Писатель Максим Горький – благотворитель и общественный деятель (Очерк)




Власова Александра,

ученица Исуповской средней школы,

Гагинский район

 

План

I. Введение: причины, побудившие писателя к занятиям благотворительностью и общественной деятельностью.……….стр.3

II. Основная часть: направления благотворительности и общественной деятельности А.М.Горького:

1. Открытие чайной «Столбы»…………………………………………..стр.3

2. Организация ёлок в Нижнем Новгороде…………..………………...стр.4

3. Помощь студентам………………………………….............................стр.5

4. Помощь различным обществам Нижнего Новгорода…………….....стр.6

5. Помощь музеям и библиотекам………………………………............стр.7

III. Заключение.………………………………………………………...стр.8

IV. Литература……………………………………………………….... стр.8

В рассказе «Часы» А. М. Горький написал: «…Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую… Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя!» В этих словах отразились взгляды Алексея Максимовича на смысл человеческой жизни: он никогда не жалел себя, всю жизнь занимаясь общественной деятельностью и благотворительностью.

В 30-х годах прошлого века на вопрос о причинах его благотворительности Горький ответил, что всегда считал такую работу полезной даже в мелочах. Это характеризует его как человека, который не знал, что такое равнодушие.

Вспомнить хотя бы одно из самых значительных общественных дел Алексея Максимовича в Нижнем Новгороде – организацию чайной «Столбы» для босяков.

В 1892 году на Россию обрушился голод, начался промышленный

кризис появилось много босяков, среди которых были и крестьяне, и рабочие вместе со своими детьми, худыми, измождёнными, с голодными глазами. Горький не мог без слёз смотреть на них. В Нижнем Новгороде для босяков были открыты ночлежки, но писатель хорошо знал, как хозяева этих ночлежек наживались на народном горе. В 1898 году в статье «О человеколюбии в связи с искусством на обухе рожь молотить», опубликованной в «Нижегородском листке», он писал про босяков: «За зиму иные … должают до ста рублей и даже более… из этих 100 рублей 60 – проценты… Большинство босяков находятся в вечной кабале у содержателей ночлежки и… притонов. Это – закон их существования, … если не хочешь уме­реть с голода… Мы должны … вырвать золоторотцев из кабалы частных лиц, которые являются полными хозяевами душ и тел босяков»[1].

31 декабря 1901 года по инициативе А. М. Горького в здании купцов

Переплётчиковых была открыта для босяков чайная-читальня «Столбы», а деньги на покупку дома дал Д.В.Сироткин[2]. О жизни писателя в это время говорит всего одна строка из письма к знакомому: «Собираю, посылаю, встречаю, направляю, провожаю». Босяки в этой чайной сидели в тепле, в «Столбах» были запрещены азартные игры, алкоголь.

Горький видел главную цель «Столбов» в освобождении босяков от кабалы, а культурно-просветительная часть – это сопутствующее. Он надеялся, что городская интеллигенция окажет помощь в этом деле. И действительно, артисты читали здесь биографию доктора Гааза[3], произведения русских и зарубежных писателей и поэтов; играли музыку Шуберта, Бетховена, Мендельсона; в чайной устраивались и лекции. А.М.Горький часто бывал в «Столбах», беседовал с босяками, активно участвовал в организации чтений, в подборе книг для библиотеки. Только в 1901 году в читальне побывало 48 тысяч человек. В столовой можно было получить за несколько копеек тарелку горячих щей и большой кусок хлеба. С 1902 года при чайной ежедневно по 2 часа работала бесплатная амбулатория, которую только за первые три месяца посетило 2195 больных босяков. Чтобы закупить инструменты и лекарства, нижегородские артисты дали несколько благотворительных концертов и вечеров.

Клуб «Столбы» просуществовал до 1917 года и обязан был появлением на свет и длительным существованием А.С.Горькому. Благодаря М.Горькому были спасены от смерти и тюрьмы многие босяки.

Другое замечательное благотворительное дело писателя – организация ёлок для детей городской бедноты. Из своего детства он знал, что у детей бедняков не бывает праздников, они не получают подарки. В 1899 году перед Рождеством Горький в «Нижегородском листке» обратился к неравнодушным людям с призывом устроить праздник для детей: «Я покорнейше прошу редакцию открыть подписку на ёлку для бедных детей. На собранные средства… можно будет… устроить ёлку с раздачей бедным детям обуви, белья, тёплого платья…накормить их сытным обедом…»[4] И сразу же в редакцию и на квартиру Пешковых стали поступать вещи, деньги, продукты. Жена Горького и её друзья шили детские рубашки, платья, мешочки для подарков. Сам Горький добился от властей разрешения на ёлку, подготовил помещение, добыл деньги, собрал 500 ребятишек с городских окраин. Ёлка состоялась 4 января 1900 года. Дети получили на празднике подарки: пироги, мешки с гостинцами, сапоги, рубахи, платья, кофты, шапки, платки. Горький видел, как дети принимали подарки со слезами, и сам тоже не мог удержать слёз. «Горьковские» ёлки стали в Нижнем традицией. Они устраивались каждый год и после отъезда писателя из города.

Вообще 1898–1900 годы в истории Нижнего Новгорода называют «временем Горького». Он и его дом стали одним из центров общественной жизни города. Не было здесь другого такого человека, который так страстно бы увлекался благотворительной работой. Например, первый же день нового XX века у него начался с того, что он подарил (как Дед Мороз) ученикам Троицкого городского начального училища сто детских книжек. [5]

Очень большое влияние в Нижнем Новгороде А.М.Горький оказывал на студентов. Царское правительство ссылало в город вольнодумных студентов из Москвы, Петербурга, Казани. Алексей Максимович помогал им материально и в устройстве на работу. «Здесь был Горький», «Так сказал Горький», «Горький поможет» – эти слова говорят о его популярности среди студенческой молодёжи. Он организовывал лекции, концерты, часть дохода от которых передавали нуждающимся студентам, часть – на революционные дела. В 1901 году число ссыльных студентов в Нижнем резко увеличилось. Тогда писатель обратился к А.П.Чехову: «Здесь до 70 человек иногородних студентов, полуголодных, битых, возбуждённых и возбуждающих публику. Очень прошу Вас, дорогой Антон Павлович, пособирайте деньжат для голодающих студиозов, ибо здесь источники иссякают…» Вся эта молодёжь группировалась вокруг Горького, который был их другом, наставником, советчиком, защитником. Создали организацию помощи высланным студентам, и Горький тут же внёс в неё 5000 рублей – гонорар за издание«Фомы Гордеева». Именно благодаря влиянию писателя на нижегородское студенчество 8 апреля 1901 года не состоялась студенческая демонстрация, в результате которой, возможно, погибло бы большое количество молодёжи. Он уговорил студентов не устраивать демонстрацию, потому что опасался за их судьбу.

В Нижнем Новгороде было много культурных обществ, куда его часто выбирали из уважения к большому имени. Активно он работал только в нескольких, пользу которых для народа считал несомненной. Например, от имени Общества поощрения высшего образования А.М. Горький организовал в городе лекции крупных учёных, среди которых был русский учёный-физиолог И.М.Сеченов. В ноябре 1899 г. Горький обратился к А.Ф.Кони[6] с просьбой приехать в Нижний: «Доход с чтения лекций пойдёт на помощь революционным студентам, исключённым из университетов».

А первые два его сборника «Знание» открывались сообщением о том, что с прибыли от издания отчисляется 1000 рублей в распоряжение Общества взаимопомощи учащимся Нижегородской губернии (на обустройство общежития для детей) и 1000 рублей в распоряжение Нижегородского отдела Обществаохранения народного здравия, на постройку детского дома, Секций гигиены, воспитания и образования. Этой секции в 1900 году Алексей Максимович пожертвовал много книг, в результате чего была открыта общедоступная читальня. И в дальнейшем писатель помогал этой библиотеке книгами и деньгами. В 1901 году писатель также помог этой Секции организовать в Нижнем курсы по проведению подвижных игр на воздухе для детей бедноты: он пригласил из Москвы известного специалиста в этой области Н.С.Филитиса. Был открыт бесплатный каток, летняя детская площадка, на которой ежедневно играло 100 детей от 4 до 13 лет.

Активно помогал также А.М.Горький в сборе средств для открытия Народного дома: из своих средств он жертвовал немало денег.

Просветительскую деятельность А.М.Горький считал главным делом своей жизни, поэтому много помогал нижегородским библиотекам, читальням, музеям, книжным магазинам. К музеям и библиотекам, по его словам, он испытывал «род недуга», поэтому с 1889 года постоянно передавал Нижегородской библиотеке книги по философии, истории, естественным наукам, географии, медицине, педагогике, психологии, искусству, беллетристику. В 1902 году в Арзамасе деньгами и книгами помог создать библиотеку инспектору народных училищ А.М.Храброву. С помощью Алексея Максимовича была организована в Нижнем Новгороде в Секции гигиены детская читальня, которую он снабжал книгами.

С 1901 года Горький делал щедрые пожертвования Художественно-

историческому музею: картины, монеты, медали, скульптуры, фотографии, антикварные вещи, уникальные произведения искусства, среди которых картины Репина, Крандиевской, Поленова, Андреева, Нестерова, Хренова, Сорина. А после смерти писателя по его завещанию музею было передано 30 полотен русских художников – Верещагина, Кустодиева, Рериха и других. Эти дары музею говорят и о том, что он постоянно заботился о просвещении народа, и о том, что до последней минуты своей жизни писатель не переставал заниматься благотворительностью. 7

А.М.Горький был гуманистом действенным: он стремился изменить жизнь людей к лучшему. В рассказе «Часы» Алексей Максимович написал ещё такие строки: «Да здравствуют сильные духом, мужественные люди, – люди, которые служат истине, справедливости, красоте!..» Всю свою жизнь, занимаясь общественной деятельностью и благотворительностью, он был щедрым и мужественным человеком, служил истине, красоте и справедливости.

Литература

1. Блохина В.Н., Либединская Л. М. Горький в родном городе. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1976.

2. Елисеев А.И. А.М.Горький в Н. Новгороде. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1974.

3. Елисеев А.И. А.М.Горький нижегородских лет. Воспоминания. (Составитель А.И. Елисеев, научный редактор С.С. Зимина). ‒ Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1978.

4. Е.Н.Позднин. М.Горький в 1900 году. Записки краеведа. Сост. Н.И.Куприянова, Л.И.Шиян. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

5. Фарбер Л.М. А.М. Горький в Нижнем Новгороде: Очерк жизни и творчества. 1889 – 1904. ‒ 3-е издание с сокращениями. ‒ Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1984.

 


[1] Блохина В.Н., Либединская Л.Б. М. Горький в родном городе. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1976, стр.58.

[2] Нижегородский купец, владелец пароходов.

[3] Создатель больниц для бедняков.

[4] Блохина В.Н., Либединская Л.Б. М. Горький в родном городе. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во, 1976, стр. 176.

[5] Е.Н.Позднин. М.Горький в 1900 году. Записки краеведа. Сост. Н.И.Куприянова, Л.И.Шиян. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991, стр. 243.

[6] Известный судебный деятель и писатель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: