Принципы регулирования процентных ставок Национальным банком РБ. Структура процентных ставок Национального банка РБ.




При осуществлении процентной политики Национальный банк Республики Беларусь стремится обеспечивать ее соответствие следующим базовым принципам:

· обеспечение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях на уровне, как правило превышающим уровень инфляции, то есть поддержание ставок на положительном уровне в реальном выражении;

· достижение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях, превышающей доходность от вложения средств в основные иностранные валюты с учетом темпов изменения валютных курсов и доходности в этих валютах;

· формирование ставок по кредитным операциям банков на уровне, обеспечивающим доступность этих кредитов для юридических и физических лиц.

Таким образом, ставки привлечения срочных рублевых депозитов населения и организаций должны в среднесрочной перспективе устойчиво превышать уровень инфляции, обеспечивая сохранность соответствующих сбережений от обесценения. Кроме того, в целях повышения спроса на белорусские рубли и стимулирования дедолларизации экономики доходность этих инструментов поддерживается на уровне, превышающем доходность традиционных альтернативных способов создания сбережений для населения, таких как хранение средств в иностранной валюте вне банков, размещение их в депозиты в долларах США и другие.

Ставка рефинансирования Национального банка является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, регулирующим уровень процентных ставок по любым видам операций на денежном рынке и через них, опосредованно влияющим спрос на деньги в экономике, темпы экономического роста и инфляцию.

Изменения ставки рефинансирования обуславливают соответствующие изменения ставок по депозитам и кредитам банков.

Важнейшей функцией ставки рефинансирования является передача своеобразного «сигнала» от Национального банка к остальным субъектам экономики. Изменяя ставку рефинансирования в ту либо иную сторону, Национальный банк указывает соответствующее направление изменения процентной и всей денежно-кредитной политики в сторону смягчения (при снижении ставки) либо ужесточения.

Регулирование ставки рефинансирования с учетом базовых принципов процентной политики требует от Национального банка учета целого ряда факторов, таких как:

– фактический и прогнозируемый уровни инфляции. Степень соответствия параметров роста потребительских цен прогнозным значениям, обеспечивающим целевую траекторию этого параметра на год, является основным фактором принятия решения об изменении ставки рефинансирования;

– ситуация во внешней торговле и на внутреннем валютном рынке, которая определяет целесообразность воздействия на денежное предложение изменением стоимости кредитов, а также на ожидания рынка;

– ситуация на рынке депозитов, в первую очередь – населения. Руб депозиты физ лиц являются одним из важнейших источников формирования ресурсной базы банков;

– анализ кредитного рынка позволяет определять целесообразность изменения ставки рефинансирования в части влияния на интенсивность процессов кредитования, издержки заемщиков и их валютные предпочтения.

Ставка рефинансирования определяет общую динамику ставок по операциям Национального банка по регулированию уровня банковской ликвидности.

 

 

50. Организация регулирования текущей ликвидности банков Текущая ликвидность банковской системы определяется как обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований. Количественно она определяется как объем белорусских рублей на корреспондентских счетах банков в Национальном банке за вычетом требуемого их объема на данных счетах до конца периода выполнения резервных требований. Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Нац банком монетарной сферы и подчинено целям, определяемыми Основными направлениями денежно-кредитной политики РБ на очередной год и иными программными документами.

Функциями регулирования ликвидности банковской системы являются: 1. содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе; 2. сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансовых рынков, снижение процентного риска банков; 3. формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики; 4. содействие развитию различных сегментов финн. рынка.

Реализация функций регулирования ликвидности осуществляется посредством: 1. установления ставок по инструментам Национального банка, а также иных параметров операций Национального банка на финансовом рынке (сроки, объемы); 2. установления лимитов задолженности по инструментам поддержания ликвидности; 3. тактики осуществления Нац банком операций с банками-резидентами по предоставлению и изъятию ликвидности на рыночной основе с учетом прогноза ликвидности банковской системы; 4. предоставления, при необходимости, участникам рынка информации о прогнозном уровне и факторах ликвидности.

В зависимости от воздействия на текущую ликвидность операции Национального банка делятся на операции по предоставлению и операции по изъятию текущей ликвидности. Операции по предоставлению текущей ликвидности могут проводиться в следующих формах: 1. кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг (предоставление банкам денежных средств в национальной валюте на условиях срочности, платности и возвратности под залог ценных бумаг, включенных в ломбардный список Национального банка); 2. прямое РЕПО (покупка у банков ценных бумаг, включенных в ломбардный список Национального банка, с обязательной последующей продажей данных бумаг через определенный договором срок); 3. сделки СВОП (покупка у банков иностранной валюты за белорусские рубли с обязательством продажи данной иностранной валюты за белорусские рубли через определенный сторонами по сделке срок).

Операции по изъятию текущей ликвидности могут проводиться в след формах: 1. эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка (КО НБ); 2. прием средств банков в депозиты; 3. обратное РЕПО (продажа банкам ценных бумаг, включенных в ломбардный список Национального банка, с обязательной последующей покупкой данных бумаг через определенный договором срок).

Регулирование ликвидности включает в себя согласованное проведение процентной и эмиссионной политики. При реализации монетарной политики посредством регулирования ликвидности Национальный банк отдает приоритет процентной ставке как основному операционному инструменту воздействия на денежную сферу.

Операции Национального банка по поддержанию ликвидности (рефинансированию) банков носят исключительно краткосрочный характер - до 30 дней (с учетом пролонгации). Их целью не может являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера.

 

51 Платежный балансэто статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. Платежный баланс представляет количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участие в мировом хозяйстве. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. В нем регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления международных операций.

Структура платежного баланса. По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два основных раздела:
1. Платежный баланс по текущим операциям (торговый баланс, баланс услуг и некоммерческих операций, включая платежи по инвестициям за границей).
2. Баланс движения капиталов и кредитов.

Торговый баланс - это соотношение платежей и поступлений по импорту и экспорту товаров. Сюда относится только та часть торгового баланса, по которой платежи уже произведены или должны быть осуществлены немедленно. Неоплаченная часть осуществленных в счет кредита внешнеторговых сделок входит в расчетный баланс или самостоятельный торговый баланс, который охватывает внешний товарооборот страны независимо от того, оплачен он или нет.
Баланс услуг и некоммерческих платежей - это платежи и поступления по транспорту, телеграфу, почтовой связи, различным комиссионным и финансовым операциям, туризму, контрибуции, военные расходы и т. д. Здесь же выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они относятся не к услугам, а к движению капиталов и кредитов. В условиях НТП => растет объем расчетов по патентам, лицензиям, технической помощи, передаче технического и управленческого опыта (”ноу-хау”).
Баланс движения капиталов и кредитов - выражает соотношение вывоза и ввоза государственного и частного капиталов, а также предоставляемых и полученных международных кредитов. В нем отражается вывоз ссудного капитала (кредиты, займы и т. д.) и предпринимательского капитала (прямые инвестиции - приобретение и строительство предприятий за рубежом, а так же портфельные инвестиции, представленные ценными бумагами).

Полная схема составления платежного баланса, согласно рекомендации МВФ, имеет 112 статей. Укрупненная схема сводит эти статьи в семь блоков (групп), которые, в свою очередь, можно разделить на три вида балансов: а) торговый баланс; б) баланс текущих операций; в) общий баланс или баланс официальных расчетов.

Платежный баланс составляется на основе двух принципов.

Первый принцип состоит в охвате всех внешнеэкономических операций страны за год, квартал, месяц. Чтобы отделить внешнеэкономические операции от внутриэкономических, предлагается под первыми понимать операции между резидентами и нерезидентами страны.

Второй принцип заключается в двойной бухгалтерии записи операций (кредит в конечном счете должен совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется с другими статьями.

52 Платежная система представляет собой совокупность институтов, инструментов, банковских процедур и межбанковских систем денежных переводов, которые обеспечивают обращение денежных средств между экономическими агентами.

Структура платежной системы включает следующие основные элементы:

участников системы — институты-посредники, осуществляющие переводы денег и расчетные операции (центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации и т.д.).

законодательную базу и контрактные соглашения между участниками системы, определяющие их права и обязанности и регламентирующие порядок перевода денег, совершения расчетов и другие процедуры.

коммуникационные системы перевода денежных средств и платежных сообщений ― почтовая связь, телефонная связь, телетрансмиссионные средства, электронная почта, система S.W.I.F.T. и другие;

инструменты платежей ― наличные деньги, а также расчетные документы, аккредитивы, векселя, чеки, банковские пластиковые карточки и т.д

Виды платежных систем.

Локальные - функционируют в отдельных регионах, могут организовываться отдельными банками или группой банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Национальные - обеспечиваютобращение денежных средств между участниками расчетов внутри страны, а также взаимодействие с зарубежными платежными системами для проведения международных платежей

Международные организуются для проведения расчетов между контрагентами из разных стран

Государственные собственниками и операторами систем выступают центральные банки, которые одновременно выполняют в них функции расчетных агентов

Частные собственниками и операторами систем являются банки или небанковские клиринговые организации; центральные банки, не являясь участниками таких систем, выполняют в них функцию кредиторов в последней инстанции

Смешанные могут находиться в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо действуют на основе разделения функций собственника и оператора между центральным банком и другими участниками

Децентрализованные расчеты в системах осуществляются путем перечисления денежных средств по прямым корреспондентским счетам, открытым участниками друг у друга (независимо от остальных банков). Все участники выполняют одинаковые функции и имеют равные права и обязанности

Централизованные характеризуются наличием расчетных агентов, которые проводят платежи других участников. Участники систем различаются своими функциями и подчинены определенной иерархии

Одноуровневые централизованные системы, в которых все участники являются прямыми, а функции расчетного агента выполняет один институт, чаще всего центральный банк

Двухуровневые менее централизованные системы, включают прямых и ассоциированных участников. Прямые участники имеют корреспондентские счета, открытые у расчетного оператора системы.

Универсальные, Специализированные, Валовых расчетов (брутто-расчетов), Клиринговые (нетто-расчетов), Типа RTGS Типа DNS, С V-образным типом передачи, C Y-образным типом передачи, C L-образным типом передачи, Системно значимые и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: