Не огненный гранат, но кровь твоя
Хранит тебя от всех болезней,
Но ночь согласна скорбь твою скрывать.
Мы расстаемся завтра: помни, помни,
Что сердце
Не за семью печатями.
ПОСРАМЛЕНИЕ КАЛИОСТРО
Величайшую цену между человеческими вещами, а не только между драгоценными камнями, имеет алмаз, который долгое время только царям, да и то весьма немногим, был известен.
Кай Плиний Секунд
Кто бы ни давал определение алмазу - ювелир или минералог, светская модница или непритязательный обыватель, в любом определении будет слово самый. Самый твердый и самый дорогой, самый редкий и самый привлекательный, самый химически устойчивый и самый блестящий в огранке. В общем - самый, самый, самый. Если спросить об алмазе у историка - опять услышим самый. Только смысл этого слова будет иной - самый кровожадный, коварный, вероломный, жестокий. Речь идет, естественно, не о свойствах камня, а о той роли, которую пришлось сыграть алмазам в самых разных исторических событиях. Почти все известные крупные камни несут на себе кровавый отсвет подлогов, подкупов, обманов, алчности, братоубийственных войн. Сквозь блистающие грани этого замечательного минерала просвечивают зачастую фантастические истории.
Первое наше знакомство с алмазом связано с удивлением на уроке химии: оказывается, алмаз - это углерод, родной брат столь привычного в школьной повседневности графита. На уроке истории выясняется, что возникновение англо-бурской войны в значительной степени связано с открытием в Южной Африке алмазных месторождений 1. На уроке литературы 2, узнаем, что в связи со смертью замечательного русского поэта один из известнейших в мире алмазов поменял своего владельца.
|
Алмаз - редкий самородный элемент. Чаще всего этот минерал бесцветен, но изредка встречаются и окрашенные разновидности: желтые, бурые, серые, зеленые, розовые и голубые. Необработанный алмаз похож на кварц, топаз, циркон и на обычное стекло. Самый крупный из известных алмазов - Куллинан 1 был подарен в начале века английскому королю Эдуарду VII. Короля явно разочаровал невзрачный вид сокровища, и он заметил: Попадись этот камень мне, я бы принял его за стекляшку и презрительно отшвырнул ногой.
Алмаз - самый твердый минерал в геологической пирамиде: твердость по шкале Мооса 2 - 10.
В одном санскритском стихе говорится:
Фария не может царапать никакой
Драгоценный камень,-
Он царапает все камни.
Фарий царапает фария;
Сердце Великого все же тверже фария.
Однако приписываемая ему прочность несколько преувеличена легендами, суевериями и недостоверными историческими хрониками, созданными во времена сравнительно не высокой геологической грамотности. Наши предки, видимо, путали понятия твердость, прочность, устойчивость, крепость. Плиний Старший, например, пишет, что алмаз разбить невозможно, и что рабу, сумевшему это сделать, даровали свободу. Из этого замечания можно сделать вывод: алмаз у древних римлян был не только уважаемым, окруженным суевериями камнем, но и большой редкостью; ведь первый же хороший удар молотком и зубилом расколол бы его, независимо от того, кто держит в руке инструмент - раб или патриций. Вероятно, древним ювелирам было выгодно напустить туману, создать некие тайны ремесла. В мире богов, легенд, мифов обладание мистическими знаниями и навыками было делом прибыльным. Имя ремесленника, ювелира, златокузнеца, умевшего работать с драгоценными камнями, внушало не только уважение, поклонение, но мистический ужас и известные опасения современников, не говоря уж о том, что подобная работа хорошо оплачивалась. В римском праве существовала формула cui рrodest - кому выгодно, дожившая в криминалистике до наших дней. Если иметь в виду это самое cui рrodest, становятся понятными многие несуразицы и нелепицы, которые сопровождают алмаз с первых же упоминаний в литературе. Тот же Плиний предлагает наивно-бессмысленные рекомендации - чтобы все же расколоть неодолимый алмаз, следует вымочить камень в теплой крови козленка, которого перед тем шесть недель кормили петрушкой и поили вином. Этот гастро-геологический рецепт Плиния просуществовал более двух тысячелетий. В Санкт-Петербургском издании книги Практическая магия (1912 г.) приводится впечатляющий перечень свойств алмаза: Желающие иметь перевес над врагами, должны носить алмаз, который до того блестящ и крепок, что его можно разбить, только смочив кровью козла. Если его привязать к левому боку, он замечательно действует против врагов, сохраняет разум, приводит в бегство диких зверей,
|
отвращает дурные замыслы желающих убить или причинить какое-нибудь зло, прекращает и благополучно оканчивает разногласия и процессы. Сверх того, алмаз очень хорош от отравы и против блуждающих духов.
Заглянем во времена Ренессанса. Колониальная политика и почти узаконенное пиратство принесли Британии несметные сокровища. При королевском казначействе учреждена даже специальная должность -хранителя алмазов. Изобилие драгоценностей, их блеск, сияние, дороговизна - все это создает новые тайны, поверья, убеждения, что камень влияет на здоровье человека, его судьбу.
|
Перелистаем Шекспира:
...алмаз,
Дарящий целомудрие влюбленным...
...свезите ей бриллиант - залог любви...
Итак, во времена Шекспира алмаз -камень, символизирующий любовь. В пьесе Макбет Дункан через Банко передает леди Макбет алмаз. В Бесплодных усилиях любви французская принцесса Маргарита, становясь английской королевой, приносит алмазный дар не человеку, а морю, омывающему берега ее новой родины:
Когда же стали застилать туманы
Твой край от взоров пристальных моих,
Сняла я драгоценный медальон -
Оправленное в бриллианты сердце -
И в сторону Британии метнула...
А в России? Из Теофиля Готье, Путешествие в Россию: Икона Владимирской Богоматери, по преданию, написанная рукой святого Луки,- образ, который русские считают своим защитником, перед которым некогда якобы отступили дикие орды Тимура,- украшена бриллиантом, который стоит более ста тысяч франков... Отсвет иконы-охранительницы, безусловно, ложится и на украшающий ее бриллиант, и понятно, почему и на Руси алмаз становится главным талисманом - хранителем жизни, власти, имущества.
Весьма вероятно, что столь необыкновенные свойства приписывали алмазу и из-за его названия. Слово алмаз происходит от арабского ал-мас, что означает твердейший, либо от греческого адамас - несокрушимый, неодолимый. Как видим, само название камня несет в себе некую магическую всесильность. Редкость камня, его исключительная твердость и яркое название - вот составляющие заблуждений Плиния. Современники великого римлянина высоко ценили культуру драгоценного и цветного камня, умели его обрабатывать и использовать, но... Алмаз как объект обработки долго сопротивлялся камнерезам. В лучшем случае удавалось отполировать минерал по естественным граням. Отдавая должное редкости и твердости алмаза, древние римляне тем не менее не увидели великолепного сияния короля камней. Примитивная технология, к тому же сдерживаемая обилием суеверий, была еще не в силах огранить алмаз. А ведь красота этого камня проявляется лишь тогда, когда рука человека придаст ему совершенную, законченную, изумительную по красоте форму - превратит в бриллиант. Только бриллиант в полной мере выявляет сильный блеск камня, замечательное лучепреломление и великолепное сияние. Но, пока не были найдены методы и способы обработки алмаза, этот минерал занимал в ряду популярных самоцветов далеко не первое место. Древние персы, например, при составлении прейскурантов помещали его вслед за жемчугом, рубином, изумрудом и хризолитом. Понадобились поколения ювелиров и камнерезов, сотни лет и десятки тысяч проб, попыток, наблюдений и поисков, чтобы научиться гранить алмаз.
Первым это сделал придворный ювелир герцога Бургундии Карла Смелого. Звали умельца Луи де Беркем. Задиристый герцог вел непрерывные войны со своими соседями. Впервые увидев ярчайший блеск бриллианта, Карл немедленно повелел украсить им свое боевое одеяние, решив, что блеск камня ослепит и, следовательно, испугает врагов. Так бриллиантам было суждено появиться на шлеме и латах воинственного герцога. Тут же родилось и суеверие - алмаз приносит победу в битве. Ему была уготована долгая жизнь; гораздо более долгая, нежели жизнь самих алмазов и их обладателей. В непрерывных войнах, жарких схватках алмазы терялись, их раскалывали удары мечей и копий, втаптывали в пыль копыта боевых коней, они попадали в могилы с латами рыцарей. Как минимум два из изготовленных Луи де Беркемом бриллиантов сохранились до наших дней. Оба принадлежали все тому же Карлу Бургундскому. Первый, получивший впоследствии название Австрийский желтый, или Тосканец, или Флорентиец,- был утерян Карлом Смелым в битве при Грансоне (1476 год). Затем, как видно из названий камня, начались его путешествия по сокровищницам Европы. Швейцария, затем Италия (Милан, Рим, Флоренция, Тоскана) и, наконец, камень попадает в имперскую коллекцию Австрийского королевского дома. Во время этих странствий Тосканец едва не оказался в России. Царскому шуту Анны Иоановны, итальянцу Пьетро Мирра по кличке Педрилло было поручено договориться с тосканским герцогом Гастоном Медичи о покупке камня. Странный выбор агента объяснялся слабоумием Гастона. За алмаз российская сторона предлагала 55 тысяч войска. Курьезность переговоров отчетливо просматривается в письме придворного шута к герцогу:...надлежит для содержания храбрых войск чтоб ваше королевское высочество приказал приготовить довольное число самой крепкой гданьской водки такой, какову ваше королевское высочество пивал, будучи в Богемии, и оною охотно напивался допьяна... Увы, шут и герцог не договорились... В Вене Австрийский желтый находился вплоть до 1938 года. Гитлеровский аншлюсс вынудил императорскую
семью бежать. Естественно, камень исчез вместе с владельцем. Продал ли опальный император алмаз, подарил или потерял, неизвестно, но, в конце концов, он попал в Америку, где находится и сейчас.
У второго легендарного алмаза Карла Смелого - Санси еще более запутанная биография. Подобно многим историческим камням, алмаз попадает в Европу из Индии. Часто меняя владельцев, он достается наконец герцогу Бургундии и становится его талисманом. В 1477 году в битве при Нанси Карл Cмелый был убит - алмаз, увы, не помог! Камень, ставший добычей какого-то мародера, начинает новые скитания по Европе. Португалия, Франция, Англия... В конце XVI века бриллиант становится собственностью французского вельможи Николя де Санси (отсюда и его название).
Санси Николя Д Арле (1546-1629) - сюринтендант финансов, посол в Англии и генерал-полковник наемных швейцарских войск. Неоднократно менял вероисповедание. Есть предположение, что алмаз приобретен в Константинополе в 1570 году, в бытность сеньора де Санси при дворе Оттоманов. Интересно проследить, как прихоти владельца создают новый мистический ореол вокруг камня. Николя де Санси, опытный придворный, умный и ловкий дипломат, решает упрочить свое положение при дворе с помощью алмаза. С приличествующей случаю торжественностью он объявляет о том, что дарит бриллиант королю Франции. Естественно, в знак любви, дружбы, верноподданнических чувств. Но по дороге в Лувр гонец господина дипломата был убит неизвестными злоумышленниками. Однако сеньор де Санси был настолько убежден в преданности своего слуги, что не хотел верить в потерю алмаза, и потому приказал вскрыть труп. Камень был обнаружен в желудке погибшего. Эта история осветила алмаз ореолом мистической веры. Ловкость господина и преданность слуги сделали его символом верности, дружбы, привязанности, любви и бескорыстия. Забавно, но он так и не попал к адресату, а оказался среди драгоценностей английской королевы Елизаветы. Ни блеск, ни слава бриллианта не потускнели, и после долгих переговоров камень возвращается во Францию. Его новый хозяин - кардинал Мазарини. Затем алмаз украшал шляпу Людовика XIV. Король-Солнце тоже немало способствовал популярности бриллианта и связанных с ним суеверий.
Великая Французская революция вновь вынуждает камень странствовать. Сначала Санси находился в драгоценностях испанской короны, потом его купил русский князь П. Н. Демидов. Затем следы теряются. По одним сведениям, камень побывал в Индии, по другим - спокойно лежал в шкатулке рода Демидовых. В 1867 году Санси демонстрировался на Всемирной выставке в Париже и больше в Россию не возвратился. Если бы об этом знали герои романа А. Рыбакова Бронзовая птица, одной из любимейших книг нашего детства, то вряд ли стали бы искать алмаз в тайнике графского поместья.
Заканчивался XIX век, наступал ХХ; на смену царским династиям и герцогским родам приходили денежные тузы и финансовые короли. Алмаз приобрел английский миллионер, лорд Астор в качестве свадебного подарка своему сыну. Вероятно, камень и сейчас находится в сейфе Асторов, хотя, как правильно замечает один из западных исследователей Г. Банк, никогда ничего нельзя утверждать с уверенностью, если речь идет о частном владении.
В искрящемся царстве короля минералов изредка вспыхивают цветные искорки. Это окрашенные алмазы. Попадаются они редко. Даже в нынешние времена, когда алмазодобывающая промышленность поставляет на рынок колоссальное количество блестящего камня, цветные алмазы составляют всего один процент от общедобытой массы. Редкость цветного алмаза, соответственно, диктует и более высокую цену. По архивным и историческим материалам можно проследить особое пристрастие к цветным бриллиантам. Фаворитка французского короля Карла VII Аньес Сорель носила перстень с розовым пятикаратником. Людовик XIV приказал украсить свою корону голубым с красным отливом бриллиантом в 112 каратов. Среди сокровищ династии Виндзоров (Английский королевский дом) особое место занимает подарок владельцев алмазных копей Юга Африки, сделанный в 1947 году принцессе Елизавете. Это розовый бриллиант весом в 23 карата (его стоимость - около 2,5 миллионов фунтов стерлингов). Действительно,- у богатых свои причуды.
В одной из галерей Антверпена была открыта необычная выставка Караты: цвет и поиск. На ней представлены потрясающей красоты ювелирные изделия из цветных бриллиантов. Автор колец, браслетов, брошей - известный западноевропейский дизайнер Жанни Ренар. Следует заметить, что интерес публики к цветным алмазам привел к созданию специальной Службы зондирования ювелирных вкусов. Ссылаясь на ее прогнозы, рискнем предсказать, что вскоре интерес к цветным алмазам возрастет. Дело в том, что в Нью-Йорке недавно демонстрировался на различных выставках великолепный алмаз весом в 890 каратов. Величиной и цветом он не уступает лимону. Канареечно-желтый цвет сокровища уникален. По подсчетам специалистов, этот алмаз после огранки будет весить 550 каратов и, следовательно, потеснит в Книге рекордов Гиннеса легендарный Куллинан. Кроме того, учитывая его цвет, он может стать самым прекрасным бриллиантом в истории человечества. Но суеверно постучим по дереву. Ведь обработка алмазов несет определенную долю риска. Найденный в 1972 году на копях Западной Африки алмаз Звезда Сьерра Леоне имел вес 968,9 карата. При попытке огранить его камень разлетелся на куски. Из обломков были изготовлены 11 бриллиантов, крупнейший из которых весит 143,2 карата. Так что пожелаем огранщикам желтого алмаза удачи, и будем ждать.
Кстати, непредсказуемость алмаза при первичной околке привела к возникновению такой суеверной предосторожности: раскалывать предназначенный к обработке алмаз должен ребенок, ибо, во-первых, дитя невинно, и груз греха не собьет руку, а во-вторых, ребенок не представляет себе истинной цены сокровища, и потому рука его не дрогнет.
Труд мастера-огранщика настолько специфичен, настолько не похож на другие виды человеческой деятельности, что сама эта тема может быть предметом отдельного исследования. Характерен такой пример. Известный антверпенский мастер Габриэль Толковски, создатель уникального бриллианта Сентинери -шедевра величиной с куриное яйцо и стоимостью более 100 миллионов долларов - более двух лет примеривался к алмазу-сырцу. Эти два года были наполнены рассмотрением вариантов огранки (а их десятки), изготовлением моделей будущего бриллианта из пластика, своеобразными репетициями и тренировками перед предстоящим актом творчества. Сама же работа заняла 154 дня.
Огранка алмаза, возможность выявить великолепные эстетические свойства камня вывели бриллиант на первое место не только в символической геологической пирамиде, но и в прейскурантах. Упоминание о стоимости алмаза не случайно - именно фантастическая цена камня играет в ряде случаев такую громадную роль, что приводит иногда к социальным катаклизмам.
Вот мнение выдающегося английского минералога Герберта Смита: Не говоря даже о размерах алмазов, их стоимость такова, что они имеют большее значение, чем просто украшения: это сгустки великого могущества и потенциальный источник благ и бедствий. В былые времена деспотических правителей великолепные алмазы часто находились в слабых руках, и это вызывало зависть алчных могущественных соседей и подвергало целые страны в ужасы безжалостных кровавых войн. В более цивилизованные времена владельцы крупных алмазов часто использовали их в качестве залога при получении денежных сумм для пополнения оскудевшей казны.
Как правило, стоимость бриллианта многократно возрастала, если у камня была родословная, если за сверкающими гранями маячили суеверия, мистические наговоры или легенды. Интересна история алмаза Питт, или Регент.
Крупный, редкой красоты камень был найден рабом-туземцем неподалеку от легендарных копей Голконды в Индии. Удачливый раб мгновенно понял, что находка может принести ему свободу и достаток. Он рассекает себе бедро и прячет в рану сокровище. Представим себе эту рану, если в нее нужно было спрятать камень величиной поболе спичечного коробка! Гноящаяся рана, грязная повязка и брезгливость надсмотрщиков помогли обмануть рудничный контроль. Затем раб бежит. Направление побега - Мадрас, крупный портовый город, где полно купцов и богатых иностранцев, которым можно дорого продать алмаз. Обессилевший от раны и долгого пути, беглец не смог переплыть многоводную реку Кришну и вынужден был искать сообщника. Один из матросов согласился перевезти его за счет доли в будущих барышах, но на середине реки он веслом убил своего пассажира и завладел алмазом. Реализовать камень не составило труда, и вот убийца уже пропивает барыш в портовых тавернах. Деньги, однако, не пошли впрок преступнику. Пока алмаз, непрерывно повышаясь в цене, кочевал по алчным рукам купцов и перекупщиков, матрос кончил жизнь самоубийством. Что послужило причиной - сожаление о том, что продешевил, или муки совести - неизвестно. А камень тем временем попал к английскому губернатору форта Святого Георга в Мадрасе Вильяму Питту. Питт велел огранить камень и стал обладателем совершенного бриллианта чистой воды, размером 30х29х19 мм. А бриллиант, в свою очередь, приобрел имя и вошел в списки сокровищ мирового класса. Губернатор суеверен. Его страшит кровавое прошлое алмаза. С одной стороны, Питт боялся разделить судьбу его бывших владельцев, с другой - ему жаль было расстаться с драгоценностью. Начался долгий торг. Цена на бриллиант медленно, но неуклонно росла. И, наконец, уплатив за Питт в тысячу с лишним раз больше первоначальной стоимости, его купил регент Франции герцог Орлеанский. Заметим, кстати, что в 1791 году международная комиссия ювелиров оценила алмаз в 12 миллионов франков, а это в четыре с половиной тысячи раз больше, чем получил за него матрос-убий
ца.
Бриллиант (теперь он называется Питт, или Регент) стал собственностью французской королевской династии. Сначала он украшал корону Людовика XIV, затем бронзовую чернильницу Людовика XVI. Но Французская революция 1792 года вытряхнула из Тюильрийского замка королевские сокровища. Алмаз исчез вместе с остальными ценностями. Новое правительство арестовало всех ювелиров Парижа, шли усиленные поиски пропавших династических регалий. Тщетно. Повезло лишь алмазу. Испугавшиеся воры подбросили его в опустевшую сокровищницу. Алмаз нашелся кстати. У правительства не было денег, и бриллиант заложили московскому купцу Г.Н.Трескову, случайно оказавшемуся в Лионе. Однако огромные деньги, полученные Директорией под залог, не могли спасти страну от тяжелых кризисов, смут, противоречий. Стране нужна одна голова и одна сабля,- заметил глава Директории Баррас. Человек, имеющий и то и другое, а также непомерное честолюбие, нашелся: это молодой генерал Бонапарт, взявший власть в свои руки. Он позволил себе выкупить бриллиант. Лучшие ювелиры Парижа вправили камень в эфес шпаги Наполеона, и с этого момента на бриллиант лег волнующий отблеск славы великого полководца. Вновь всплыли разговоры о магических свойствах камня, приносящего успех в битвах и сражениях. Астрологи и предсказатели (а в Европе никогда не было в них недостатка) наперебой пророчили победу французскому оружию. Еще бы - победоносные армии вела в бой шпага, украшенная лучезарным алмазом! Справедливости ради, надо сказать, что сам Наполеон был не слишком суеверным человеком. Однако деловой, расчетливый государственный деятель не мешал распространению разговоров о магических свойствах камней и вещей, потому что это, способствовало росту его собственной славы и помогало развитию французского ювелирного дела и, следовательно, пополняло казну. Итак, на протяжении ряда лет лучик этого камня проблескивает в воинской славе побед при Аустерлице, Маренго, Фридланде. Непрерывные, даже победоносные войны, увы, требуют затрат. Грабежи и мародерство не могут прокормить всю стану.
И Наполеон заложил бриллиант. Как показала история, напрасно. Ни сияние на эфесе, ни груды золота, полученные под залог, не спасли честолюбивого императора - его печальный конец известен. А камень возвратился в королевскую сокровищницу. Неоднократные распродажи драгоценностей, которые устраивала обедневшая страна для поддержания ослабленной экономики, не коснулись легендарного бриллианта. Его историческия ценность и, конечно же, некий налет мистики, связанный с именем Наполеона, служили защитой от публичных торгов и аукционов. И лишь однажды сняли алмаз с бархатного ложа. Это произошло в 1940 году, во время нашествия гитлеровцев. Исторический алмаз замуровали в каминную полку замка Шабор. После войны алмаз возвратили в Лувр, где он хранится и сейчас.
К сожалению, не все исторические камни разделили участь Питта. Множество известнейших драгоценностей бесследно исчезли в кровопролитных войнах, морских катастрофах, социальных и геологических катаклизмах или в результате темных дел и интриг королей, дипломатов, спекулянтов. Мы, например, не знаем, куда подевались алмазные подвески, увековеченные Александром Дюма в Трех мушкетерах, или одежда Людовика XII, усыпанная бриллиантами на сумму 12 млн. франков.
Исчезают сокровища и в наше время. По сообщению Интерпола, у архиепископа Константинопольского, Нового Рима и Вселенского патриарха Дмитрия во время визита в Грецию был похищен большой нагрудный крест. Произошло это в октябре 1990 года в соборе св. Николая в городе Трикала. Крест золотой, украшен великолепными бриллиантами. Изготовленный в прошлом веке, он представляет собой большую историческую и художественную ценность. Интерпол надеется напасть на след воров: ведь если золото еще можно переплавить, то алмазы сбыть не удастся - они слишком известны.
Нынче широко известны секретные подробности о расстреле императора Всероссийского Николая II и его семьи. Сообщалось, что в корсажи царских дочерей были зашиты бриллианты, часть которых высыпалась из пробитых пулями одежд. На эти камни в голодные годы было приобретено зерно. Обмен царских сокровищ на продовольствие проводили по предложению Якова Юровского -руководителя расстрельной команды, назначенного в 1921 году, по специальному распоряжению В.И.Ленина, первым начальником Алмазного фонда. С той поры и до недавнего времени судьба большинства экспонатов фонда была покрыта глубочайшей тайной.
Воистину неразлучны алмазы, кровь, тайны...
Недавно появилась информация о том, что один из верховных служителей православной церкви - бывший митрополит Рязанский и Коломенский Ювеналий якобы был агентом одной из жесточайших и кровавых тайных служб в истории - КГБ СССР. Мы бы не стали об этом упоминать в тексте, посвященном прекрасному камню, но кличка агента Адамас, т. е. алмаз.
В современных каталогах исторических алмазов (как и иных драгоценных камней) то и дело мелькают фразы дальнейшая судьба не известна, в списке геральдических сокровищ не значится, сведения противоречивы и достоверно не подтверждены. Но иногда на след исчезнувших сокровищ помогают напасть не полицейские протоколы или ювелирные каталоги, а предания и легенды, светская хроника или литературные источники. Такой историей является дело об исчезнувших бриллиантах Марии-Антуанетты. Исследователю Р. С. Белоусову удалось собрать множество разрозненных материалов, поднять уголовные дела Франции и Англии конца XVIII века, исследовать переписку Петербургского генерал-губернатора, просмотреть многочисленные мемуары, записать устные свидетельства. Обо всем этом он рассказал в захватывающей книге Загадки старых переплетов в очерке Дело исчезнувшей графини. В этой книге все интересно: связь мистических и религиозных представлений с интригами и коварством, помесь веры и безнравственности, сияние алмазов и грязь на скипетре монарха, пурпурный отсвет епископской сутаны и сребролюбивое шарлатанство. Однако по порядку.
Заканчивался XVIII век. Политические интриги, непомерные налоги и постоянные войны обескровили Францию. Но в королевском дворце регулярно давали балы и карнавалы, при дворе кардинала не прекращались пышные приемы. Современники так писали об этих днях: Необузданные аппетиты кормящейся у подножия трона придворной клики, бесстыдное воровство, всеобщая продажность, безответственность, граничащие с преступлением, спекуляции, в которые были вовлечены высшие служащие короля...
Дворяне помельче и буржуа с нарастающей завистью наблюдали за грандиозными оргиями пресыщения и роскоши. На сладкий огонек чужих пиров слетались приживалки, нахлебники, авантюристы. У подъездов ярко освещенных домов толпились нищие, воры, наемные убийцы. Одна из нищенок, малолетняя бродяжка по имени Жанна, протягивала руку со словами: Умоляю о милосердии к бедной сиротке из королевского рода. Однажды сиротку из рода Валуа заметила богатая и сердобольная маркиза и определила ее в пансион, а затем в монастырь для девушек-аристократок. Великосветская роскошь видится из монастырской кельи особенно притягательно. Жанна покинула монастырь и вскоре нашла себе мужа, графа Николаса де Ламотта. Теперь она графиня (хотя титул графа присвоен Николасом самовольно). Предприимчивые молодые люди с ожесточенной энергией пробивались в высший свет. Они кругом в долгах, все, даже домашняя утварь, взято напрокат. Но супруги постоянно выезжали, бывали в свете, принимали у себя. Особенно настойчивым кредиторам показывали бумаги, разумеется, поддельные, на какие-то мифические поместья. Супруги метались по Парижу в поисках шанса, крупной авантюры, которая смогла бы их обеспечить и избавить от долгов. И вот, наконец, созрела гениальная интрига. Действующие лица: королева Франции Мария-Антуанетта, страсбургский кардинал Луи Роган и графиня де Ламотт. В центре действа груда алмазов, точнее ожерелье, изготовленное лучшими ювелирами Франции. Оно состоит из 629 бриллиантов. Стоимость его фантастична - 1 миллион 600 тысяч ливров 1. Мария-Антуанетта страстно мечтала об ожерельи, но король отказался выдать такую громадную сумму. Лучше на эти деньги построить несколько кораблей,- так аргументировал Людовик свой отказ.
Кардинал Роган. У этого святоши свои проблемы: он кажется себе очень способным и хочет стать первым министром королевства, но к нему крайне неприязненно относится королева. Нужно сломать августейший холодок, убедить королеву в верноподданнических чувствах, в постоянной готовности к услуге, словом, стать нужным человеком.
Жанна берется увязать страсти королевы с претензиями кардинала, намекая Рогану на необходимость долгосрочной субсидии: мол, ссуда для покупки примирит королеву с кардиналом. Она внесет со временем необходимую сумму, но, упаси, Боже, чтобы об этой сделке не узнал августейший супруг.
Луи Роган, естественно, готов к услугам. И вот интрига закручена. Между королевой и кардиналом завязывается оживленная переписка. Кардинал получает письма, полные монаршей благосклонности и доверия, письма-просьбы о помощи неимущим дворянским семьям и, наконец, письмо-доверенность на покупку алмазного ожерелья.
Теперь, пожалуй, время приоткрыть занавес над ролью в этой интриге Жанны де Ламотт. Дело в том, что королева ни сном, ни духом не ведала не только об энергичных хлопотах графини, но и о самом существовании такой подруги даже не подозревала. Кардинал - весьма неглупый человек, член Академии, опытный придворный и политик был обманут Жанной.
Фальшивки, состряпанные графиней, сработали. Ожерелье куплено и передано королеве. Николас де Ламотт срочно отправляется в Лондон сбывать бриллианты. А Жанна продолжает вести светскую жизнь. Она полагает, что Роган, узнав о том, как его провели, скорее предпочтет оплатить ожерелье из собственного кармана, чем поднимет скандал с риском стать всеобщим посмешищем.
Но, королева первой узнает о том, что ее августейшее имя упоминают в связи с аферой, да еще рядом с именем столь неприятного ей Луи Рогана. И разразился скандал, потрясший Европу. О нем писали Гете и Шиллер, Карлейль и Мирабо, Наполеон и Сент-Жюст, Александр Дюма и Стефан Цвейг. В парламенте говорили: Кардинал изобличен в мошенничестве! Королева запутана в скандальном процессе! Какая грязь на посохе епископа, какая грязь на скипетре! На фоне неутихающего скандала производят аресты. Суд, дознание, обвинительный (и оправдательный - для кардинала) приговоры. Жанну де Ламотт секут плетьми, клеймят буквой V (voleuse - воровка) и пожизненно заключают в тюрьму Сальпетриер. Однако предприимчивая женщина умудряется бежать из тюрьмы и вообще из Франции. Поначалу ее прибежище - Лондон. Но ведь и здесь небезопасно. И тогда графиня де Ламотт погибает.., чтобы воскреснуть через некоторое время в России под именем графини Гаше. Здесь безоблачно и безмятежно прошел остаток дней знаменитой авантюристки. Кое-кто, правда, знал об истинном имени французской эмигрантки. Например,