Формы контроля самостоятельной работы студентов
1. Фронтальный опрос на лекциях и практических занятиях.
2. Заслушивание и оценка устных сообщений.
3. Проверка и оценка практических заданий.
4. Рейтинг-контроль (в виде тестов разного типа).
Методические рекомендации для изучения материала лекций
При изучении содержания лекций в целях развития навыков давать развернутыйответ, соблюдая последовательность и логичность в изложении, рекомендуется составитьсложный план к каждой лекционной теме и подготовить пересказ материала как поотдельному частному вопросу, так и по всей лекции.
Методические рекомендации для изучения теоретической части практических занятий
При подготовке к практическим занятиям студент должен обратить особое вниманиена понятия, встречающиеся в теме занятия. При подготовке к занятию студент должен найтиопределение всех понятий (по научной, учебной, справочной литературе) и выучить их.
Методические рекомендации для подготовки устных сообщений к практическим
Занятиям
Студенты должны внимательно смотреть, по какой литературе необходимо готовитьданное практическое занятие. В качестве литературы могут быть рекомендованынормативные документы (федеральные государственные образовательные стандарты,учебные программы по истории), учебная литература (школьные учебники по истории,вузовские учебники по методике преподавания истории), учебно-методическая литература(методические разработки, поурочное планирование по различным курсам истории в школе),научная литература (монографии и статьи по методике преподавания истории), справочнаялитература (словари, энциклопедии, справочники). Подготовка устного сообщения только поодному виду литературы, если необходимо было изучить разные виды, ведет к снижениюоценки за устное выступление.При работе с учебно-методической, научной литературой и Интернет-ресурсаминеобходимо списывать / указывать выходные данные работы (для книг и статей набумажных носителях – автора, название работы, место и год издания, для интернет-ресурсов,где не указан конкретный автор текста, – название сайта, откуда была взята информация).
|
При работе с научной литературой также необходимо обратить внимание на спорныевопросы, по которым существуют разные точки зрения; на подходы и методы, которыеавторы предлагают использовать в обучении школьников истории. При изучениимонографии или статьи нужно выделить концепцию, основные мысли автора, указатьвыводы, к которым он пришел. Обратить внимание на то, как автор опробовал свои идеи напрактике (в школе, ВУЗе при преподавании истории).
Методические рекомендации для подготовки практических заданий
При подготовке к проведению пробного урока необходимо:
1. Определить раздел истории (История России, Всеобщая история и их конкретный
период) и класс, на который рассчитан урок.
2. Определить тему урока.
3. Выбрать учебник из числа рекомендованных Министерством образования и науки РФ,
на основе которого будет проводиться урок.
4. Определить цели урока: образовательную, развивающую и воспитательную.
5. Определить, какие средства проведения урока необходимы кроме учебника (например,настенная карта, атласы, доска, мультимедийное оборудование, наглядные пособия,распечатки текстов, карточки с заданиями и т. п.).
|
6. Определить основной материал для урока: выбрать главные факты, обратить вниманиена ключевые даты, понятия и персоналии, с которыми должны ознакомиться ученики.
7. Составить план-конспект урока по следующей схеме.
Основные структурные элементы плана-конспекта урока
1. Тема урока.
2. Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная).
3. Изучаемые на уроке понятия, события, даты, персоналии.
4. Используемое оборудование и наглядные пособия.
5. Межпредметные связи урока.
6. План изучения нового материала.
7. Ход урока (примерный вариант):
Этапы урока | Время | Деятельность учителя(содержание объяснениянового материала,вопросы, задания и т.п.) | Деятельность учащихся |
1.Организационн ый момент. 2.Опрос по домашнему заданию / Повторение изученного. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление изученного материала 5.Домашнее задание. | 5 мин. 15 мин. 15 мин. 5 мин. 5 мин. | Приветствует учеников. Сообщает тему, цельурока. Вопросы, задания. Текст рассказа учителя. Понятия, персоналии, даты. Фрагменты из источников. Использование средствнаглядности. Заданияученикам. И т. п. Вопросы, задания дляучеников Домашнее задание (учебник, рабочая тетрадь, дополнительная литература, электронное приложение к учебнику, Интернет-ресурсы) | Приветствуют учителя, слушают, участвуют в формулировке цели. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Слушают, записывают. Работают с учебником, презентациями, карточками, атласами и т.п. Выполняют задания. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Записывают домашнее задание. |