Задача 3. Определение рабочего обмена при дозированной физической нагрузке




Содержание работы. У спокойно сидящего испытуемого подсчитайте частоту дыхания. Предложите ему дозированную физическую нагрузку (20 приседаний в быстром темпе). Подсчитайте расход энергии после нагрузки по формуле:

М = 0,198 * (ЧД—3,06), где М — расход энергии (ккал/мин); ЧД — частота дыхания (цикл/мин).

Оформление протокола. 1. Рассчитайте энергозатраты в покое и при работе. 2. Сравните показатели и сделайте заключение.

 

Выводы

 

Задача 4. Расчет энергозатрат по таблицам

Суточный расход энергии (можно взять любой день) включает энергозатраты на все виды деятельности.

Содержание работы. Составьте таблицу, ориентируясь на ваши cобственные виды и продолжительность деятельности в течение суток.

Вид деятельности Продолжительность деятельности Энергозатраты за 1 ч на 1 кг массы тела (ккал) Энергозатраты за время деятельности испытуемого (ккал)

Сон 8 ч 0,9 7,2 - масса тела

В первой колонке укажите состояние или вид работы, проделанной вами, во второй — длительность состояния или работы. Для определения количества калорий, расходуемых за 1 ч на 1 кг массы тела при данном виде деятельности, используйте данные табл. 30.2. «Руководство…». Рассчитайте свои энергозатраты за все время данной деятельности (табличный показатель умножьте на массу вашего тела и продолжительность указанной деятельности). Продолжительность деятельности, указанная во второй колонке, должна составить 24 ч. Сумма расхода энергозатрат за все время деятельности испытуемого, указанная в четвертой колонке, составит энергозатраты за сутки.

 

 

Выводы

 

Задача 5. Определение энергетической адекватности питания по формулам.

Содержание работы. Для оценки адекватности индивидуального питания необходимо рассчитать суточные энерготраты и поступление в организм питательных веществ с учетом физиологических норм питания. Энергетическую адекватность питания косвенно можно определить по следующим показателям.

Масса тела, сравниваемая с рекомендуемой (с учетом возраста, пола, конституции)

формула Брока—Бугша:

p = L — 100, если L = 155—165 см

p = L — 105, если L = 166—175 см

p = L — 110, если L = 176 см и выше,

где p — оптимальная (желаемая) масса, кг; L — длина тела, см.

Массо-ростовые показатели

индекс Брока (ИБ)

ИБ = масса тела (кг)

рост (см) — 100;

при ИБ = 0,9—1,1 массу тела считают нормальной.

индекс телесной массы (ИТМ)

ИТМ = вес (кг)

рост (м)2;

оптимальный ИТМ для женщин — 18,7—23,8; для мужчин — 20,5—25.

Оформление протокола. Сделайте заключение согласно поученным вами расчетам.

 

Выводы

Домашнее задание:

Задача 6. Анализ энергетической ценности суточного рациона студента

Калорическая ценность суточного рациона должна покрывать все энергетические потребности человека.

Содержание работы. Ознакомьтесь с примерным должным рационом питания для студентов (табл. 31.1, «Руководство…»). Используя данные табл. 31.2 «Руководство…» для мужчин и женщин и данные табл. 31.3 «Руководство…» о калорической ценности питательных веществ, расчитайте энергетическую ценность приведенного ниже рациона. Сделайте заключение о соответствии или несоответствии ее нормативным данным, т.е. общим энергозатратам (также с учетом группы труда, возраста и др.). При составлении пищевого рациона следует помнить, что количество пищевых веществ, входящих в состав суточного рациона питания, по своей калорийности должно полностью покрывать энергетические затраты организма с учетом усвояемости пищи.

Задача 7. Составление должного пищевого рациона с учетом принципов рационального питания

При составлении рациона учитывают следующие показатели:

Соотношение между белками, жирами, углеводами принято:

1:1,1:4,1 — для мужчин и женщин, занятых умственным трудом,

1:1,3:5 — при тяжелом физическом труде.

Суточную энергоценность рациона, принятого за 100 %, должны обеспечивать белки на 13 %, жиры — на 33 %, углеводы — на 54 %.

Белки животного происхождение должны составлять 55 % общего количества белка. Растительные масла как источники незаменимых жирных кислот должны составлять до 30 % общего количества жиров.

Углеводы: крахмал — 75—80 %, легкоусваиваемые углеводы — 15—20 %, клетчатка и пектины — 5 %.

Соотношение кальция, фосфора и магния должно быть 1:1,5:0,5.

Содержание работы. Составьте пищевой рацион студента, исходя из следующих данных: студент слушает лекции 6 ч, самостоятельно занимается 4 ч, свободен от занятий 6 ч и спит 8 ч (см. задачу 30.6). Ему 20 лет, рост 165 см, вес 65 кг. Затраты энергии при слушании лекций составляют 145 %, при самостоятельных занятиях — 160 % и в свободное от работы время — 220 % от величины основного обмена.

Определите основной обмен по формуле Бенедикта:

а) формула для мужчин:

К24 = 66,473 + (13,752*W) + (5,003*S) — (6,755*a).

б) формула для женщин:

К24 = 655,096 + (9,563*W) + (1,850*S) — (4,676*a),

где К24 — общая суточная теплопродукция, ккал; W — масса тела, кг; S — рост, см; a — возраст, годы.

Значения массы тела и роста подставьте в формулу соответственно полу испытуемого.

Определите затраты энергии при слушании лекций, при самостоятельных занятиях, отдыхе и во время сна (см. задачу 30.6).

Полученные результаты сложите и получите затраты энергии за сутки.

Вычислите количество белков, жиров и углеводов (г), которое необходимо ввести в суточный пищевой рацион студента, чтобы возместить затраты энергии. При этом исходите из необходимости иметь в пищевом рационе 1,5 г белка на 1 кг массы тела. Суточная норма жира принимается за 50 г. Оставшееся количество энергии должно быть получено за счет углеводов.

Пользуясь классической таблицей химического состава и калорийности пищевых продуктов (см. табл. 31.3) «Руководство…», составьте пищевой рацион на три приема пищи. При этом, кроме калорийности, учитывайте физиологическую ценность белка и необходимое, как указано выше, количество белка и жира, а также содержание в продуктах витаминов и солей.

Воспользуйтесь современным способом расчета пищевого рациона. Обратитесь к таблице, в которой указаны пищевая ценность не только 100 г продукта, но и одной порции, рассчитанной на взрослого человека (табл. 31.4) «Руководство…».

Оформление протокола. 1. Выберите по вашему желанию и в соответствии с нормами пищевые продукты. Подсчитайте количество белков, жиров и углеводов на завтрак, обед, полдник и ужин (полдник можно исключить), распределив их в должном процентном соотношении. 2. Заполните таблицу, сделайте расчеты. Оцените полученные данные.

 

Домашнее задание

 

☺ Найдите в «Словаре терминов» не менее 10, относящихся к данной теме. Выпишите их в тетрадь для самостоятельной работы, выучите, умейте объяснить.

☺ Дайте краткие письменные ответы на вопросы по данной теме.

Дата:

Подпись преподавателя

 

 

Занятие 59,60.Физиология терморегуляции. Итоговое занятие по физиологии систем внешнего дыхания и пищеварения, обмена веществ, и энергии, питания, и терморегуляции.

Основные вопросы

1. Постоянство температуры внутренней среды организма — необходимое условие протекания метаболических процессов. 2. Температура тела человека и ее суточные колебания. 3. Температурная схема человека. Термометрия. 4. Теплопродукция: обмен веществ как источник образования тепла. Дрожательный и недрожательный термогенез. 5. Роль отдельных органов и тканей в теплопродукции. Бурый жир. 6. Теплоотдача; виды и регуляция. 7. Роль потовых желез в процессах терморегуляции. 8. Функциональная система, обеспечивающая оптимальную для метаболизма температуру внутренней среды организма. 9. Терморегуляция при высокой и низкой температуре окружающей среды. 10. Гипо- и гипертермия. Управляемая гипотермия. 11. Физиологические основы закаливания.

 

Задача 1. Анализ температурной чувствительности кожи человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: