VIсеместр
Материал изученный при прочтении данных работ, проверяется на зачете.
Работы обязательные для конспектирования
1. Алейникова М.А. Как преодолеть скуку на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 9.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно – метод. Пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. Методическое пособие. М., 2014.
4. Разбегаева Л.П., Мацкайлова О.А., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования. Монография. М., 2010.
Примерная схема анализа научной литературы
1.ОБЩИЙ ПЛАН
Автор работы;
Название статьи;
Выходные данные;
Актуальность темы исследования;
Научная новизна;
Адекватность литературного обзора, соответствие тематике;
Соответствие используемых методов задачам исследования;
Обоснованность научных выводов.
2.АВТОР РАБОТЫ, НАЗВАНИЕ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Основные факты биографии;
Сфера научной деятельности,
3.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫИССЛЕДОВАНИЯ
Насколько работа отвечает актуальности заявленной темы исследования.
4.НАУЧНАЯ НОВИЗНА
Научная новизна данной работы;
Использует ли автор научный язык? Терминологию?;
Написана ли работа по основным правилам академического письма?;
Соблюдает ли автор логику научного жанра: последовательность, аргументированность, структура.
5.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Полнота обзора литературы;
“Внушительность” и качество библиографического списка;
Соответствие заданной тематике.
6.ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ
О чем говорит автор?;
Дает ли расшифровку сложных терминов, приводит ли свое авторское определение;
Логично ли использование тех, или иных категорий, концептов, конструктов?.
7.МЕТОДЫ
Какие методы и подходы научного исследования были использованы автором, при написании работы.
8.ОБОСНОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ
9.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
10.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫСОДЕРЖАНИЯ
Основные вопросы содержания работы определяются каждым студентом самостоятельно.
Вопросы к зачету
1.Задачи, цели обучения истории в школе.
2.Связь курса «Методика обучения истории» с другими науками;
3.Факторы процесса школьного обучения истории.
4.Роль учебных и научных изданий в ходе обучения истории.
5.Использование технических средств обучения на уроке.
6.Основные требования, предъявляемые к учебнику истории.
7.Виды учебной деятельности на этапе освоения исторических фактов: конкретизация, выведение следствий, анализ, выделение смысловой структуры.
8.Виды учебной деятельности на этапе обобщения и повторения изученного материала: классификация, систематизация, подведение итогов.
9.Понятие «методика» в педагогической науке.
10.Методы научного исследования школьного обучения истории.
11.Становление и развитие школьного исторического образования в России в XVII – XIX вв.
12.Основные направления в обучении истории; в России в XVII – XIX вв.
13.Определение целей учебной деятельности на уроках истории.
14.Формы организации обучения истории.
15.Психолого-педагогические основы мотивации изучения истории.
16.Виды учебной деятельности на этапе восприятия новых исторических знаний: анализ, сравнение, формулировка сравнений, понятий. Их психолого-возрастная составляющая.
17.«Иллюстративная и трудовая школы».
18.Тесты закрытого типа. История, содержание, применение.
19.Развитие интеллектуальных умений учащихся на уроке истории.
20.Проблемы и тенденции современного школьного исторического образования.
21.Основные признаки репродуктивно - воспроизводящего обучения. Приемы реализации.
22.Психологические основы особенности восприятия материала.
23.Современные проблемы и тенденции школьного исторического образования в странах Европы.
24.Обучение как исследовательский процесс. Формирование опыта поисковой деятельности учащихся.
25.Линейная и концентрическая модели обучения истории.
26.Принципы и структура исторического образования в СССР.
27.Обучение на основе постановки и решения проблем.
28.Развитие интеллектуальных навыков учащихся на уроке истории.
29.Современные проблемы и тенденции школьного исторического образования в США.
30.Тесты открытого типа. История, содержание, применение.
31.Обучение как освоение и приобретение нового опыта.
32.Диагностика и решение проблем в процессе обучения истории.
33.Нравственное воспитание на уроках истории.
34.Обучение как непрерывный процесс получения знаний.
35.Способы реализации моделей обучения истории, их достоинства и недостатки.
36. Психо-физиологические особенности развитие учащихся в процессе обучения истории.
37.Ролевая игра как средство обучения истории.
38.Особенности аналитического, критического и творческого мышления.
39.Цели, задачи гуманистического образования.
40.Репродуктивно - воспроизводящее обучение: основные методы и приемы обучения.
41.Методы проведения “круглого стола”.
42.Обучение как исследование: основные методы и приемы обучения.
43.Использование тестов в процессе обучения.
44.Обучение как процесс непрерывного совершенствования.
45.Диагностика форсированности приемов обучения.
46.Патриотическое воспитание на уроках истории.
47.Достоверность и правдивость в изложении истории.
48.Способы реализации принципов гуманистического образования.
49.Субьект-обьектное и субьект-субьектное обучение истории: достоинства и недостатки.
50.Внекласная работа по истории. Психолого-педагогические и возрастные особенности.
VII семестр