Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение




Машины электрические вращающиеся.

Общие технические условия

ГОСТ 183-74

Содержание

1. Технические требования 2. Требования безопасности 3. Правила приемки 4. Методы испытаний 5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение 6. Гарантии изготовителя ПриложениеПояснение отдельных терминов, встречающихся в стандарте

Государственный стандарт Союза ССР

Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия Rotating electrical machinery. General specifications ГОСТ 183-74 Взамен ГОСТ 183-66

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27 декабря 1974 г. № 2822 срок действия установлен

с 1 января 1976 г.
до 1 января 1982 г.

Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины постоянного и переменного тока без ограничения мощности, напряжения и частоты, изготовляемые для нужд народного хозяйства.

(Поправка).

Стандарт не распространяется на электрические машины, предназначенные для применения в бортовых системах подвижных средств наземного, водного и воздушного транспорта.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1346-78.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

В стандарте учтены требования Публикации 34-1 МЭК (1969 г.)

Технические требования

1.1. Электрические машины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов или технических условий на конкретные виды электрических машин по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Номинальные данные электрических машин, характеризующие работу машины, следует относить к работе машины на высоте до 1000 м над уровнем моря, температуре газообразной охлаждающей среды 40°С и охлаждающей воды 30°С, если в стандартах или технических условиях не установлена другая температура охлаждающей воды, но не более 33°С.

При работе машин в условиях, отличающихся от указанных, номинальные данные машин должны быть изменены так, чтобы машины соответствовали требованиям п. 1.14.

Нижний предел температуры охлаждающей среды должен быть указан в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

Номинальные значения климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15543-70, климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69 и группа условий эксплуатации по ГОСТ 17516-72 электрических машин должны быть указаны в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.3. Исполнение электрических машин по стойкости изоляции к воздействию окружающей среды, способы охлаждения и перечень основных деталей и сборочных единиц (для машин массового производства), которые должны быть взаимозаменяемыми, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

Степень защиты электрических машин напряжением до 1000 В - по ГОСТ 17494-72.

Форма исполнения электрических машин - по ГОСТ 2479-79.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.4. Номинальный режим работы электрических машин должен соответствовать одному из следующих.

Продолжительному: условное обозначение режима S1 (черт. 1).

 

 

Кратковременному с длительностью периода неизменной номинальной нагрузки 10, 30, 60 и 90 мин (если в стандартах или технических условиях не установлена иная); условное обозначение режима S2 (черт. 2).

 

 

Повторно-кратковременному с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одного цикла принимают равной 10 мин (если в стандартах или технических условиях не установлена иная); условное обозначение режима S3 (черт. 3).

 

 

Повторно-кратковременному с частыми пусками с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; числом включений в час 30, 60, 120 и 240 (если в стандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 4,0; 6,3 и 10,0; условное обозначение режима S4 (черт. 4).

 

 

Повторно-кратковременному с частыми пусками и электрическим торможением с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60% числом включений в час 30, 60, 120 и 240 (если в стандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режима S5 (черт. 5).

 

 

Перемежающемуся с продолжительностью нагрузки (НП) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одного цикла принимают равной 10 мин (если в стандартах или технических условиях не установлена иная); условное обозначение режима S6 (черт. 6).

 

 

Перемежающемуся с частыми реверсами при электрическом торможении с числом реверсов в час 30, 60, 120 и 240 (если в стандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режима S7 (черт. 7).

 

 

Перемежающемуся с двумя или более частотами вращения с числом циклов в час 30, 60, 120 и 240 (если в стандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режима S8 (черт. 8).

 

 

Продолжительность нагрузки на каждой из частот вращения устанавливается по согласованию между потребителем и изготовителем.

Допускаются другие номинальные режимы работы или использование электрических машин в нескольких режимах работы, что должно устанавливаться в стандартах или технических условиях на отдельные виды машин.

1.5. Генераторы постоянного тока и синхронные компенсаторы при номинальной частоте вращения, а генераторы переменного тока, кроме того, и при номинальном коэффициенте мощности должны развивать номинальную мощность при отклонениях напряжения от номинального на ± 5%. Мощность генераторов и синхронных компенсаторов при отклонениях напряжения от номинального значения более чем на ± 5% (но не более чем на ± 10%) должна быть по требованию потребителя указана предприятием-изготовителем.

Двигатели должны сохранять номинальную мощность (в технически обоснованных случаях - номинальный момент) при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах - от минус 5 до плюс 10%.

Генераторы и двигатели переменного тока должны сохранять номинальную мощность при отклонениях частоты переменного тока на ± 2,5% номинального значения.

Двигатели переменного тока при одновременном отклонении напряжения и частоты переменного тока от номинальных значений должны сохранять номинальную мощность, если сумма абсолютных процентных значений этих отклонений не превосходит 10% и каждое из отклонений не превышает нормы.

Превышения температуры активных частей машин, кроме турбо- и гидрогенераторов, возникающие при вышеуказанных отклонениях напряжения и частоты переменного тока от номинальных значений, при условии непрерывной работы, могут быть выше значений, указанных в табл. 1, но не более чем на:

10°С - для машин мощностью до 1000 кВт (кВ ´ А);

5°С - для машин мощностью свыше 1000 кВт (кВ ´ А).

1.6. Электрические машины должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать следующие перегрузки по току:

машины постоянного тока (кроме возбудителей с отношением предельного напряжения к номинальному напряжению возбуждения более 1,6) и коллекторные машины переменного тока - перегрузку по току на 50% в течение 1 мин; по согласованию с потребителем допускается изготовление машин с большей перегрузкой по току;

возбудители с отношением предельного напряжения к номинальному напряжению возбуждения более 1,6 - перегрузку по току на 100% (от номинального тока возбуждения возбуждаемой машины) в течение 1 мин; при использовании данного типа возбудителя для нескольких типов машин с различными токами возбуждения за номинальный ток возбуждения принимают наибольший из этих токов;

бесколлекторные машины переменного тока мощностью 0,55 кВт и выше, кроме машин с непосредственным охлаждением обмоток, - перегрузку по току на 50% в течение 2 мин;

бесколлекторные машины переменного тока с непосредственным охлаждением обмоток - перегрузку по току на 50% в течение 1 мин;

турбо- и гидрогенераторы с косвенным охлаждением обмоток статора - перегрузку по току на 50% в течение 2 мин;

турбо- и гидрогенераторы с непосредственным охлаждением обмотки статора - перегрузку по току на 50% в течение 1 мин;

двигатели малой мощности - по ГОСТ 16264-78.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.7. Все электрические машины должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин следующее повышение частоты вращения:

двигатели с последовательным возбуждением постоянного и переменного тока - на 20% сверх наибольшей, указанной на табличке двигателя, но не менее чем на 50% номинальной;

двигатели с регулировкой частоты вращения - на 20% сверх наибольшей, указанной на табличке двигателя;

гидрогенераторы - по ГОСТ 5616-72;

двигатели постоянного тока металлургические и крановые - по ГОСТ 184-71;

двигатели трехфазные асинхронные крановые и металлургические - по ГОСТ 185-70;

остальные электрические машины - на 20% сверх номинальной.

1.8. Уровень шума электрических машин мощностью до 1000 кВт (кВ ´ А) и частотой вращения до 4000 об/мин - по ГОСТ 16372-70.

Уровень шума электрических машин мощностью свыше 1000 кВт, а также машин с частотой вращения свыше 4000 об/мин должен быть указан в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.9. Норма собственной вибрации электрических машин массой от 0,25 до 2000 кг и с частотой вращения от 600 до 12000 об/мин - по ГОСТ 16921-71.

Норма собственной вибрации электрических машин массой свыше 2000 кг, а также машин с частотой вращения менее 600 и свыше 12000 об/мин должна быть указана в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.10. Индустриальные радиопомехи, создаваемые электрическими машинами, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.11. Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин, предназначенных для продолжительного, повторно-кратковременных и перемежающихся номинальных режимов работы, должны соответствовать значениям, указанным в пп. 1.12 и 1.14.

Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин, предназначенных для кратковременного номинального режима работы (к концу рабочего периода), а также для электрических машин с ограниченным сроком службы, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на отдельные виды машин. Для электрических машин, предназначенных для кратковременного номинального режима работы, для которых нет таких указаний, допускаемые превышения температуры могут быть выше значений, указанных в табл. 1, на 10°С.

Скорость нарастания температуры обмоток машин, если это необходимо, должна быть указана в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.12. Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин при температуре газообразной охлаждаю щей среды 40°С и высоте над уровнем моря не более 1000 м, если они не указаны в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин, должны соответствовать значениям, указанным в табл. 1.

Для обмоток статора машин переменного тока с воздушным охлаждением на номинальное напряжение свыше 11000 В предельные допускаемые превышения температуры должны быть снижены на каждые 1000 В (или на какую-то часть от 1000 В) на:

1,5°С - свыше 11000 В при измерении термометром;

1°С - свыше 11000 до 17000 В при измерении температурным индикатором;

0,5°С дополнительно - свыше 17000 В при измерении температурным индикатором.

Для турбогенераторов с косвенным охлаждением обмоток на номинальные напряжения свыше 11000 до 17000 В предельные допускаемые превышения температуры при измерении термометром или температурным индикатором должны быть снижены для напряжений:

сверх 11000 В - на 1°С на каждые 1000 В (полные или неполные);

сверх 17000 В - соответственно на 0,5°С.

Указанный в п. 10 табл. 1 класс изоляционного материала относится к изоляции коллектора или контактных колец или же к изоляции присоединенных к ним обмоток, если класс изоляции последних ниже класса изоляции коллектора или контактных колец.

 


Таблица 1

Части электрических машин Изоляционный материал классов по ГОСТ 8865-70
А Е В F Н
Предельные длительно допускаемые превышения температуры в °С при измерении
мето­дом термо­метра мето­дом соп­ротив­ления методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз мето­дом тер­мо­метра мето­дом сопро­тивле­ния методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз мето­дом тер­моме­тра методом сопро­тивле­ния методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз мето­дом термо­метра методом сопро­тивле­ния методом темпе­ратур­ных индика­торов, уложенных в паз мето­дом термо­метра мето­дом соп­роти­вления методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз
1. Обмотки переменного тока машин мощностью 5000 кВ ´ А и выше или с длиной сердечника 1 м и более -     -     -     -     -    
2. Обмотки:     -     -     -     -     -
а) обмотки переменного тока машин мощностью менее 5000 кВ ´ А или с длиной сердечника менее 1 м;                              
б) обмотки возбуждения машин постоянного и переменного тока с возбуждением постоянным током, кроме указанных в подпунктах 3, 4, 5 настоящей таблицы;                              
в) якорные обмотки, соединенные с коллектором                              
3. Обмотки возбуждения не явно полюсных машин с возбуждением постоянным током - - - - - - -   - -   - -   -
4. Однорядные обмотки возбуждения с оголенными поверхностями     -     -     -     -     -
5. Обмотки возбуждения малого сопротивления, имеющие несколько слоев и компенсационные обмотки     -     -     -     -     -
6. Изолированные обмотки, непрерывно замкнутые на себя   - -   - -   - -   - -   - -
7. Неизолированные обмотки непрерывно замкнутые на себя Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей.
8. Сердечники и другие стальные части, не соприкасающиеся с изолированными обмотками Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей.
9. Сердечники и другие стальные части, соприкасающиеся с изолированными обмотками   -     -     -     -     -  
10. Коллекторы и контактные кольца, незащищенные и защищенные   - -   - -   - -   - -   - -

 

Примечания:

1. Для стержневых обмоток ротора асинхронных машин допускается по согласованию с заказчиком иметь превышения температуры по п. 4.

2. Превышения температуры, указанные в п. 9, не должны превосходить допускаемые значения для соприкасающихся обмоток.

 


Допускаемые превышения температуры коллекторов и контактных колец могут превосходить значения, указанные в п. 10 табл. 1, если:

превышения температуры изоляционных материалов коллектора и контактных колец и связанных с ними обмоток не будут превосходить значений, указанных в п. 2в и 4б табл. 1 для материалов соответствующих классов;

повышение температуры не ухудшит коммутацию;

температура не будет достигать значений, опасных для паек соединений;

при изоляции классов F и Н применяется материал, сохраняющий твердость при повышенной рабочей и технологической температуре.

Предпочтительным методом измерения превышения температуры обмоток, за исключением обмоток, указанных в п. 1 табл. 1, является метод сопротивления, а для обмоток, указанных в п. 1 табл. 1, - метод температурных индикаторов.

Если в дополнение к значениям, полученным по методу сопротивления или температурных индикаторов проводится отсчет по методу термометра, то превышения температуры, измеренные в наиболее нагретой доступной точке, не должны превышать:

 

65°С - для изоляции класса А;

80°С - для изоляции класса Е;

90°С - для изоляции класса В;

110°C - для изоляции класса F;

135°С - для изоляции класса Н.

 

Предельные допускаемые превышения температуры для обмоток электрических машин с непосредственным охлаждением жидкостью устанавливаются в стандартах или технических условиях на эти машины.

1.13. Предельная допускаемая температура для какой-либо части электрической машины определяется суммой превышения температуры, взятой из табл. 1, и температурой 40°С (предельно допускаемой температурой газообразной охлаждающей среды, принятой при составлении табл. 1).

1.14. Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин при температуре газообразной охлаждающей среды, отличающейся от 40°С, и на высоте над уровнем моря более 1000 м должны быть следующими:

а) при температуре газообразной охлаждающей среды выше 40°С (но не более 60°С) предельные допускаемые превышения температуры, указанные в табл. 1, уменьшаются для всех классов изоляционных материалов на разность между температурой охлаждающей среды и температурой 40°С; при температуре охлаждающей среды выше 60°С допускаемые превышения температуры устанавливаются по согласованию с предприятием-изготовителем;

б) при температуре газообразной охлаждающей среды менее 40°С предельные допускаемые превышения температуры, указанные в табл. 1, для всех классов изоляционных материалов могут быть увеличены на разность между температурой охлаждающей среды и температурой 40°С, но не более чем на 10°С для всех электрических машин, за исключением турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов, для которых эти величины должны быть указаны в стандартах или технических условиях на эти машины. Допускаемые нагрузки машин, соответствующие этим измененным предельным допускаемым превышениям температуры, должны сообщаться предприятием-изготовителем;

в) предельные допускаемые превышения температуры электрических машин, предназначенных для установки на высоте над уровнем моря более 1000 м (но не более 4000 м), при измерении температуры на высоте до 1000 м должны быть уменьшены на 1% от указанных в табл. 1 на каждые 100 м сверх 1000 м для изоляционных материалов всех классов при условии, что температура охлаждающей среды не выше 40°С.

Номинальные данные электрических машин могут быть сохранены, если превышению высоты места установки машины сверх 1000 м над уровнем моря будет соответствовать снижение температуры газообразной охлаждающей среды. При этом каждым 100 м превышения высоты места установки машины над высотой 1000 м должно соответствовать снижение температуры газообразной охлаждающей среды не менее чем на 1% предельных допускаемых превышений температуры, указанных в табл. 1;

г) предельно допускаемые превышения температуры электрических машин, предназначенных для установки на высоте над уровнем моря более 1000 м (но не более 4000 м) и температуре охлаждающей газообразной среды, отличающейся от 40°С, должны быть скорректированы в соответствии с п. 1.14 а, б, в одновременно.

 

Примечание. Если абсолютное давление в охлаждающей системе машины, соответствующее высоте над уровнем моря до 1000 м, поддерживается постоянным независимо от высоты установки машины над уровнем моря, то вводить поправку в допускаемые превышения температуры в связи с изменением высоты установки электрической машины над уровнем моря не требуется.

 

1.15. Температура подшипников не должна превышать следующих предельно допускаемых значений:

80°С - для подшипников скольжения (температура масла при этом не должна быть более 65°С);

100°C - для подшипников качения.

Более высокая температура допускается, если применены специальные подшипники качения или специальные сорта масел при соответствующих материалах вкладышей для подшипников скольжения, что должно быть указано в стандартах или технических условиях на данный вид машины.

1.16. Каждая электрическая машина должна выдерживать без повреждения изоляции:

испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

испытание электрической прочности междувитковой изоляции обмоток.

Если электрическую машину испытывают на нагревание, то испытание электрической прочности изоляции следует проводить непосредственно вслед за испытанием на нагревание.

1.17. Изоляция обмоток относительно корпуса машины и между обмотками должна выдерживать без повреждения в течение 1 мин испытательное напряжение частоты 50 Гц, практически синусоидальное, указанное в табл. 2.

Полностью собранная обмотка машины, выдержавшая это испытание, повторному испытанию при этом напряжении не подвергается.

По согласованию с потребителем для машин мощностью 1000 кВт (1000 кВ ´ А) и выше напряжением 3000 В и выше допускается дополнительное испытание изоляции выпрямленным напряжением, равным 1,6 эффективного значения переменного напряжения, указанного в табл. 2.

Изоляция обмоток относительно корпуса и между обмотками (фазами) у электрических машин, уложенных полностью или частично на месте установки, должна выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение, равное 100% испытательного напряжения, указанного в табл. 2.

Все электрические машины, независимо от того, подвергалась ли на предприятии-изготовителе их изоляция испытанию напряжением, указанным в табл. 2, в собранном виде или отдельными частями, должны в собранном виде (после их установки перед сдачей в эксплуатацию) выдерживать в течение 1 мин испытание изоляции напряжением, равным 80% испытательного напряжения, указанного в табл. 2. Это испытание на месте установки является обязательным для турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов; для остальных машин такое испытание проводят по усмотрению потребителя.

Эти испытания могут не проводиться, если полностью или частично уложенные на месте установки машины были испытаны 100% испытательным напряжением, указанным в табл. 2, после установки их на фундамент.

Таблица 2

  Электрическая машина или ее части Испытательное напряжение (действующее значение)
1. Машины мощностью менее 1 кВт (или 1 кВ ´ А) на номинальное напряжение ниже 100 В за исключением указанных в пп. 4 - 8 настоящей таблицы 500 В плюс двукратное номинальное напряжение
2. Машины мощностью от 1 кВт (или 1 кВ ´ А) и выше на номинальное напряжение ниже 100 В (за исключением указанных в п. 4) 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение
3. Машины:  
  а) мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ ´ А) за исключением перечисленных в пп. 1, 2 и 4 - 8 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение, но не менее 1500 В
  б) мощностью от 1000 кВт (или 1000 кВ ´ А) и выше, за исключением указанных в пп. 4 - 8 на номинальное напряжение: 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение
  до 3300 В вкл.  
  св. 3300 до 6600 В вкл. 2,5-кратное номинальное напряжение
  св. 6600 до 17000 В вкл. 3000 В плюс двукратное номинальное напряжение
  св. 17000 В по согласованию между изготовителем и потребителем
4. Обмотки возбуждения машин постоянного тока с независимым возбуждением 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбуждения, но не менее 1500 В
5. Обмотки возбуждения синхронных машин:  
  а) генераторы, двигатели и компенсаторы, пускаемые специальными пусковыми двигателями Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В
  б) машин, предназначенных для непосредственного пуска с обмоткой возбуждения, замкнутой на сопротивление, не превышающее десятикратное сопротивление обмотки возбуждения при постоянном токе, или на источник своего питания Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В
  в) машин, предназначенных для пуска с обмоткой возбуждения замкнутой на сопротивление, значение которого равно или более десятикратного сопротивления обмотки или с разомкнутой обмоткой возбуждения независимо от того, секционирована она или нет 1000 В плюс двукратное максимальное действующее значение напряжения, которое можно получить при данных пусковых условиях между выводами обмотки возбуждения (между выводами любой секции), но не менее 1500 В (см. примечание 3).
6. Вторичные обмотки асинхронных двигателей, не находящиеся непрерывно в короткозамкнутом состоянии:  
  а) для двигателей, допускающих торможение противовключением 1000 В плюс четырехкратное номинальное напряжение вторичной обмотки
  б) для двигателей, не предназначенных для торможения противовключением 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение вторичной обмотки
7. Возбудители (за исключением указанных ниже). Возбудители для синхронных двигателей (к ним относятся и синхронизированные асинхронные двигатели), если во время пуска они заземлены или отключены от обмоток возбуждения. Обмотки возбуждения возбудителей с независимым возбуждением Как для обмоток, к которым присоединяются возбудители. 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбудителя, но не менее 1500 В
8. Собранные в группы электрические машины и аппараты Если испытанию подвергается группа, собранная из нескольких новых только что установленных и соединенных вместе электрических машин и аппаратов, из которых каждая машина и каждый аппарат проходили испытания на электрическую прочность, то испытательное напряжение не должно превышать 85% испытательного напряжения той машины (или того аппарата), у которой (которого) это напряжение наименьшее

 

Примечания:

1. Испытательное напряжение для машин с разными уровнями изоляции определяется по согласованию между изготовителем и потребителем.

2. Для двухфазных обмоток, имеющих общий вывод, номинальное напряжение, по которому определяется испытательное напряжение, следует брать равным 1,4 напряжения отдельной фазы.

3. Напряжение, получаемое при пусковых условиях между выводами обмоток возбуждения или между выводами секций, можно измерить при пониженном напряжении питания. Измеренное таким образом напряжение следует умножить на отношение напряжения, полученное при пусковых условиях к пониженному напряжению питания.

4. Для обмоток одной или нескольких машин, которые связаны электрически, рассматриваемое напряжение - это максимальное напряжение по отношению к земле.

 

По согласованию с потребителем допускается дополнительное испытание выпрямленным напряжением, равным 1,28 эффективного значения переменного напряжения, указанного в табл. 2.

Испытаниям повышенным напряжением должна предшествовать проверка сопротивления изоляции обмоток и сушка, если это необходимо.

Для машин мощностью до 16 кВт включительно на номинальные напряжения до 660 В при массовом выпуске на конвейере при приемо-сдаточных испытаниях допускается заменять вышеуказанное испытание испытанием в течение 1 с при напряжении, повышенном на 20% против указанного в табл. 2.

1.18. Изоляция обмотки между смежными ее витками должна выдерживать в течение 3 мин испытание повышенным напряжением. Это испытание проводят при холостом ходе электрической машины путем повышения подводимого (при испытании в режиме электродвигателя) или генерируемого (при испытании в режиме генератора) напряжения на 30% сверх номинального напряжения.

Для электрических машин, у которых при напряжении 1,3 номинального ток холостого хода может превышать номинальный, длительность испытаний может быть сокращена до 1 мин.

Для гидрогенераторов изоляция обмотки между смежными ее витками должна выдерживать повышение напряжения на 50% сверх номинального напряжения гидрогенератора в течение 5 мин.

Для турбогенераторов изоляция обмотки между смежными ее витками должна выдерживать повышение напряжения на 30% сверх номинального напряжения турбогенератора в течение 5 мин.

Для синхронных машин (кроме турбогенераторов и гидрогенераторов), у которых при номинальном токе возбуждения напряжение холостого хода превышает номинальное напряжение машины более чем на 30%, испытание проводят при напряжении холостого хода, соответствующем номинальному току возбуждения.

Для электрических машин постоянного тока с числом полюсов более четырех повышение напряжения при испытании не должно быть больше значения, при котором среднее напряжение между смежными коллекторными пластинами получается равным 24 В.

Для возбудителей, рассчитанных на форсировку возбуждения, при которой напряжение возбудителя превосходит номинальное напряжение более чем на 30%, испытание проводят при предельном напряжении форсировки в течение 1 мин.

Для трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором испытание обмотки ротора следует проводить при неподвижном и разомкнутом роторе.

При повышении напряжения на 30 и 50% допускается одновременное повышение частоты переменного тока, если испытание проводят на вращающейся электрической машине, то повышение частоты не должно быть более 15%.

Для машин с многовитковыми секциями с номинальным напряжением до 660 В включительно допускается применение устройств, основанных на принципе использования высокой или повышенной частоты.

1.19. Сопротивление изоляции обмоток электрической машины относительно корпуса и между обмотками должно устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.20. Допускаемые отклонения от номинальных значений показателей, установленных в настоящем стандарте и в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин, должны соответствовать значениям, указанным в табл. 3, если в стандартах или технических условиях на отдельные виды машин не установлены более высокие требования к допускаемым отклонениям.

В тех случаях, когда в табл. 3 допускаемые отклонения указаны с одним знаком (только с плюсом или только с минусом), отклонение в противоположную сторону не ограничивается.

Таблица 3

  Показатели Допускаемые отклонения
1. Коэффициент полезного действия (h) *  
  Определенный методом отдельных потерь:  
  для машин мощностью до 50 кВт вкл. -0,15 (1 - h)
  для машин мощностью свыше 50 кВт -0,10 (1 - h)
  Определенный методом непосредственной нагрузки -0,15 (1 - h)
2. Общие потери для машин мощностью свыше 50 кВт + 10% от полных потерь
3. Коэффициент мощности (cos j) асинхронных двигателей ** 1, но не менее 0,02 и не более 0,07 по абсолютной величине
  Реактивная мощность асинхронных компенсаторов при токе возбуждения равном нулю -10%
5. Частота вращения двигателей постоянного тока (при номинальной нагрузке и рабочей температуре):  
  а) с параллельным и независимым возбуждением При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин):
    менее 0,67 ± 15%
    от 0,67 до 2,5 ± 10%
    от 2,5 до 10 ± 7,5%
    10 и более ± 5%
  б) с последовательным возбуждением, включая исполнение с небольшой параллельной стабилизирующей обмоткой При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин):
менее 0,67 ±20%
    от 0,67 до 2,5 ± 15%
    от 2,5 до 10 ± 10%
    10 и более ± 7,5%
  в) со смешанным возбуждением Выбирается между указанным в п. 5а и б. По согласованию между изготовителем и потребителем
6. Скольжение асинхронных двигателей ± 20% номинального значения, знак минус относится только к двигателям с повышенным скольжением
7. Изменение напряжения генераторов постоянного тока ± 20%, но не менее ± 2% номинального напряжения
8. Изменение напряжения синхронных генераторов ± 20%
9. Начальный пусковой ток асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, синхронных двигателей и компенсаторов при асинхронном пуске + 20%
10. Установившийся ток короткого замыкания для синхронных машин +15%
11. Изменение частоты вращения двигателей постоянного тока с параллельным или смешанным возбуждением ± 20%, но не менее ± 2% номинальной частоты вращения
12. Начальный пусковой вращающий момент асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске -15%
13. Максимальный вращающий момент двигателей переменного тока -10%
14. Минимальный вращающий момент в процессе пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске -20%. В стандартах или технических условиях на отдельные виды машин допускается устанавливать дополнительно нижние предельные наименьшие значения минимального вращающего момента
15. Момент инерции ±10%

______________________________

* С округлением допускаемых отклонений до третьей значащей цифры.

** Допускается значение измеренного коэффициента мощности меньше на 0,02 по сравнению с нижним пределом установленного значения с учетом допускаемых отклонений при условии, что произведения полученных измерениями значений коэффициента мощности и коэффициента полезного д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: