Основные виды индивидуальных административных дел предусмотрены законодательством.
Такими индивидуальными административными делами являются:
• дела об административных правонарушениях;
• дела о дисциплинарных проступках;
• дела об обращениях граждан;
• дела о приеме в гражданство РФ;
• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий
• дела, связанные с административным надзором;
• арбитражные дела о спорах в сфере управления и другие.
Эти индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:
• производство по делам об административных правонарушениях;
• дисциплинарное производство;
• производство по делам об обращениях граждан;
• производство по делам о приеме в гражданство РФ;
• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
• производство, связанное с административным надзором;
• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.
Классическим видом является производство по делам об административных правонарушениях, которое регламентировано рядом нормативных актов.
В законодательстве имеются административно-процессуальные нормы, определяющие правовой статус субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и меры ответственности, налагаемые за нарушения административно-процессуальных норм. Административное производство состоит из ряда последовательных административно-процессуальных стадий, которые были подробно рассмотрены выше.
|
К этим стадиям относятся: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная — обжалование и опротестование постановления и его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.
Нормы, определяющие общие положения административного производства; участников административного производства; предмет доказывания, доказательства и их оценка; меры обеспечения производства и основные стадии производства регламентированы в разделе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также некоторые административно-процессуальные нормы имеются в Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, и другими нормативно-правовыми актами.
Каждая из сторон административного процесса защищает свой законный, по ее мнению, интерес, свое право, оспариваемое или нарушенное другой стороной. При этом каждая сторона обладает своими определенными процессуальными правами и обязанностями. Однако характер и содержание прав и обязанностей, а также их объем различный, как и правовое положение участников этого процесса. Все это зависит, прежде всего, от материальной нормы, применяемой в конкретном случае, и особенностей конкретного административного процесса.
|
При этом одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия имеющие государственно-властный характер, второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение осуществляющие свои правомочия требовать от первых признания, соблюдения и защиты их прав и законных интересов.
Они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, составлять различные правовые документы, протоколы, принимать постановления, отменять или изменять их, исполнять постановления и т. п. При этом они выступают в двух качествах: как сторона, разрешающая дело, и как сторона, охраняющая административно-процессуальными нормами права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, учреждений, организаций.
Если государственный орган не уполномочен рассматривать административное дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает просто как сторона административного процесса.
Другой стороной административного процесса являются защищающие свое предполагаемое (мнимое) право граждане, негосударственные организации, их должностные лица, а также субъекты, участвующие в процессе в качестве третьих лиц (потерпевшие, свидетели, эксперты и др.).