Что такое культура для человека? Отношение к понятию культуры в философии З. Фрейда.




Теория осевого времени К. Ясперса.

По мнению К. Ясперса, явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей. Ось мировой истории возникла около 500 лет до н. э. (между 800 и 200 гг. до н. э.). Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и соб­ственная беспомощность (начало духовной борьбы, открытие разума и личности). Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день.

1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих куль­тур древности, существовавших тысячелетиями ( вавилонской, еги­петской, индийской или китайской).

2. Воспоминание и возрождение возможностей осевого времени — Ренессанс — ведет к духовному подъему.

3. Вначале осевое время ограничено в пространственном от­ношении, но исторически оно становится всеохватывающим ( на Западе германские и славянские народы, на Востоке — японцы, малайцы и сиамцы).

4. Между тремя сферами существует глубокое взаимопонимание: между искусством, философией и религией.

Страны зарождения «философской веры» - Древний Китай (Конфуций, Лао-Цзы), Древняя Индия (Будда), и Запад (Гомер, Платон, Парменид, Гераклит).

Что такое культура для человека? Отношение к понятию культуры в философии З. Фрейда.

З.Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр и невропатолог, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Заслугой Фрейда является создание нового направления в медицине – психоанализа. Но значение фрейдовской концепции человека выходит за рамки медицины в сферу философии и культурологии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ:

1. Концепцию Фрейда можно назвать натуралистической, потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З. Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.

2. Исходный пункт концепции Фрейда – гипотеза о трёхуровневом строении человеческой психики:

· ОНО (Бессознательное) – бессознательный уровень психической жизни. Это животные инстинкты, безотчётные влечения, первичные желания, унаследованные человеком от животных предков. Два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. Оно живёт по принципу удовольствия и наслаждения.

· Я (Сознание) – сфера осознанного, рационального в психической жизни человека. Я регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. Я живёт по принципу реальности.

· Сверх-Я – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», а также более сложные социальные предписания и ценности, представляющие для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. Сверх-Я живёт по принципу совести и защищает общество. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинкты, и результатом становится появление культуры.

3. По Фрейду «Оно» - активно вмешиваются в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше «Я» - лишь иллюзия. Оно сильнее Я, т.к. в нем сосредоточена вся психическая энергия. Но человек в обществе может выжить, благодаря наличию системы норма и запретов, т.е. культуры. Жизнь Я очень трагична, т.к. именно на уровне сознания человек должен найти компромисс между ОНО и Сверх-Я.

Человеческое Я (сознание) может выбрать 3 формы (стратегии) поведения:

a) Удовлетворение Оно (принцип удовольствия, наслаждения). Судьба такого человека трагична. Человека, удовлетворяющего свои желания и инстинкты без учёта моральных норм и законов, определяющих жизнь в обществе, изолируют от общества.

b) Подавление Оно (по совести), по мнению Фрейда, приводит часто к психическим заболеваниям (неудовлетворенность – чувство несчастности – депрессия – и т.д.)

c) Сублимация - выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры. З. Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в «кипящий котёл», поэтому они должны периодически «разряжаться» безопасным для общества способом. И культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов. Спорт, наука, искусство, одухотворённая любовь и все виды человеческой деятельности – всё это, по мнению З. Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов.

4. Момент возникновения культуры – это момент, когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. Культура возникла вместе с первым табу – запретом.

5. Развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. И чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее человек. По мнению З.Фрейда культура носит невротический характер. Особенно негативно Фрейд оценивает европейскую культуру - культуру христианскую с её очень жёсткими запретами (10 заповедей). Сублимацию З.Фрейд оценивал, как псевдореализацию человека.

ВЫВОД:

Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли ХХ века. Но в его теории не лишена недостатков (Фрейд биологизировал происхождение культуры и бессознательного, свел к минимуму роль сознания, лишив его свободы воли и т.д.). Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. По его мнению, у каждого человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению людей; точно так же враждуют процессы индивидуального и культурного развития.

Однако вклад в развитие представлений о культуре З. Фрейда трудно переоценить. З. Фрейд - основоположник метода психоанализа, организатор психоаналитической помощи в США и Европе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: