ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Дата проведения занятия (согласно расписанию) 26. 03. 2020
Тема занятия Западноевропейская литература XVIII века
Преподаватель Лётин Вячеслав Алекскандрович
Структура темы (рассматриваемые в рамках темы вопросы) 1. Историко-культурный контекст развития западноевропейской культуры XVIII вв.Феномен эпохи Просвещения.Особенности мировоззрения человека эпохи Просвещения. Место литературы в культуре эпохи.
2. Основные художественные направления и стили литературе эпохи Просвещения: рококо, сентиментализм, просветительский реализм. Отражение мировоззрения эпохи в них. Социальный пафос культуры Просвещения и его влияние на формирование конфликта в произведениях литературы. Проблема героя в просветительской литературе. Философская концепция «естественного человека» и её отражение в литературе. Буржуа как герой эпохи просвещения.
3. Особенности бытования просветительской литературы в историко-культурном контексте эпохи. Салон как форма культурной коммуникации. Роль женщины в культуре просвещения и её миссия в процесесе формирования «естественного» человека. Чтение вслух как форма бытования художественной литературы. Дидактичекое значение салонной культуры Просвещения.
4. Основные жанры литературы эпохи Просвещения. Просветительская повесть. Причины актуальности жанра. Его основные черты. Круг тем и проблем, своеобразие конфликта. Тип героя. Феномен просветительской повести в творчестве Вольтера («Кандид»). Просветительский роман: проблематика и поэтика. Круг проблем просветительского романа. Социальные связи как предмет изучения и изображения в просветительском романе. Специфика природы конфликта в просветительском романе. Его социальный характер. Герой романа эпохи просвещения: проблема типизации и психологизации образа. Варианты преломления концепции «естественного человека» в романном творчестве: бедный дворянин провинциал, бедная провинциалка-дворянка, буржуа, студент и др. Концепция имени героя в просветительском романе. Принципы наименования и именования героев в романе. Противопоставление имени и фамилии, имени и статуса, имени и должности. Религиозные смыслы таких противопоставлений. Их значение для характеристики персонажей. «Говорящие» имена в романах Просвещения. Круг излюбленных имен эпохи: Элиза, Юлия, Эмилия/Эмиль. Культурно-религиозные смыслы этих имен в европейской литературной традиции. Их аналоги в литературных традициях разных стран: Лиза, Элоиза, Эльза, Бэтси; Джулия; Жюли; Амалия, Эмма. Процесс социализации «естественного человека» как основная тема романа. Картина мира в романе эпохи Просвещения. Мир природы, как залог сохранения духовной чистоты человека. Влияние пантеизма на формирование «природных» миров. Их типы: уединенная усадьба, поместье; маленькое сельское поселение; провинциальный городок. Мир цивилизации как пространство торжества предрассудков (моральных, социальных, религиозных). Роль «цивилизации» в развращении человеческой души. Религиозно-философские смыслы этих сторон мироздания в литературе Просвещения. Основные художественные приемы просветительского романа: лирическое отступление, психологическая и символическая детали, психологический параллелизм, остранение, умолчание. Типы просветительского романа. 1. Роман-воспитание (Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о Воспитании», Г. Филдинг «История Тома-Джонса Найденыша», И.-В. Гете «Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера», Шодерло де Лакло «Опасные связи»). 2. Семейно-бытовой роман (С. Ричардсон «Памела») 3. Авантюрно-приключенческий роман (аббат Прево «Жизнеописание кавалера де Грие и Манон Леско») 4. Плутовской роман (А.-Р. Лессаж «Жиль Блаз») 5. Роман-путешествие (Л. Стерн «Сентиментальное путешествие») И.-Г. Гете «Годы странствий Вильгельма Мейстера») 6. Философский роман (И.-Г. Гете «Тайное сродство») 7. Социально-критический роман (Д. Дидро «Монахиня», А.-Р. Лессаж «Хромой бес», Ш.-Л. Монтескье «Персидские письма») 8. Роман-антиутопия (Дж. Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера») Формы просветительского романа. Важность выбора формы. Культурное значение письма, дневника, воспоминаний в контексте эпохи Просвещения. Интерес к внутреннему миру человека в сентименталистской литературе. Противопоставление мира души миру социума с помощью жанровой формы романа. 1. Эпистолярный роман (ж.-Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза», Шодерло де Лакло «Опасные связи», И.-В. гете «Страдания бедного вертера», Ш.-Л. Монтескье «Персидские письма») 2. Дневник, журнал, воспоминание (Дж. Казанова «Мемуары», аббат Прево «Жизнеописание кавалера де Грие и Манон Леско). 3. Путевые записки (Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»). 4. Исповедь (Ж.-Ж. Руссо).
5. Значение просветительского романа для развития мировой художественной литературы.
 
Задания для работы по теме 1. Прочитать художественные тексты. 1. Дидро Д. «Монахиня», «Племянник Рамо» 2. Вольтер «Кандид» 3. Руссо Ж.-Ж. «Исповедь», «Эмиль или О воспитании». «Юлия или Новая Элоиза» 4. Монтескье Ш.-Л. «Персидские письма» 5. Стерн Л. «Сентиментальное путешествие» 6. Лессаж А.-Р. «Хромой бес» 7. Гете И.-В. «Страдания юного Вертера», «Тайное сродство», «Годы странствий Вильгельма Мейстера») 8. Свифт Дж. «Приключения Лемюэля Гулливера» 9. Ш. де Лакло «Опасные связи» 10. Филдинг Г. «История Тома-Джонса Найденыша».
2. Подготовиться к проверке текстов (тест).
3. Подготовить презентацию. Работа в микрогруппах по 3-5 человек (по выбору) А. Герои литературы эпохи Просвещения на экране мирового кинематографа. Б. Герои Литературы эпохи Просвещения на экране отечественного кинематографа. В. герои литературы эпохи просвещения на театральной сцене XXI века. В материалах презентации необходимо указать название литературного произведения и автора, название спектакля/фильма и его режиссера, год выхода, театр/студию, где был создан спектакль/фильм. Собранный материал необходимо систематизировать, выявив несколько наиболее ярких тенденций экранизаций и инсценировок.
  4. Выполнить работу (письменно) на тему «Художественные приемы в романе эпохи Просвещения». Проанализировать основные характерные для просветительской поэтики приемы на примере одного произведения. Выявить по 2-3 примера использования художественного приема в тексте. Дать им определение. Определить место фрагментом с приемов м в структуре романа. Раскрыть значение приема для понимания состояния персонажа, мотивации его поступка. Раскрытия проблематики романа.
Источники информации для работы по теме 1. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература. Литература XVIII века. Электронный ресурс: https://svr-lit.ru/svr-lit/lapin golubovich-posobie/literatura-xviii-veka.htm 2. История зарубежной литературы XVIII века. Электронный ресурс: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/264597/fulltext.htm 3. Пашкуров А.Н. поэтика просветительского реализма как научная проблема. Электронный ресурс: https://kpfu.ru/portal/docs/F1247581899/158_1_gum_14.pdf 4. Бондарев А.П. Поэтика французского романа нового времени (к проблеме генезиса, становления и эволюции жанра). Электронный ресурс: https://cheloveknauka.com/poetika-frantsuzskogo-romana-novogo-vremeni-k-probleme-genezisa-stanovleniya-i-evolyutsii-zhanra
Сроки представления выполненных заданий 14.11.20
Электронная почта преподавателя Liotin@yandex.ru
Приложения 1. Материалы для работы по теме
2. Рекомендации по выполнению заданий.
3. Материалы для самоконтроля (тест)*
4. Презентации*
5. Видеолекция*
6. Видеоматериалы для анализа*
* предоставляются при необходимости

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: