Задания для самостоятельной работы




Целью выполнение заданий является приобретение практических умений и навыков в области методики обучения истории. Задания для самостоятельной работы выполняются студентами в течении всего семестра, с периодической, поэтапной проверкой, которая осуществляется на текущих консультациях. Каждый студент из предложенного перечня выбирает одно задание и утверждает к нему тему по которой н будет работать. К моменту сдачи экзамена по предмету задание должно быть выполнено и зачтено преподавателем.

Задание № 1. Место выбранной темы в государственном стандарте и в учебной программе. Составление тематического планирования.

1.Проанализируйте государственные образовательные стандарты и учебные программы по истории:

-в каком курсе, разделе, теме изучается выбранная Вами тема;

-сколько часов отведено на ее изучение, насколько полно она отражена в нормативно-правовых документах

2. На основе стандартов и программ составьте тематической планирование по Вашей теме.

Задание № 2. Анализ текстовых и внетекстовых компонентов учебника.

Укажите учебник, который Вы анализируете.

1.Проанализируйте текстовый компонент учебника по выбранной Вами теме и ответьте на следующие вопросы:

1)Какие типы текстов преобладают?

2)Характер изложения материала (репродуктивный, проблемный, дифференцированный и т.д.).

3)Насколько текст учебника соответствует познавательным возможностям учащихся?

4)Не страдает ли текст информационной избыточностью либо информационной недостаточностью?

5)Каким способом (индуктивным, дедуктивным) излагается фактический материал?

6)Определите основное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из художественной литературы и т.д.

2.Проанализируйте внетекстовый компонент учебника по Вашей теме.

1) Оцените качество методического аппарата учебника.

а) Вопросы и задания (их виды (опережающие задания, вопросы по тексту, задания на дом, для повторения больших тем и разделов), характер (репродуктивные, проблемные, творческие, дифференцированные), место размещения, их роль в реализации воспитательного и развивающего потенциала курсов истории

б) Техническая редакция текста и ее методический смысл (шрифт жирный, цветной, курсив).

в) Типы таблиц (хронологические, генеалогические, синхронистические, статистические и т.д.).

г)Наличие инструктивно-методических материалов (схемы, памятки, тексты самоконтроля).

2)Оцените эффективность аппарата ориентировки (назначение компонентов, присутствие всех необходимых элементов)

3)Оцените иллюстративный материал (преобладающие виды изобразительной и условной наглядности, степень синхронности связи иллюстраций с основным текстом учебника).

3.Дайте общую оценку учебника (в рамках Вашей темы) с точки зрения возможностей эффективной работы учителя и учащихся.

Задание № 3. Подбор и составление заданий для работы с понятиями.

1.Укажите основные понятия, изучаемые в рамках Вашей темы.

2.Подберите и/или составьте не менее 6-10 заданий, направленных на отработку исторических понятий и терминов. Задания должны быть разнообразными.

3.Укажите, на каких этапах урока целесообразно использовать каждое задание.

Задание № 4 Подбор и составление заданий для формирования картографических знаний и умений учащихся.

1.В рамках Вашей темы подберите и/или составьте 5-10 заданий для формирования картографических знаний учащихся.

2.Опишите методику работы с контурной картой при изучении Вашей темы.

Задание № 5. Подбор и составление заданий для формирования хронологических знаний и умений учащихся.

В рамках Вашей темы подберите и/или составьте 5-10 заданий для формирования хронологических знаний учащихся.

Задание № 6. Подбор и составление заданий для работы с историческими источниками.

В рамках Вашей темы подберите и/или составьте не менее 5 заданий для организации работы с историческими источниками. Приложите фрагменты используемых источников.

Вопросы к экзамену

Теоретические вопросы

1.Предмет, цели и задачи курса «Методика обучения истории».

2.Государственный стандарт и программы по истории.

3.Школьный учебник истории: функции, структура, характеристика основных компонентов.

4.Учебно-методические комплексы по истории: структура и содержание.

5.Типология и формы уроков истории.

6.Умения учащихся, формируемые при изучении истории. Компетентностный подход.

7.Методика изучения фактического и теоретического материала на уроках истории.

8.Работа с понятиями на уроках истории.

9.Методика работы с текстовым компонентом учебника на уроках истории.

10.Наглядность в обучении истории. Необходимость применения принципа наглядности. Типология наглядных средств обучения истории.

11.Методика применения средств наглядности на уроках истории.

12.Хронология в обучении истории. Хронологические знания и умения учащихся. Сложности в освоении хронологии.

13.Методика формирования хронологических знаний и умений учащихся.

14.Методика работы с картой на уроках истории. Общая характеристика исторических карт. Типология исторических карт. Сложности работы с картами.

15.Методика формирования картографических знаний и умений учащихся.

16.Работа с историческими источниками на уроках истории. Классификация исторических источников.

17.Основные требования и приемы работы с историческими источниками на уроке истории.

18.Проверка знаний и умений учащихся по истории: функции, виды, формы.

19.Этапы подготовки учителя к уроку истории. Методика составления плана-конспекта урока.

20.Методика анализа и самоанализа урока истории.

21.Традиционные формы урока по истории.

22.Нетрадиционноые формы урока по истории.

 

Практические задания

Выполняются по школьному учебнику, предложенному преподавателем.

1.Проанализируйте текстовый компонент параграфа.

2.Проанализируйте внетекстовый компонент параграфа (методический аппарат, аппарат ориентировки, иллюстрации).

3.Представьте, что вы готовите урок на основе предложенного параграфа. Сформулируйте образовательную, развивающую и воспитательную цели данного урока.

4.Опираясь на текст параграфа, составьте четыре задания, направленные на формирование хронологических знаний учащихся.

5.Опираясь на текст параграфа, составьте четыре задания, направленные на формирование картографических знаний учащихся.

6.Опираясь на текст параграфа, составьте четыре задания, направленные на формирование картографических знаний учащихся.

7.Составьте четыре задания для работы с текстом параграфа.

8.Составьте четыре задания для работы с иллюстрациями параграфа.

9.Составьте четыре задания для работы с документом (-тами), приведенными в параграфе.

10.Раскройте воспитательный потенциал данного параграфа.

11.Составьте четыре разноуровневых вопроса по материалу параграфа.

VIII семестр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: