Содержание
Цель и задачи проекта …………………………………………………………….…......… | ||
Виды рефлексов............................................................................................................ | ||
Изучение школьных условных рефлексов …………………...……………………... | ||
Выводы по работе ………………………………………………..……………….……...… | ||
Список использованных источников ……………………………...……..……………….. |
Цель и задачи проекта
Тема: Изучение условных рефлексов животных и человека.
Актуальность: Рефлексы у животных и человека изучались давно, но в основном предметом исследования являлась физиология рефлексов. Вместе с тем, у человека за 11 лет обучения в школе формируются свои, специфические рефлексы. Актуальность работы заключается в том, чтобы показать особенные школьные рефлексы учащихся и как они проявляются в повседневной школьной жизни.
Гипотеза: каждый условный рефлекс – результат определённого опыта, привычки. Школа занимает внушительную часть жизни человека. Мы считаем, что школа способствует выработке у учеников особых, «школьных» условные рефлексов.
Цель: выяснить, образуются ли условные рефлексы у учащихся в школе.
Задачи:
1. Изучить материал по выбранной нами теме.
2. Выбрать методы изучения
3. Определиться с аудиторией, участвующей в опросе, и провести опрос.
4. Выявить возможные рефлексы
5. Провести анализ полученной информации и сделать вывод.
Виды рефлексов
Рефлекс – это стереотипная (стандартная, одинаковая в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы.
Рефлексы делятся на безусловные (врожденные, наследуются) и условные (приобретенные, индивидуальные).
Безусловный рефлекс – это врожденная, наследуемая потомством от родителей стереотипная реакция организма на воздействие внутренней или окружающей среды.
Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути.
Безусловные рефлексы характеризуется тем, что:
– представляют собой врожденные реакции;
– являются видовыми и складываются в процессе эволюции данного вида;
– возникают на специфический/адекватный раздражитель;
– являются базой для формирования условных рефлексов;
– способствуют сохранению жизни.
Безусловные рефлексы относятся к постоянным и сохраняются в течение всей жизни.
Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству).
Условные рефлексы характеризуется тем, что:
– формируются в течение жизни;
– индивидуальные;
– формируются на базе безусловных рефлексов и без подкрепления угасают со временем;
– имеют адаптивное значение.
Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И.М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Далее идеи И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов в своих трудах ввёл деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врождёнными, наследственно закреплёнными нервными путями, и условные, которые, согласно его взглядам, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.
Как же вырабатываются условные рефлексы?
Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях являются свойством безусловного раздражителя, действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.
То есть выбирается действующий раздражитель, который в свою очередь вызывает очаг возбуждения в определенной зоне головного мозга – это вызывает сильное возбуждение и возникает временная связь. И в результате этого образуется импульс, то есть рефлекс. Для выработки рефлекса до автоматизма необходимо многократное его повторение. Если же человек прекращает нуждаться в каком – либо рефлексе, то наступает естественное торможение и он исчезает.
Таким образом, условный рефлекс – это реакция на какой-либо внешний раздражитель, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития на основе его жизни. Данные рефлексы индивидуальны и имеют сигнальный характер: появление раздражителя – выработка рефлекса. Рефлексы носят приспособительный характер, то есть приспосабливаются к определенным условиям внешней среды.
Изучение школьных условных рефлексов
Изучение школьных условных рефлексов осуществлялось путем анкетирования учащихся 9 классов. Для того, чтобы ответы были более объективными анкетирование были анонимным. Всего в опросе участвовало 40 человек.
Все выявленные рефлексы были распределены по значимости и каждому из них было присвоено название.
1) Рефлекс – звонок.
Данный рефлекс знаком всем школьникам, а также учителям. Он работает на все 100% для любого ученика и занимает 1 место в списке.
На диаграмме, представленной на рисунке 1, мы можем наблюдать ответ учеников на вопрос «Какие ощущения (чувства) вы испытываете, когда звенит звонок с урока?»
Побеждает ответ «радость», что все, наконец, закончилось. Ведь так и есть, звонок свидетельствует о небольшом отдыхе, и он помогает ученикам перестроиться на следующий урок. Хотя мы можем увидеть, что есть ученики, для которых звонок ничего не значит.
Рисунок 1 – Распределение ответов учащихся на вопрос
«Ваши ощущения на звонок с урока»
2) Рефлекс – пища.
Схема у данного рефлекса достаточно проста: 10:40/11:45 ® чувство голода ® слюна ® столовая.
Этот рефлекс работает у всех учеников, независимо оттого идет он кушать или нет. Случается так, что есть хочется, а денег, например, нет, тогда срабатывает другой рефлекс. Назовем его рефлекс торможения.
3) Рефлекс – «отпросилка».
Суть этого рефлекса состоит в том, чтобы уйти (отпроситься) с уроков. Данным рефлексом чаще пользуются ученики не успевающие в учебе, но причиной ухода с уроков может быть и биологическая утомляемость, которая является некой защитной реакцией на длительную работу.
По результатам анкетирования установлено, что данным рефлексом пользуются не более 15% учеников (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение ответов учащихся на вопрос
«Часто ли вы отпрашиваетесь с урока без уважительной причины»
4) Рефлекс – я – художник.
Вопрос: почему учащиеся рисуют на партах и стульях? Школьники имеют потребность в самовыражении любыми способами и делают это, рисуя на школьной мебели. На диаграмме (рисунок 3) представлены результаты опроса. Мы видим, что 50% учащихся делают это «от нечего делать», 15% – самовыражение.
Рисунок 3 – Распределение ответов учащихся на вопрос
«Почему ученики рисуют на партах, стульях?»
5) Рефлекс – телефон.
Данный рефлекс не знали наши родители, когда учились в школе. Сейчас же практически все время на переменах и, бывает даже, время на уроках ученики проводят в телефонах (планшетах, с наушниками в ушах и т.д).
Из опросов следует (рисунок 4), что более 50% девятиклассников используют мобильные устройства на переменах или на уроке.
Рисунок 4 – Распределение ответов учащихся на вопрос
«Используете ли вы мобильные устройства в школе?»
6) Рефлексы у учителей и родителей.
Школьная жизнь способствует формированию условных рефлексов у учителей и родителей. Например, рефлекс – звонок также имеется и у учителей. Для них школьный звонок – это возможность переключиться, уладить свои дела, подготовиться к следующему уроку. Рефлекс – столовая означает – пойти поесть, возможно, проверить, кто из класса поел.
Рефлексов у родителей немного. Например, повседневные вопросы: «Как дела в школе?», «Что сегодня получил?», которые не меняются изо дня в день, родители чаще всего говорят на автомате, не задумываясь. Их строгие фразы «Дай дневник!» и «Опять!» тоже являются своеобразными рефлексами.
Выводы по работе
1. Изучен материал по выбранной теме.
2. Разработана анкета и проведен опрос учащихся 9 классов с целью выявить, какие условные рефлексы выработались у них за время обучения в школе.
3. Выявлены следующие основные условные школьные рефлексы учащихся:
– звонок;
– пища;
– «отпросилка»;
– я – художник;
– телефон.
4. Установлено, что у учителей и родителей также формируются некоторые условные школьные рефлексы.