Проведение социологического исследования в форме анкетирования
(определение числа анкетируемых)
Основная рыночная проблема для фармацевтических организаций,
требующая изучения спроса населения на ЛС и ТАА, - недостаточная финансовая устойчивость на рынке.
В связи с этим цель социологического исследования - изучение спроса
населения на ЛС и ТАА, с помощью которых, во-первых, можно лучше удовлетворить потребности населения по укреплению здоровья, во-вторых, получить прибыль.
Определение численности выборки респондентов
Выборка респондентов (лиц, которые будут опрошены) – это часть
населения, которая по своей величине должна быть репрезентативной, т. е.
точно отражать мнение генеральной совокупности населения.
Методы определения количества респондентов:
t во всех формулах 2;
d равен 0,05 или 0,1 (ошибка 5% или 10%)
Для расчетов используются следующие формулы:
а) случайная повторная выборка
респондентов
При использовании данной формулы количество респондентов должно быть немного больше 100.
б) бесповторная случайная выборка (используется наиболее часто):
Где
n- минимальный объем необходимой выборки;
t- нормализованное отклонение (при P – 0,95, t = 2);
N- объем генеральной совокупности;
d- допустимая ошибка (0,05-0,1).
Примеры использования:
1. Проводится анкетирование среди жителей г. Воронежа
По официальной статистике на 1 января 2019 года в Воронеже проживали 1054111 человек. Подставив имеющиеся значения, получаем, что для репрезентативной выборки необходимо:
Таким образом, при доверительной вероятности в 0,95 и ошибке не более
5% необходимо исследовать минимум 400 конечных потребителей.
|
2. Проводится анкетирование в аптечной организации среди посетителей
По статистике в районе обслуживания аптечной организации проживает 3 тыс. человек, для репрезентативной выборки необходимо опросить посетителей при доверительной вероятности в 0,95 и ошибке не более 5%
Или при ошибке не более 10%
3. Проводится анкетирование среди фармацевтических работников
В аптечной сети «Фармия» на 1.01.2019 г. численность работников – 71
Таким образом, в аптечной сети для репрезентативной выборки необходимо опросить 42 работника при доверительной вероятности в 0,95 и ошибке не более 5%.
Также может быть использован Метод малых выборок. Используется для проведения «пилотажных» исследований (т. е. уточнения существования проблемы). Количество анкетируемых может быть равно 30. Анализ результатов пилотного исследования позволяет скорректировать анкеты для промежуточных и конечных потребителей.
Есть и другие рекомендации по количеству анкетируемых, Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997 - 256 с
С фрагментом можно ознакомиться по ссылке: https://pedlib.ru/Books/1/0397/1_0397-120.shtml
Численность выборки испытуемых для экспериментального
исследования должна обеспечивать доказательность положений, которые
защищаются в работе. Исходя их методов математической обработки,
рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп или просто
численность испытуемых была не менее 30-35 человек (Дружинин, 1997).
Существует и еще одно правило: надежные результаты можно получить
лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза,
превышает число регистрируемых параметров. То есть, если в составленной
анкете 15 вопросов испытуемых должно быть не менее 45 человек. Кроме того, желательно увеличить количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали разноречивые ответы) (Куликов, 2001).
|
При использовании психодиагностических методик не надо ориентироваться на количество вопросов, здесь важны именно параметры – например, три фазы выгорания, значит, минимальное количество испытуемых – 10 человек.
Но, повторимся, что все-таки для достоверности очень
желательно вышеуказанная численность выборки – 30-35 человек.