Из письма священника Павла Бартенева усть-сысольскому уездному исправнику Е.Е. Волоцкому о Покчинской школе от 7 мая 1890 года




 

Устьсысольское отделение Епархиального училищного совета сообщило мне весьма отрадное известие о восприятии Вашим Высокородием звания попечителя школы в дер. Покчинской. Спешу принести Вашему Высокородию глубочайшую благодарность за принятие под свое благотворное попечительство зарождающееся просвещение грамотности коснеющих во тьме раскола крестьян этой деревни. В сем снисхождении Вашем я провижу залог преуспевания школы. Ныне же приемлю смелость, по некоторому долгу службы, сообщить Вашему Высокородию сведения о состоянии школы и об условиях ее существования.

Школа открыта 4 января сего года и помещается в доме крестьянина Кузьмы Остякова, более других равнодушного к расколу (и это приходится считать некоторым достоинством). Годовая плата за школьную квартиру с отоплением 20 рублей на счет братства, помещение удобно.

Учителем школы состоит, с платою 4 рубля в месяц, диаконский сын Павел Катаев 36 л., церковно начитанный, сведущий в обличении раскола, трезвый, весьма скромный, трудолюбивый, терпеливый и, если бы получил хотя какое-либо официальное образование, был бы образцовым педагогом при своем терпении, невольно располагающем к себе характером. Он как бы задался нарочитою целью исполнить на себе заповедь Спасителя: «Аще не будете яко дети, не внидите в царствие небесное» (Мф 18,3). Зная такое достоинство учителя Катаева я настойчиво советовал ему постараться овладеть доверием учеников и он оправдал мое желание. Ученики во всем откровенны с ним, не утаивают даже заветных религиозных заблуждений своих родителей. А что касается того, чтобы отвлечь сих питомцев из тьмы раскольнического невежества, то я советовал ему делать это настолько, чтобы дети отнюдь сего не замечали, дабы не заронить в душу их тревожного опасения за безопасность их верований. Если же не сумеет заняться подобной тонкой политикой, то лучше бы и не предпринимал ничего в этом роде. Однако, если бы заметил хотя бы выражение некоторого пренебрежения к православию, должен решительно остановить подобное проявление, сказав что-нибудь вроде следующего: «Я уже большой и все лучше тебя понимающий, однако, не только не смеюсь, а даже не осуждаю твоих верований, ты же неразумное дитя дерзишь судить веру, которую установил Христос Господь». Точно также, в применениях с взрослыми раскольниками, не отвечать им безумным по безумию их, а быть кротку, терпеливу. Что касается меня, то я при своих посещениях школы делал вид, что как будто ничего особенного за ними в деле веры не замечаю. До первого моего приезда ученики трепетали, что я посягну на их «препрославленное, древнее благочестие» и… при появлении меня все разбежались. Однако, когда опасение их не оправдалось, исчезло и предубеждение о моем покушении. Те, которые до этого времени боялись ходить в школу страха ради за «благочестие», стали ходить неупустительно. Число учащихся достигло 13, которое и ныне состоит.

Обучение ведется «по старине» с некоторым, впрочем, улучшением в пользу спорого навыка читать и писать.

Такой метод в среде старообрядцев считается непогрешимым, а потому и любимым. Учение начинается с появления света утреннего и заканчивается прекращением оного вечером. На это последнее обстоятельство учитель жалуется, что ему не остается времени на занятие посторонним трудом (сапожным ремеслом), заниматься которым вынуждает его недостаточное для пропитания жалования за обучение. На совет мой – употреблять для учебных занятий столько времени, сколько употребляется оного в земских училищах, учитель ответил, что ученики (это я и сам заметил) не желают уходить до вечера. Насколько некоторые заинтересованы грамотности, можно судить по такому выражению: один говорил: «прохожу 5 годов, но зато выучусь». Такое восторженное заявление без сомнения весьма отрадно…

Ученики читают по-русски и славянски, пишут и считают довольно удовлетворительно, знают и молитвы.

Не обошлось учреждение школы (и ныне не обходится) без некоторых неприятностей. Против школы восстали, прежде всего, местные расколы начетчики, которые до этого пользовались монополией в деле обучения, восстали, конечно, во имя веры. Агитаций их мы не слушались и ничего обуздывающего не предпринимали, желая самим делом «затворить уста нечестивых», что наше обучение скорее ведет к цели. Последствия не замедлили оправдать наше предположение и явное противодействие умолкло. Управившись, так сказать, с внутренней политикой относительно школы, пришлось испытать, весьма угрожавшее, нападение от внешнего врага, а именно: На Пасху прибыл известный пропагандист раскола крестьянин Мезенского уезда Ефим Чупров (села Пижмы) и прожил здесь всю пасхальную неделю, устраивая молитвенные собрания крестьян. При этом все учащиеся в школе были изгнаны, как пошатнувшиеся в вере и предавшиеся «во власть дьявола». Отлучение их должно, по словам его, продолжаться до тех пор, пока они не перестанут ходить в школу. Такое обстоятельство меня крайне обеспокоило, дабы ученики, убоявшись отлучения, не отшатнулись от школы. А посему я просил местного урядника приобуздать зазнавшегося своею дерзостью раскольника, если уж не как пропагандиста, по крайней мере, как беспаспортного. Урядник к моему заявлению отнесся не только безучастно, а даже шутливо. Вследствие такого афронта, чтобы обезопасить школу, я позволил себе воспользоваться авторитетом Вашего имени, поручив учителю распространять, что главный начальник школы г-н уездный исправник, который с присущею ему энергией сумеет управиться с врагами (более дерзкими) школы. Однако опасение мое за безопасность школы, к счастью, оправдалось лишь в незначительной степени: после Пасхи перестали посещать школу двое – один по отвлечению на работы, как более других взрослый и другой по смущению родителей вышеупомянутым раскольником. Училище посещают после Пасхи 11 человек, для которых главное отлучение ревнителя раскола, должно быть, не показалось особенно страшным. Смею выразить уверенность, что Ваше Высокородие позволит мне в будущем воспользоваться авторитетом Вашего имени, а я же обещаю, что сим никогда не злоупотреблю.

В заключение позволю себе выразить следующую почтительную просьбу. Принимая во внимание достоинство учителя Катаева, его усердие к делу и несомненную пользу школьного обучения старообрядческих детей, не благоволенно ли будет ходатайствовать о назначении с будущего учебного года, т.е. с 1 октября 1890 года, увеличенного на один рубль в месяц жалованья Катаеву (5 рублей). Для здорового и привыкшего к физическому труду человека получаемое содержание в 4 рубля не особенно заманчиво. Тяжесть труда для того цветущего здоровьем и силами человека, как Катаев, даже неощутительно. Все дело в некоторой достаточности средств для пропитания.

 

Вашего Высокородия, почтительный слуга,

Печорский наблюдатель священник Павел Бартенев.

 

 

Р-6, Оп.1, ед.хр.15. л.34-35об.

 

 

23 Мая 1890 года

 

Его Высокородию,

Господину Устьсысольскому Уездному Исправнику

Евгению Евграфовичу Волоцкому

 

Устьсысольское отделение Епархиального училищного совета сообщено мне весьма отрадное известие о восприятии Вашим Высокородием звания попечителя школы в дер. Пончинской. Спешу принести Вашему Высокородию глубочайшую благодарность за принятие под свое благотворное попечительство зарождающее просвещение грамотности ______*щих во тв___* раскола крестьян этой деревни. В сем снисхождении Вашем я пров__*у залог преуспевания школы. Ныне ___* приемлю смелость, по некоторому долгу службы, сообщи__* Вашему Высокородию сведения о состоянии школы и об условиях ее существования.

По секрету предписаны приставу ма___*а №

Школа открыта 4 января сего года и помещается в доме крестьянина Кузьмы Остякова, более других равнодушного к расколу (и это приходится считать некоторым достоинством). Годовая плата школьную квартиру с отоплением 20 рублей на счет братства, помещение удобно.

Учителем школы состоит, с платою 4 рубля в месяц, диаковский сын Павел Катаев 36 л., церковно начитанный, сведущий в обличении раскола, трезвый, весьма скромный, трудолюбивый, терпеливый и, если бы получил хотя какое-либо о______*альное образование, был бы образцовым педагогом при своем терпении, д______* _______*, невольно располагающем к себе, характер. Он как бы задался нарочитою целью исполнить на себе заповедь Спасителя: еще не будете яно дети, не в__*д__* в царствие небесное (мо 18,3). Зная такое достоинство учителя Катаева я настойчиво советовал ему постараться овладеть доверием учеников и он оправдал мое желание. Ученики во всем откровенны с ним, не утаивают даже заветных религиозных заблуждений своих родителей. А что касается того, чтобы отвлечь сих питомцев ____* тв____* раскольнического невежества, то я советовал ему делать это настолько, чтобы дети отнюдь сего не замечали, дабы не заронить в душу их тревожного опасения за безопасность их верований. Если же не сумеет занять ее подобной тонкой политикой, то лучше бы и не предпринимал ничего в этом роде. Однако, если бы заметил хотя бы выражение некоторого пренебрежения к православию, должен решительно остановить подобное проявление, сказав что-нибудь вроде следующего: «Я уже большой и все лучше тебя понимающий, однако не только не смеюсь, а даже не осуждаю твоих верований, ты же не разумное дитя дерзишь судить веру, которую установил Христос Господь». Точно также, и применениях с взрослыми раскольниками, не отвечать им безумным по безумию их, а быть кротку, терпеливу. Что касается меня, то я при своих помещениях школы делал вид, что как-будто ничего особенного за ними в деле веры не замечаю. До первого моего приезда ученики трепетали, что я посягну на их «препрослав____*ное, древнее благочестие» и ……. при появлении меня все разбежались. Однако, когда опасение их не оправдалось, исчезло и предубеждение о моем покушении. Те, которые до этого времени боялись ходить в школу страха ради за «благочестие», стали ходить _______*стительно. Число учащихся достигло 13, которое и ныне состоит.

Обучение ведется «по старине» с некоторым, в______* улучшением в пользу скорого навыка читать и писать.

Такой метод в среде старообрядцев считается не____*шимым, а потому и любимым. Учение начинается с появления света утреннего и заканчивается прекращением оного вечером. На это последнее обстоятельство учитель жалуется, что ему не остается времени на занятие посторонним трудом (сапожным ремеслом), заниматься которым вынуждает его недостаточное для пропитания жалования за обучение. На совет мой – употреблять для учебных занятий столько времени, сколько употребляется оного в р____*ских училищах, учитель ответил, что ученики (это я и сам заметил) не желают уходить до вечера. Насколько некоторые заинтересованы грамотности, можно судить по такому выражению: один говорил: «прохожу 5 годов, но зато выучусь». Такое восторженное заявление без сомнения весьма отрадно, особенно в среде слепо____*ствующих.

Ученики читают по русски и славянски, пишут и считают довольно удовлетворительно, знают и молитвы.

Не обошлось учреждение школы (и ныне не обходится) без некоторых неприятностей. Против школы восстали прежде всего местные расколы начетчики, которые до этого пользовались монополией в деле обучения, восстали, конечно, во имя веры. Агитаций их мы не слушались и ничего обуздывающего не предпринимали, желая самим делом «затворить уста нечестивых», что наше обучение скорее ведет к цели. Последствия не замедлили оправдать наше предположение явное противодействие _________*. Управившись, так сказать, с внутренней политикой относительно школы, пришлось испытать, весьма угрожавшее, нападение от_______* врага, а именно: На пасху прибыл известный пропагандист раскола крестьянин Мезенского уезда Ефим Чупров (села Пижмы) и прожил здесь всю пасхальную неделю, устраивая молитвенные собрания крестьян. При этом все учащиеся в школе были изгнаны, как пошатнувшиеся в вере и предавшиеся «во власть дьявола». Отлучение их должно, по словам его, продолжаться до тех пор, пока они не перестанут ходить в школу. Такое обстоятельство меня крайне обеспокоило, дабы ученики, убоявшись отлучения, не отшатнулись от школы. А посему я просил местного упрядника приобуздать зазнавшегося своею дерзостью раскольника, если уж не как пропагандиста, по крайней мере как беспаспортного. Урядник к моему заявлению отнесся не только безучастно и даже шутливо. Вследствие такого афронта чтобы обезопасить школу, я позволил себе воспользоваться авторитетом Вашего имени, поручив учителю распространять, что главный начальник школы г. Уездный исправник, который с присущею ему энергией сумеет управиться с врагами (более дерзкими) школы. Однако опасение мое за безопасность школы, к счастью, оправдалось лишь в незначительной степени: после пасхи перестали посещать школу двое – один по отвлечению на работы, как более других взрослый и другой послушению родителей вышеупомянутым раскольником. Училище посещают после пасхи 11 человек, для которых главное отлучение ________* раскола, должно быть, не показалось особенно страшным. Смею выразить уверенность, что Ваше Высокородие позволит мне в будущем воспользоваться авторитетом Вашего имени, а я же обещаю, что сим никогда не злоупотреблю.

В заключение позволю себе выразить следующую почтительную просьбу. Принимая во внимание достоинство учителя Катаева, его усердие к делу и ___*ную пользу школьного обучения старообрядческих детей, неблаговоленно ли будет ходатайствовать о назначении с будущего учебного года, т.е. с 1 октября 1890 года, увеличенного на один рубль в месяц жалованья Катаеву (5 рублей). Для здорового и привыкшего по физическому труду человека получаемое содержание в 4 рубля не особенно заманчиво. Тяжесть труда для того цветущего здоровьем и силами человека, ___* Катаев, даже неощутительно. Все дело в некоторой достаточности средств для пропитания.

Вашего Высокородия, почтительный слуга, Печерский наблюдатель священник Павел Бартенев.

7 мая 1890 г.

№ 106.

Р-6, Оп.1, ед.хр.15. л.34-35об.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: