III. Закрепление изученного.




Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Р..Р. Сопоставительный анализ народной сказ­ки, сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и «Сказки о мертвой царевне и семи бога­тырях» А.С. Пушкина

Цель:

· выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;

· развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;

· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

 

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

 

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

 

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

- Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

 

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

- Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

- Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

- Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

- Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

- Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

- В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

- В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

- Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

- Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

- Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

- Назовите виды сказок.

- Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

- Назовите авторов литературных сказок.

- В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

- В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

- Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки
Экспозиция Причины, которые породили завязку  
Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу  
Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего  
Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки  
Развязка Преодоление потери или недостачи  

- В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки
Наличие авторской позиции  
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа  
Подробное описание предметов  
Книжная лексика  
Сочетание фантастического и реального  
Стихотворная форма  

- Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

- Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

 

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

- Чем отличается определение от художественного эпитета?

- Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

- В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

- Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

- Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

- Что такое ритм?

- Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: