Методика исследования театрализованной игры дошкольников с общим недоразвитием речи




 

Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента

 

Целью нашего исследования является выявить влияние театрализованной игры на развитие речи у дошкольников с ОНР.

Исходя из цели исследования были сформулированы задачи опытной работы:

. Выявить исходный уровень развития речи в экспериментальной и контрольной группе с помощью тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой.

. Провести формирующий этап исследования в экспериментальной группе использую программу «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» на базе детского сада № 72 комбинированного вида.

. Провести констатирующий этап эксперимента и определить наличие или отсутствие значимых различий развития речи в контрольной и экспериментальной группе.

Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут рассказы: «Как Маша стала большой», «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др.

Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.).

 

Характеристика экспериментальной и контрольной групп

 

Базой проведения эксперимента выступает муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 72» - это дошкольное образовательное учреждение с приоритетом комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у дошкольников и укреплению физического и психологического здоровья детей.

ДОУ посещает 220 детей. В учреждение принимаются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из 11 функционирующих групп 3 группы коррекционные (логопедические). По возрастному составу дети распределены:

группы (по15 детей)- для детей раннего возраста, возраст с 1,5 - 3 лет;

групп (по 20 детей) -для детей в возрасте от 3-7 лет, из них:

группы - для детей с нарушением речи;

групп - обще развивающих.

Группы комплектуются по одновозрастному принципу. Детский сад работает по 5- дневной рабочей неделе с 12 часовым пребыванием детей и гибким режимом дня.

Для проведения экспериментальной работы были выбраны две группы соответственно 1 и 2 для детей с нарушениями речи.

группа контрольная 16 человек.

группа экспериментальная 17 человек.

Обследование обеих групп проведённое с помощью тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой показало что группы практически однородны по своему составу - существенной различие в показателях групп по речевому развитию выявлено не было.

Данный факт позволяет нам говорить о валидности выборки и возможности проведения формирующего этапа эксперимента.

Формирующий этап эксперимента проводился в течении 2 х месяцев. В это время со второй группой(экспериментальной) проводились занятия с использованием программы «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», а с первой группой проводились занятия в соответствии с программой детского сада.

Для выявления уровня речевого развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно уровневая система.

Методика включала шесть серий, каждая из которых объединяла речевые пробы нарастающей трудности. Мы исследовали состояние фонематического восприятия, артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения, состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова, а также состояние грамматического строя речи, состояние словаря и навыков словообразования и состояние связной речи. Навык усвоения грамматических форм исследовался на материале как отдельных слов и словосочетаний, так и на фоне предложения. Также давались пробы на исследование навыка связной речи, где также отслеживался характер употребления грамматических форм.

Каждая проба оценивалась в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.

При оценивании заданий учет степени успешности производился с помощью четырех градаций. Для серий по исследованию сенсоматорного уровня, навыков звукового анализа, исследования грамматического строя речи, исследования словаря и навыков словообразования это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов; для серии по исследованию связной речи - 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. При обработке полученных данных высчитывался процент успешности выполненного объема заданий.

Высчитанное процентное выражение соотносили с одним из пяти, определенных нами, уровней успешности выполнения заданий:

-80%- высокий уровень

,9 - 60%-уровень выше среднего

,9 - 40%- средний уровень

,9 - 20%- уровень ниже среднего

,9% и ниже - низкий уровень

Результат нашего исследования показал, что дети экспериментальной и контрольной группы, выполняя задания № 1,2 высокого уровня выполнения не показали. 46,7% детей показали низкий уровень выполнения, эти дети допускали следующие типичные ошибки, как замены слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр - лев, корова - коза и т.п.).

При выполнении заданий № 5,6 на среднем уровне 53,3%, на низком 46,7%, анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно- ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету.

Возникшие трудности при выполнении всех заданий и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексико-грамматические представления, уровень обобщений, а также звуковая сторона речи.

 

2.3 Методика исследования

 

На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе применялась программа «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада».

Данная программа не предполагает развития профессиональных актерских умений(см. приложение 1). Главной целью программы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

развитие эстетических способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа имеет шесть направлений:

. «Театральная игра»

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

. «Культура и техника речи»

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.

. «Ритмопластика»

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей до-школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

. «Основы театральной культуры»

Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

. «Работа над спектаклем»

Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи.

В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

. «Семейные речевые праздники-конкурсы»

Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: