Допустимые режимы работы подшипников.




Додаток 6.1

ОКЕП. К лабораторной работе N 6

РАСЧЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ УЗЛОВ С ПОДШИПНИКАМИ СКОЛЬЖЕНИЯ

. Цель и задачи работы - закрепить знания и приобрести практические навыки расчета подшипников скольжения, выбора на основе стандарт подшипников качения и конструирования узлов с подшипниками, [Анурьев, т.2; 28-60].

В подшипниках скольжения присутствует трение. Рассматривают несколько видов трения.

Сухое трение (без смазки). В нормально работающих металлических под­шипниках трение без смазки практически не встречается.

Полусухое трение имеет место при неустановившемся режиме работы, а также при очень скудной смазке. Коэффициент трения при полусухом и сухом трении 0,1- 0,5.

Полужидкое трение. Большинство подшипников скольжения работает в условиях полужидкостного трения, при котором большая часть поверхности разделена с мазкой, но отдельные элеметыповерхностни соприкасаются. Коэффициент трения равен 0,008—0,08.

Жидкостное трение. В этом случае смазка полностью отделяет вращающуюся цапфу от неподвижной опоры, и трение происходит только между слоями смазки. Коэффициент трения равен 0,001—0,008. В условиях жидкостного трения работают точно изготовленные подшипники при относительно малых нагрузках и высоких скоростях (например, подшипники шлифовальных станков).

Уменьшение скорости скольжения, увеличение нагрузки и температуры подшипника могут привести к нарушению режима жидкостного трения и переходу к работе при режиме полужидкостного и даже полусухого трения.

2. Порядок расчета узлов конструкции с подшипниками скольжения.

1. Внутренний диаметр совпадает по номинальному значению с выбранным диаметром d вала, а наружный диаметр D выбирают конструктивных соображений или по справочникам, например [В.И. Анурьев, т.2, с 15-27].

2. Разработать модель опоры с подшипником скольжения, рис. 6.1.

(См. расчет опор)

Рис.6.1. Модели конструкции опор с подшипниками скольжения

3. Расчет опоры.

Длину подшипника рассчитывают по формуле

, (6.1)

где = 0,5 - 4 - в зависимости от значения нагрузки.

4. Допустимое давление в опоре равно

, (6.2)

где [q] –допустимое давление [Анурьев,т.2, с.28 ], кгс/cм2 ;

Р- приведенное усилие на опору, кгс;

 

5. Окружная скорость на шейке вала, м/с, определим по формуле:

 

(6.3)

 

где d — диаметр подшипника, мм; п — частота вращения шпинделя, об/мин.

 

6. Вычислим скоростной параметр

, (6.4)

где n - частота вращения, об/мин. Значения [q] также приведены в [Анурьев, т. 2, c. 28].

Если при расчете окажется, qv>[qv], необходимо увеличить длину подшипника l.

где d и I - диаметр и длина подшипника, см; Р — сила, действующая на подшипник, кгс.

Определение величин pv£ [ pv ].

Для предварительного, расчета подшипников, несущих при небольшой скорости умеренную нагрузку, можно допускаемые р и pv принимать по табл. 1.

Таблица 1

Допускаемые р и pv для предварительного расчета подшипников

 

 

Приведенные в табл. 2 величины установлены практикой и в значительней мере условны. При высоких кромочных давлениях или недостаточной смазке указанные значения следует несколько снижать; при совершенной смазке и малых кромочных давлениях можно допускать более высокие значения pv,

Таблица 2

Допустимые режимы работы подшипников.

 

 

7. Момент трения на шипе (под подшипником)

 

(6.5)

8. Потеря мощности на трение в подшипнике и соответствующее тепловыделений

(6.6)

где Mt в кгс/м,- Р в кгс, w в рад/с, v в м/с.

Коэффициент трения f при слабой смазке:

для стали по чугуну и пластмассам.......... О,15-0,20

по антифрикционному чугуну, бронзе....0,10-0,15

по баббиту................................................. 0,06-0,10

 

9. Определяют количество теплоты, образующейся при трении опоры [Дж]:

 

, (6.7)

 

где Р - нагрузка на опору, приведенное усилие на опору;

V- скорость скольжения, м/c;

f- коэффициент трения, зависит от трущихся материалов.

 

10. Количество теплоты, которое может отвести корпус подшипника и вал [Дж]:

 

, (6.8)

где А - площадь свободной поверхности подшипников сборки, м2;

К = 9...16 Вт/м - коэффициент теплоотвода детали;

Тц, То - температура рабочей зоны соответственно подшипников (цапфы) и окружающей среды.

Если окажется, что теплоотвод недостаточен, необходимо применить воздушное или водяное охлаждение.

Для подшипников шпинделей, вращающих обрабатываемое изделие (на­пример, токарных станков), расчетным случаем (при наибольших удельных давлениях) обычно является обработка в патроне с предельными режимами, а для подшипника шпинделей тяжелых станков — обработка изделий макси­мальной массы.

В современных станках окружные скорости на шейке вала доходят до 12 м/с Удельные давления q в подшипниках валов шпинделей станков, имеющих среднюю частоту вращения, обычно не превышают 30 кгс/см2, в подшипниками тихоходных валов при малых окружных скоростях (измеряемых долями м/c удельные давления иногда доходят до 100 кгс/см2.

Температура подшипника зависит от величины v/ . При ее определении можно

для упрощения расчета исходить из условия центрального расположения цапфы в подшипнике. При таком предположении температура подшипника (со смазкой без принудительного давления) может быть оценена по графику в зависимости от величины v/ где —диаметральный зазор в мм, рис. 1.


Pис 1. Коэффициент теплоотдачи К1 отнесенный к единице площади проекции шейки вала; для подшипников, распроложенных в коробках скоростей п обдувае­мых шкивами или патронами, принято К=20-10-6 ккал/(см2.с.°С) для отдельно расположенных подшипников К = 7 -10-6 ккая/(см2.С.°С)

 

Для шпиндельных подшипников нормальной точности можно принимать
— 0,015 - 0,020 мм. Для подшипников прецизионных станков расчетные
значения несколько меньше.

Рабочая температура подшипников не должна превышать 75°С. Для подшипников скольжения с принудительной подачей смазки (например, в шлифовальных станках) следует учитывать теплоотдачу в масло.

Конструктивные размеры бронзового или чугунного вкладыша ориентировочно таковы, рис.2:

 

 

Целесообразно брать l/d> 1. В практике l/d>0,5-1,5. С увеличением d

отношение l/d уменьшается: чем длинyее цапфа, тем вероятнее неравномерность распределения нагрузки по ее длине и повышение местного износа вкладыша в его краях.

 

Рис.2. Конструктивные размеры Рис. 3. Упорные подшипники

Вкладыша

 

Подшипник с l /d> 1 можно применять для увеличения жесткости

валов,а также в опорах подшипников вертикальных валов, где обычно кромоч­ные давления, вызываемые изгибом вала, менее опасны.

Ориентировочные значения l /d: в подъемных механизмах 1,2—2, в металлорежущих станках 1,1—2, в редукторах 0,8—1,2.

 

Провести расчет подшипника скольжения при следующих нагрузках, таблица 3.

 

Тип устройства /вариант лаб.6 Приведенное усилие на опору Р кгс Длина опоры l см Диаметр подшипника d см Частота вращения n об/мин   Момент трения Мтр кгс/м
Рис.1   М1:1, рис.1 М1:1, рис.1   Расчет
Рис.2   Рис.2 Рис.2    
Рис.3   Рис.3 Рис.3    
Рис.4   Рис.4 Рис.4    
Рис.5   Рис.5 Рис.5    
Рис.6   Рис.6 Рис.6    
Рис.7   Рис.7 Рис.7    
Рис.8   Рис.8 Рис.8    
Рис.9   Рис.9 Рис.9    
Рис.10   Рис.10 Рис.10    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: