование школьников. Цель сформулирована достаточно конк­ретно. Дальнейшая конкретизация этой цели может быть направ­лена на определение понятия «общее среднее образование в сфе­ре физической культуры», или «общее среднее физкультурное образование». Выяснив, что может или должно быть результатом реализации учебно-воспитательного процесса по предмету за весь период обучения учащихся в данном образовательном учрежде
нии, учитель выделяет основные параметры ожидаемого резуль­тата: например, систему знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, норм и требований к уровню практической подготовленности и др. Эти параметры — совокупные составляю­щие содержания целевой ориентации предмета. Второй этап. Определяется возможность дифференцировать выделенные параметры знаний, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, уровни развития двигатель­ных качеств, норм и требований, виды физкультурной деятель­ности школьников в соответствии с особенностями их половоз­растного развития по ступеням общеобразовательной школы (на­чальной, основной, полной средней). Третий этап. Дифференцирование целей предмета для начальной, основной и полной средней школы на каждый год обучения школьников в данном образовательном учреж­дении — учебные классы.
Четвертый этап. Определение целей на период учеб­ного года: четверти, триместры или семестры.
Пятый этап (совпадающий по своему назначению и содержа­нию с подготовкой учителя к уроку физической культуры). Опре­деляется и детализируется цель конкретного и наименьшего от­резка педагогического процесса — урока физической культуры.

25 Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»

В связи с разнообразием целей предмета «Физическая культу­ра», их множеством и взаимообусловленностью потребовалось их дифференцировать.
Из предыдущих глав можно вывести такую закономерность. Один из доминирующих признаков целей разных уровней, которые со­держатся в их дефинициях (определениях), — образ результата. Будущий результат представляется в виде образов или моделей, которые могут быть восприняты как вербальные понятия, харак­теристики качеств и признаков того, что должно быть достигнуто в результате конкретной деятельности, содержание которой рас­членено на определенные интервалы времени. Эти результаты по тем параметрам, какими они описываются, поддаются осозна­нию благодаря своей конкретности. Чем больший период охваты­вается целью, тем меньше определенности в модели будущих ре­зультатов. Ясность цели, ее восприятие и осознание учителем за­висят от важных моментов:
представления учителя об ожидаемых и фактических резуль­татах, которые могут быть выражены в определенных показате­лях;объективных и субъективных условий достижения цели; связи между целями и отношением субъектов, причастных к работе по ее достижению, их потребностями;суждений, полученных на основе анализа реальных условий, о выполнимости ими неосуществимости цели, степени совпадения содержания целевой установки учителя и учащихся и др.По времени, отведенному для реализации, и степени ясности параметров конечного ре­зультата цели предмета «Физическая культу­ра» дифференцируются на несколько разно­видностей: генеральную, перспективные, так­тические, оперативные, текущие

26. Отбор оптимального содержания и методов учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного

Целеполагание как начальное звено структуры деятельности преподавания (учителя) и компонент технологии учебно-вос­питательного процесса завершилось конкретизацией цели оп­ределенного цикла данного явления. Конкретно и однозначно сформулированная цель цикла технологии позволяет учителю выбрать оптимальные цели содержания и методы преподавания предмета.Теория и практика оптимальности применительно к педагоги­ческим явлениям и процессам научно обоснована в различных аспектах: предупреждения неуспеваемости школьников, общеди­дактическом, общепедагогическом и др.Термин оптимальный в данном случае понимается как «наи­лучший для данных условий» с точки зрения определенных кри­териев.Критерием оптимальности служат эффективность и время ре­шения поставленных задач. Поэтому под оптимизацией учебно-воспитательного процесса подразумевается целенаправленный вы­бор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возмож­ную эффективность решения задач образования и воспитания школьников1.Оптимизация учебно-воспитательного процесса — это не ка­кая-то новая форма или метод обучения, это своеобразный прин­цип действий человека2.Отсюда оптимальные содержание образования, формы орга­низации деятельности учащихся и учителя и методы обучения — те, которые лучше, чем другие, соответствуют конкретизиро­ванным целям циклов учебно-воспитательного процесса по пред­мету. Отбор и обоснование оптимальных составляющих дидактиче­ских процессов по предмету «Физическая культура» ведутся в со­ответствии с целью предмета по циклам учебно-воспитательного процесса. Главными факторами при этом должны быть те, на ос­нове которых конкретизированы цели предмета. Ранее (12.2; 12.3) были описаны факторы, на основе или с учетом которых прове­дено целеполагание.Критериями оптимальности содержания образования по пред­мету «Физическая культура» на уровне функционирования гене­ральной цели могут быть:его целостность, соответствие требованиям развития россий­ского общества (чтобы средствами физической культуры реша­лись проблемы социализации подрастающего поколения в усло­виях реформирования экономики и изменения политической ори­ентации страны), удовлетворение потребности учащегося (школь­ника) в физическом совершенствовании;соответствие содержания образования возрастно-половым осо­бенностям и физкультурным интересам школьников;возможность усвоения в рамках учебного времени, отведен­ного для его изучения;отражение международного и национального опыта (сред­ства, формы и методы);соответствие содержания образования условиям конкретной общеобразовательной школы (учебно-материальная база, рельеф местности, климат, этническое наследие в области физической культуры и спорта)

27 Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса

Применительно к технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» программирование1 представ­ляется одним из основных элементов ее структуры. Програм­мируются:цели циклов технологии;содержание образования;формы организации учебной деятельности учащихся и учи­теля;средства и методы взаимодействия субъектов программно?» вания, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации.

Термин программирование традиционно используется в сфере электронно-вычислительной техники. Его адаптация к управле­нию учебно-воспитательным процессом обусловлена своеобра­зием содержания и структуры технологического подхода. Здесь программирование как бы заменяет планирование — инвариант­ную составляющую методического подхода к преподаванию фи­зической культуры в школе. Поэтому оба термина имеют много общего.' Программирование (от греч. programma) — процесс составления программы. Последнее, в свою очередь, представляет собой расчленение какого-либо зада­ния на простейшие (элементарные) операции и подготовку плана действий (см. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Намеченные действия (операции), как правило, ориентированы на достиже­ние определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностях.Во-первых, оба действия — инвариантные элементы различ­ных подходов к реализации одного и того же процесса (учебно-воспитательного) по одной и той же учебной дисциплине.Во-вторых, оба связаны с разработкой документов, определя­ющих пути достижения цели.В-третьих, итоговые результаты осуществления содержания программирования —планирования отражаю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: