ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РОМАНТИЗМА




(НАЧ, XIX В.).

Дата проведения занятия (согласно расписанию) 10.04.20.
Тема занятия История зарубежной литературы начала XIX в. Романтизм.
Преподаватель Лётин Вячеслав Алекскандрович
Структура темы (рассматриваемые в рамках темы вопросы) Место театра в историко-культурном контексте Романтизма XIX в.: истоки театра романтизма, жанровое своеобразие драматургии, феномен романтического актера, театральные практики. Историко-культурный контекст эпохи. Основные исторические моменты рубежа XVIII – XIX веков. Революционный пафос эпохи и различные формы его выражения на рубеже XVIII –XIX веков. Имперская политика европейских государств рубежа XVIII - XIX веков (Австровенгрия, Британия, Россия, Франция, Пруссия, Швеция). Философская основа романтизма: платонизм, неоплатонизм, христианский символизм и мистика (Я. Беме, М. Экхарт и др.), иррационалистские и интуитивистские течения, немецкая классическая философия (И. Канта (идея движения и свободы, осмысление роли искусства как способа преодоления разрыва между действительным и невозможным, учение о гении) и И.-Г. Фихте (теория абсолютного субъекта («Я») и волюнтаризм). Связь романтизма с культурой Просвещения. Преломление основных идей Просвещения в эстетике романтизма. Влияние идей сентиментализма и культа «чувствительной личности» на предельную апологетику личности романтизмом. Отрицание романтизмом решающего фактора влияния социума на формирование личности. Противопоставление личности социуму. Отрицание романтизмом сенсуалистических установок просветительской идеологии (рационализм, материальность, нормативность, социальность) и противопосталение им собственных (иррационализм, вера, культ чувства, индивидуализм, субъективизм). Литературно-художественные основания романтизма.Предромантизм как непосредственный исток романтических исканий. Апологетика творчества В. Шекспира в контексте художественной теории и практики предромантизма. Упоение человека предромантизма стихией чувств, их разрушительным характером. Эстетизация зла и безобразного в культуре предромантизма как формы протеста против социо-культурных реалий эпохи. Неоднозначность феномена предромантизма. Формирование внутри него романтической эстетики. Влияние идей Гёте на формирование романтического мировоззрения. Программный для романтизма характер романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Вильгельм Мейстер как первая романтическая личность. Понятие Романтизма и проблемы его определения. Происхождение термина «романтизм» и эволюция спектра его значений: «таинственный», «экзотический», «странный», «фантастический» (Ф. Бальдансперже (1650)). Противопоставление Августом и Фридрихом Шлегелями оппозиции: романтический / классический. Возможные интерпретации понятия «романтизм». Интерпретации, имеющие общее культурное значение, внелитературоведческого характера: обозначение особого типа мировосприятия эмоционально-интуитивного характера, склонного к иррациональному; оценка имеющего яркую эмоционально-экспрессивную окраску стремления, оценка явления как странного, фантастического, синоним к мечтательности. Интерпретации, связанные со сферой художественного творчества: тип творческой деятельности, художественный метод, художественное направление. Романтизм как мировосприятие. Его основные принципы: «романтическое двоемирие», энтузиазм и «романтическое томление», «романтическая ирония»; «романтический гротеск», фрагментарность, символизм. Романтизм как творческий метод наиболее адекватное средство эстетического воплощения романтического мироощущения. Высокая степень самосознания художника-романтика, осознание им своего поэтического кредо как высшего дара и соответствующее понимание им задач и целей художественного процесса. А пологетика индивидуализма. Культ гениальности в романтизме. Исключительность как главная черта романтической индивидуальности. Одиночество как основное состояние «гения». Отношение к искусству как служению, эстетизированной аскезе. Своеобразие творческого процесса в контексте романтических исканий. Выход художественного творчества за пределы сферы искусства.Определение искусства как доминанты жизни. Мифотворческий и жизнетворческий пафос романтичского художественного процесса. Синтез искусств. Декларирование романтиками новой, религиозной миссии искусства, для осуществления которой требуется предельное единение, напряжение и концентрация всех его сил. Феномен романтического героя и его типы. Основные типы романтических личностей: «байроническая» - бунтарь – революционер, склонный к эпатажу, отрицающий всякие представления о буржуазной норме и морали; «шелленгианская» - мечтатель, склонный к углублённой саморефлексии, наделённый особым поэтическим даром. Появление национальных вариантов романтического героя. Персонификация национальности в художественных образах романтизма. Романтизм – идейное и художественное движение в европейской и северо-американской культуре конца ХVIII – начала ХIХ веков, проявившее себя во всех видах искусства. Локализация этого определения сферой художественной культуры. Интерпретация романтизма как художественного направления. Романтизм как художественный стиль. Его характерные черты: высокая эмоциональность и экспрессивность. Отрицание нормативности и обновление художественных форм. Ассоциативность художественного мышления. Взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Выбор художественных средств, передающих двойственность мироздания, динамику жизни, противоречивость человеческой природы. Эволюция романтизма. Его основный этапы развития. 1. Ранний романтизм (духовные доминанты: романтическое двоемирие – романтическое томление – вечное творчество); 2. Поздний романтизм (романтическое двоемирие – национальный аспект – романтическая ирония – трагедия творчества); 3. Неоромантизм (актуализация романтизма на рубеже ХIХ-ХХ веков (модернизм) и во второй половине ХХ века (контркультура: битники, хиппи, панки). Мировое значение романтического театра.
Задания для работы по теме Эссе на тему (по выбору): 1. Актуальность романтизма в XXI веке 2. Я романтическая личность или нет.
Источники информации для работы по теме 1. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по специальностям высшего профессионального образования «Актерское искусство», «Режиссура театра», «Технология художественного оформления спектакля»; по направлению подготовки бакалавров «Театральное искусство».Учебное пособие. Ярославль, 2009. Электронный ресурс: https://samzan.ru/149885. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература. 2. Мокульский С. История западноевропейского театра в 8 томах. М., 1956-1957, т. 2. Электронный ресурс: https://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/index.htm 3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. 4. Великий романтик Байрон и мировая литература. М., 1991. 5. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978. 6. Гаррард Дж. Сравнительный анализ героинь «Дон Жуана» Байрона и «Евгения Онегина» Пушкина // Вопросы литературы. 1996. № 6. С. 153 – 178 7. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978. 8. Дьяконова Н.Я. Лирические отступления в поэме Байрона «Дон Жуан» // Изв. РАН. Литература и языкознание. 1993. № 5. С. 11 – 20. 9. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978. 10. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1996. 11. Зверев А. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988. 12. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 1999. 13. Карельский А. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы, проза, письма. М., 1972.  
   
Сроки представления выполненных заданий 12.04.20
Электронная почта преподавателя Liotin@yandex.ru
Приложения 1. Материалы для работы по теме
2. Рекомендации по выполнению заданий.
3. Материалы для самоконтроля (тест)*
4. Презентации*
5. Видеолекция*
6. Видеоматериалы для анализа*
* предоставляются при необходимости

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: