Методика «Бусы» Венгер А.Л.




Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, выявить уровень развития целеполагания, планирования, прогнозирования, самоконтроля, Направлена на выявление уровня развития волевой регуляции ребенка, умение удерживать вербальную информацию в уме (т.е. условие задачи) при дальнейшем воспроизведении этого задания.

Оцениваемые УУД: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (выявление уровня развития умения составлять план и последовательность действий, выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух).

Метод оценивания: групповая форма работы.

Описание задания:

Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:


Для работы у каждого ребенка должно быть не менее 6 фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей:

I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус),

II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Модифицированный вариант инструкции: «Сейчас я расскажу вам сказку. Жила–была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались.

Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы!

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень (высокий) - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины; высокий уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

2-й уровень (средний) - при выполнении задания учтены 3-4 условия; средний уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

3-й уровень (низкий) - при выполнении задания учтено 2 условия; низкий уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

4-й уровень (критический) - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Источник:


Приложение 2

Опросник для учителей «Диагностика регулятивных
учебных действий учащихся начальной школы»

Составители: Злобина Наталья Владимировна, Курбатова Татьяна Николаевна, Кожинова Надежда Владимировна, Верхорубова Ирина Сергеевна.

Цель: Выявление уровня сформированности целеполагания, развития контроля, оценки.

Оцениваемые УУД: выявление уровня сформированности целеполагания, выявление уровня развития контроля и самоконтроля, выявление уровня развития оценки.

Возраст: младший школьный возраст.

Метод оценивания: анкета для учителя.

Описание задания:

Учителю необходимо оценить данные критерии у каждого учащегося, выразив их в баллах.

Критерий Поведенческие индикаторы сформированности балл
  Уровень сформированности целеполагания Нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопрос о том, что он собирается делать или что сделал  
Осознает, что надо делать в данной задаче, не может ответить на вопрос о том, что он собирается сделать  
Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи  
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, но не может дать отчет о своих действиях  
Четко осознает свою цель и способ решения  
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия  
  Уровень развития контроля Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя и не замечает ошибок других учеников  
Сделанные ошибки исправляет неуверенно  
После решения задачи ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает  
Ошибки исправляет самостоятельно в изученном задании, но не может скорректировать правило контроля с новыми условиями  
Изученные задачи выполняет безошибочно. С помощью учителя может обнаружить новые способы действия  
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения  
  Уровень развития оценки Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически, не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи  
Не может оценить свои силы перед решением новой задачи и не может оценить действия других учеников  
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, но часто допускает при этом ошибки  
Может с помощью учителя оценить свою возможность решить стоящую перед ним задачу, но делает это неуверенно, с трудом  
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы.  

Интерпретация результатов:

0–5 баллов – низкий уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

6–11 баллов – средний уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

12 и больше – высокий уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

Бланк ответов

«Диагностика регулятивных учебных действий учащихся начальной школы»

класс ______ учитель _____________________________________ дата___________

фамилия имя критерий 1 критерий 2 критерий 3
         
         
         

Источник:


Приложение 3

Гештальт-тест Бендер Л.

Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Оцениваемые УУД: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (выявление уровня развития умения составлять план и последовательность действий, выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух).

Метод оценивания: групповая форма работы.

Возраст: 3- 12 лет.

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Организация выполнения задания:

Чистый лист должен лежать перед ребенком горизонтально. Образец для срисовывания также в горизонтальной ориентации располагается над чистым листом. Срисовывать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно воспроизводил и общий вид, и расположение рисунков. По окончании работы предложите ему проверить, все ли получилось похоже. Если ребенок захочет, он может перерисовать или исправить свое изображение. Пометьте тот рисунок, который ребенок выберет как наиболее похожий. Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести 5 рисунков образца и их расположение относительно друг друга.

Инструкция: « На чистый лист бумаги постарайся срисовать эти картинки так, чтобы получилось очень похоже»

Интерпретация результатов:

 

Уровень развития «Зрительно-моторной координации» определяется с помощью качественного анализа.

Высокий уровень. Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу: соблюдены общие размеры и размеры деталей, наклон, положение рисунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.

Хороший уровень. Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках допускаются только незначительные отклонения от образца). Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Рисунок Интерпретация
Рисунок 1 Размер кружков может быть любым, в том числе — непостоянным. Допускается изменение угла наклона образованной кружками фигуры, которая, тем не менее, должна сохранить общий вид параллелограмма.
Рисунок 2 Допускается неабсолютная точность размеров.
Рисунок 3 Допускается неабсолютная точность размеров.
Рисунок 4 Размер кружков может быть любым, в том числе — непостоянным. Допускается как бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы» должна быть видна.
Рисунок 5 Допускаются незначительные отклонения в пропорци­ях и общих размерах шестиугольников.

Средний уровень. У всех рисунков есть общее сходство с образцами. Положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Рисунок Интерпретация
Рисунок 1 Количество кружков соответствует образцу, при этом фигура может не иметь формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение всей фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры может быть не соблюдена, в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три горизонтальные линии и в девять наклонно-вертикальных линий. Размер кружков может быть любым, в том числе — непостоянным.
Рисунок 2 Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на квадрат — это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон рамки могут различаться не более, чем в 1,5 раза. Кривая линия не может быть нарисована отдельно, где-нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к правому углу рамки, но не к ее грани или каким-либо другим местам. Форма изгиба кри­вой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в об­щем виде.
Рисунок 3 Должно быть изображено нечто, подобное кругу (любой кривой вариант). Его должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у второй фигуры обязательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно, чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.
Рисунок 4 Должно быть точно воспроизведено количество кружков, воспроизведение формы может быть очень приблизительным, допускаются несоблюдение внутренней структуры образца и отсутствие формы стрелы
Рисунок 5 Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хотя бы отдаленно напоминающие образцы: допускается «сглажен­ность» углов, пропорции и размеры не учитываются. Шестиугольники должны частично пересекаться друг с другом в верхней части. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисо­ваны отдельно друг от друга как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.

Слабый уровень. Рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графических навыков ребенка.

Рисунок Интерпретация
Рисунок 1 Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-5 кружков больше или меньше).
Рисунок 2 Форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не совпадают выпуклости и впадины, вместо плавной линии — острый угол. Кривая линия не касается угла рамки, хотя и располо­жена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне II.
Рисунок 3 Круг и четырехугольник изображены близко друг к другу, но касание отсутствует.
Рисунок 4 Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-3 кружка больше или ме­ньше). При этом общий вид (просматривается «стрела» или нет) не играет роли.
Рисунок 5 Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются друг друга, либо нарисованы отдельно, хотя и близко друг к другу. Шестиугольники расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне II.

Значительные нарушения. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

Рисунок Интерпретация
Рисунок 1 Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно» переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором никакие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью нарушено воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца. Количество кружков значительно (в 1,5-2 раза) расходится с образцом. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I
Рисунок 2 Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке, но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образцу) и не к ее правой грани (что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от образца, но может и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 3 Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая-то немыслимая фигура с выступами и впадинами. Четырехугольник касается круга гранью или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отне­сения рисунка к зоне I.
Рисунок 4 Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи, с чем также искажается общая форма и структура рисунка.
Рисунок 5 Нарисованные фигуры не похожи на шестиугольники, они имеют не только выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг друга нижними частями, а верхние части шестиугольников расходятся). Взаимное расположение фигур абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки) или полностью пересекающимися как бы «крест на крест». Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Значительные нарушения зрительно-моторной координации связываются с различными поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо наруше­но воспроизведение целостных форм (это выявляется рисунками 2, 3, 5), либо — внутриструктурных отношений (это выявляется рисунками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга (ММД).

Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер – это не значит, что он не умеет (или не сможет научится) писать или рисовать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (такие случаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.

Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами. При наличии органических поражений и функциональных нарушений в работе мозга необходимы, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.

Источник: Лови О.В., Белопольский В.И. Зрительно-моторный Бендер геш-тальт-тест: Руководство.— М.: «Когито-Центр», 2003.— 42 с. (Психологический инструментарий)
Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: