Заговор от потницы у лошади или от трясовиц




Структурно-семантическая группировка русских заговоров ОС.

Если взять за основу классификации не функции заговоров, а их структурные и содержательные характеристики, то можно выделить уже не 4, а 5 групп: 1) нарративные заговоры, 2) заговоры-просьбы, обращенные к сверхъестественным существам, 3) заговоры-сравнения, 4) бес-субъектные заговоры, включающие формулы разного типа, 5) заговоры-диалоги.

 

2) 9 текстов ОС имеют характер просьб или молитв, обращенных к сверхъестественным существам или олицетворяемым природным объектам (№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а). Их можно также назвать «заговоры-молитвы» или «молитвоподобные заговоры». По своей форме они близки молитвам, однако обращены к таким персонажам, как заря Аграфена, мертвец, лесные цари и проч. К этой группе мы причислили также такие заговоры-молитвы, которые обращены к христианским персонажам, но имеют нецерковное содержание, например, имярек предлагает св. Георгию черного барана или просит св. Илью «отшибить» порчу от младенца. В таких случаях христианские персонажи по существу играют роль сверхъестественных персонажей народных поверий. Характерна такая ситуация, когда в одном и том же тексте имя- рек сначала обращается за помощью к Богородице, а вслед за этим — к покойным родителям (№ 59).

 

№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а

 

Б. Заговор на любовь и почет

По тому ж. В первый день молода месяца, как утрення зоря заиметца, и, став против зори, да изговорити:

Государыни красная зоря Огрофена, дай мне, рабу Б(о)жию имя- рек, доброе здравие и во всем корысть и радость, от всех людей жалован(ь)е и честь и любов(ь) сердечную во вся дни и нощи и часы живота моег(о). Да изговоря поклонис(ь) 3 ж в землю, да изговори 3 ж. // (л. 2 об.)

 

Заговор от кровотечения

О том.

Господи, Боже, благослови, отче. Святый государь папа Римский чюдотворец Климент, морский чюдотворец, и яз вам, государи, помо- люс(ь), и вы мне, государи, пособляйте и помогайте своею м(и)л(о)стию и приходите, государи, и приносите трои щелки розноличные. Надоб(ь), государи, зашиват(и) у раба Б(о)жия имярек кровавые раны, топорные кровавые раны, ножевые кровавые раны, копейчатые кровавые раны, стрел(ь)ные кровавые раны, сабел(ь)ные кровавые раны; надоб(ь), госу- дари, зашивати тело, а в теле горячая кров(ь) и кости, а в костех мозги и жылы, чтоб те раны ни болели, ни щепели, ни свербели. Говори 3 ж, плюнь 3 ж на рану.

 

Обряд со скотом на Св. Егория

Канун Егор(ь)ева дни в ноч(и) скотине во хлев не клади никакой, дабуди косача, да с косачем курич(ь)е яйцо; да свечю без огня с вечер(а) положи пред Егор(ь)я, как люд(и) уснут, один или два человека вас67. *Как ко Егор(ь)ю приде, 3 ж поклон68. Да возми топор да косача и яйцо 57 Далее в ркп. отступ размером в одну строку; 58 Далее в ркп. пропуще- но слово ловушки, которое предполагается по смыслу. См. № 23; 59 Конец слова заклеен. Восстановлено по контексту; 60 Испр., в ркп. промыл; 61 Часть слова заклеена. Восстановлено по аналогии с № 23; 62 Несколько букв заклее- ны; восстановлены по контексту; 63 Текст внизу листа сильно поврежден и заклеен. Далее утрачено несколько слов; 64 Утрачено несколько слов; 65 Испр., в. ркп. от отрока; 66 Далее в ркп. отступ размером в две строки; 67 Далее знак — крестик в кружочке, который повторяется на полях; 68 Приписано слева на поле. 102 Часть 1. Олонецкий сборник и свечю возми и зажги, тож в руки подним(и), нес(и) на посолон(ь), а топор в правой руки по земли тян(и), а в другой рук(е) свечю отнес(и) и косач(а)69 за горло и яйцо, да поди 3 ж и говори: (1) Пус(ть) около моег(о) скоту желез(ной)70 тын стан(ь) от зем- ли до н(е)беси от зверя и от волк(у)71, и от всяког(о) зверя, по земли ходящег(о), и от ле(са)72. И обойди 3 ж, говор(и) 3 ж. Пришед ко Егор(ь)ю, свеча (с о)гнем73 поставит(ь) и яйцо по старо- му, а косач(а) у(бить)74 ножыком тыл(ь)ем, а говор(и): (2) Тебе, святый Егор(ей)75, черной боран от меня и от моег(о) ско- ту, а ты, с(вятый)76 Егорей, стереги и береги мой скот…77, // (л. 12) где б люди не ворочали. (3) Сург он калаине, ий78 пинг он калаине, ий79 кескиманог он ка- лаине80. (4) От меня тебе курич(ь)е яйцо и от моего скоту и животы. Тог(о) *году81 репы с чюжег(о) огорода репы не дергат(ь), и колосу не рват(ь), и сквоз(ь) руки не смоктат(ь) и не оцыщат(ь)82.

 

Заговор от порчи ребенка, взрослого или скотины

Слова мл(а)д(е)нцу о уроце моли или скотине.

С(вя)тый государь Илья пророк, поедеш(ь), государь, на ветреннем коне, розшиби, государь, дуб в поли, камен(ь) в море, так отшиби, госу- дарь, от сего раба Б(о)жия имярек ил(и) младенца, или от сея животины всякие уроки и всякую порчю, и притчю, и призор, и прикос, и всякую болезнь от раба Б(о)жия имярек. Отныне и до века. Амин(ь)147.

 

Заговор от потницы у лошади или от трясовиц

Лошади от потниц153.

Есть чистое поле, и есть в чистом поле стоит Егор дуб, и под дубом Егором седит Пречистая Мати Б(о)жия со своими с трема с тритцати апостолы, с Михаилом архан(г)елом и з Гаврилом архан(г)елом, и с Петром, и с Павлом, и Иванном Предтечем, и со Иванном Богословом, и со Иванном Златоустом, и со всеми аггелы, и архан(г)елы, и херувими, и серафими, и со всеми апостолы. И посмотрит Пречистая Богородица на поле на чистое и на море на синее; и по морю идут бредущии и по полю идут мятущии и простовласыи. И зговорит Пречистая Богородица со своими аггелы и архангелы, и с трема с трицати апостолы: Ой же вы, по морю бредущии и по полю мятущии и простовласыи, куда вы пошли? Мы вет(ь) куем от раба Б(о)жия, куем крюки железные и палицы железныи, крукамы вас закрючим, паличми убьем154. И зговорят по морю бредущыи и по полю мятущии простовласые: Мы от раба Б(о)жия имярек кружим за 300 верст и за 30, ни бли(з)ко к нему, имя- рек, не подойдем, ни ко двору его, ни к лошаде его, имярек. // (л. 22) Говор(и) лошади от потниц на гриву, говор(и) 3 ж, или на воду, да лошад(ь) обдай. Да те ж слова от трясавиц говор(и). Как станет говорит(ь), и ты почерпни воду благословяс(ь), сколке человек мож(ет) выпит(ь). Или в рябину наговаривай на кореню у кореня, да, наговорив, вынят(ь) ряби- на да положыт(ь) на постел(и) подле человека тог(о). А говор(и) 3 ж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: