Пользуясь книгой «300 советов по катерам, лодкам и моторам» (Ленинград, 1974), а также книгой Б.П. Федоpова «Окpаска маломеpных судов» (Ленинград, 1977) мы отреставрировали шестивесельный ял. Итог: ял, который был в употреблении 8 лет, второй сезон не течет. (К слову, до этого использовался профессиональный герметик, который через год стал отставать, ял стал пропускать воду).
План работ:
· удаление старой краски
· зашкуривание поверхностей перед покраской
· конопатка щелей жгутами из пакли с грунтом
· покрытие суриком с олифой
· прошкуривание после просыхания
· покраска в два слоя
· циклевка привального бруса всухую
· промывка внутренней части яла каршером (вода под давлением)
· зашкуривание остатков лака во внутренней части
· покрытие лаком внутренней части яла
Сначала мы удаляли старую краску, но не химическими растворителями, а с помощью строительного фена и циклей:
Затем, с помощью ножа и щупа мы проверили плотность соединений торцов досок обшивки, вычистили из неплотных соединений гниль, зашкурили обшивку наждачной шкуркой №250.
Для конопатки мы использовали льняную паклю (можно использовать пряди распущенных смольных тросов, вату). Паклю предварительно свивают в длинные жгуты толщиной, соответствующей ширине паза. Для большой щели приходится свивать прядь из двух-трех жгутов, чтобы получить достаточно плотный и прочный заполнитель.
Пазы необходимо внимательно осмотреть и, если требуется, обработать. Со стороны набора (т. е. от внутренней кромки) доски примерно на одну треть толщины обшивки должны плотно прилегать одна к другой; на остальной части толщины досок должен быть зазор, постепенно расширяющийся до 1,5-2,5 мм на наружной поверхности обшивки, В таком пазе конопатка будет надежно удерживаться при разбухании досок. Важно, чтобы щель имела одинаковую "разладку" по всей длине паза, иначе более узкие места будут препятствовать уплотнению остальных участков. Полезно перед конопаткой пройти пазы лебезой - специальным инструментом с широким тупым лезвием, которое сминает кромки смежных досок и расширяет паз.
|
Жгут сначала вкладывают в паз и слегка осаживают с помощью лебезы и молотка участками по 150-200 мм на каждый метр длины. Если не удалось добиться равномерной разладки, придется местами изменять толщину шнура в зависимости от ширины щели. Затем в паз вгоняют остальные участки жгута и осаживают всю конопатку до требуемой плотности. Лебеза не должна вязнуть в конопатке. В противном случае при ударах звук будет глухим. При слабой конопатке паз потечет, а при чрезмерно плотной - разбухшие в воде доски сильно нагрузят и даже могут срезать заклепки, крепящие обшивку к шпангоутам. Чтобы избежать чрезмерной плотности конопатки, не следует осаживать ее тяжелым молотком; лучше пользоваться деревянной киянкой. При обрыве жгута конец его сгоняют на нет и свивают с новым. Так же поступают и для сращивания новой конопатки со старой, имеющейся в пазе и не нуждающейся в замене.
Мы пропитывали жгуты из пакли (конопатку) грунтом для окраски подводной части яла. Этот грунт состоит из сухого свинцового сурика и олифы, причем разводить его следует перед самым употреблением с расчетом расходования в течение не более 12 ч.
Прежде чем приступить к приготовлению свинцового сурика, необходимо точно дозировать его компоненты. На 1 кг готовой краски идет 800 г сухого свинцового сурика и 200 г льняной олифы:
|
Если насыпать сухой свинцовый сурик в олифу, он будет оседать на дно емкости и отдельные его крупинки и комочки не пропитаются олифой. Поэтому грунт следует готовить так: на стекло или на лист железа насыпают не более полстакана (400 г) сухого сурика, горку выравнивают и делают в середине углубление, образуя по окружности валик. В углубление наливают на высоту половины валика льняную олифу и шпателем перемешивают сурик с олифой, начиная от внутренней стороны валика к середине. Такой прием не даст растекаться олифе, если валик будет нарушен. Когда смесь достигнет некоторой густоты, сурик с внешних краев валика добавляют в середину и тщательно перемешивают.
Далее сурик, смешанный с олифой, необходимо перетереть. Для этого, сдвинув шпателем или столовым ножом с круглым тупым концом всю массу на один конец пластины, отделяют небольшие порции, прижимая их к поверхности, передвигают «на себя», растирая мелкие крупинки пигмента и достигая одновременно полного его пропитывания. Когда перетирание окончено, готовую массу перелопачивают, т. е. перемешивают так, чтобы верхняя часть была внизу. Это позволит избежать расслаивания, иначе свинцовый сурик будет оседать, а олифа оставаться наверху. Если этой порции краски мало, то также готовят другую. Когда две или несколько порций будут готовы, их по мере смешивания и перетирания складывают в емкость для разбавления олифой, которую следует вливать небольшими порциями при постоянном перемешивании.
|
Зашпатлеванные поверхности необходимо проолифить. Когда олифа высохнет, на зашпатлеванных местах появятся матовые пятна — признак того, что олифа полностью впиталась в шпатлевку. Матовые места надо снова покрыть олифой. После вторичного высыхания олифы поверхность должна быть глянцевой и однородной. Напомним, что один слой олифы или краски полностью высыхает лишь за 5—7 дней. До полного высыхания предыдущего слоя наносить следующий слой не рекомендуется. Однако при необходимости можно наносить следующий слой краски и через 3 дня, если пленка предыдущего слоя краски или олифы не деформируется от нажатия плоскостью (не краем!) ногтя.
После того как сурик просох, мы покрасили ял которую так же приготовили сами из сухого пигмента (белила цинковые), натуральной олифы и сажи газовой (для покраски потребовалось два тюбика художественной масляной краски):
Когда были закончены работы на внешней части яла, корпус был тщательно промыт изнутри каршером (сильная струя воды). Это удобнее будет выполнить, когда ял стоит на стропилах килем вверх (как при покраске):
Через неделю, после полного просыхания, корпус яла изнутри был прошкурен и покрыт водным алкидно-уретановым лаком (производство Tikkurila).
После этого ял был спущен на воду и вот уже второй год не дает течь! Необходимо было всего лишь немного подшкурить и обновить серый цвет. Вывод напрашивается сам собой: старинные рецепты, проверенные временем технологии и натуральные материалы никогда не подведут.