Г) Присоединение Новгорода




§ В 1475 г. Иван III совершил большую поездку с дружиной по Новгородской земле. 23 ноября 1475 он въехал в Новгород. В результате многие бояре были арестованы, а часть их отправлена в Москву.

§ В 1477 г. новгородские послы признали Ивана III своим государем, что означало безоговорочное подчинение Новгорода власти Москвы. После этого Великий князь потребовал прямого управления Новгородом и ликвидации его самостоятельности.

§ В Новгороде произошёл раскол: посадские люди высказались за присоединение к Москве, бояре отстаивали неприкосновенность своих вотчин и прав. На вече были убиты некоторые из сторонников Москвы, а новгородские послы отказались называть Ивана III «государем».

§ В результате был предпринят новый поход на Новгород. 15 января 1478 новгородские власти сдались, и новгородцы присягнули Ивану III.

§ Вече было отменено, символ новгородской независимости –– вечевой колокол, а также Марфа Борецкая –– были отправлены в Москву. Иван III конфисковал вотчины епископа и 6 крупных монастырей.

§ В 1484-1499 гг. была проведена конфискация боярских земель. Сторонники независимости были казнены, несколько тысяч новгородских семей были переведены в другие области страны. Вместо посадников и тысяцких городом стали управлять московские наместники.

v Внутренняя политика:

§ Иван III был первым московским государем, именовавшим себя самодержцем.

§ Начал чеканку золотых монет. На них был изображен воин с секирой, на другой стороне имена Ивана III и его сына Ивана Молодого. Вскоре чеканка была прекращена.

§ Тринадцать лет Иван Молодой был соправителем отца. Бояре помнили кровавую смуту, затеянную удельными князьями при Василии II, и твердо поддерживали законную тверскую ветвь династии.

§ В 1480 г. Андрей Большой (брат Ивана III) возглавил мятеж против государя во время нападения Большой Орды на Русь. Князя обвиняли в изменнической переписке с Ахмат-ханом и с литовским королем, нарушении договора с Москвой. Он и его сыновья просидели в тюрьме всю жизнь.

§ Прежде в составе двора служили дети боярские, владевшие вотчинами. Теперь Государев двор объединял государевых помещиков детей боярских. В XVI в. все члены двора были обеспечены поместьями.

§ С 1497 г. гербом Российской монархии стал византийский герб — двуглавый орел.

§ Почти все удельные княжества, образованные после смерти Василия Темного, прекратили существование еще при жизни Ивана III.

§ Служилые князья жили в усадьбах, реже в городках, имевших деревянные укрепления, и держали вооруженную свиту. В качестве наместников знатные бояре возглавляли управление городами и уездами. Дворяне получали волости. Уезды и волости становились их кормлениями.

§ С этого времени Боярская дума приобрела постоянный состав и окончательно превратилась в высший орган монархии.

§ Вместе с Боярской думой в России народились первые общегосударственные учреждения — Казна и Дворец. Казна служила хранилищем для сокровищ и денег, а также княжеского архива. Казначей хранил государственную печать, иначе говоря, возглавлял княжескую канцелярию. Он возглавлял финансы страны и входил в состав думы. Дворецкие управляли дворцовыми (личными) владениями великокняжеской семьи. Их важнейшая функция заключалась в том, чтобы снабжать княжескую семью продовольствием и денежными средствами.

§ Щедрая раздача поместных земель московским детям боярским принесла популярность Василию Ивановичу, что помогло ему добиться успеха в борьбе за трон.

ü Привилегии суздальской знати: получили право проходить службу по княжеским спискам; получение высших думных чинов и воеводских постов.

v Экономика:

§ На Руси рост промыслов и торговли привел к увеличению городского населения.

§ Россия оставалась экономически разобщенной страной.

§ В XV в. подавляющую часть населения России составляли крестьяне.

§ Основной культурой на Руси в XV в. оставалась рожь.

§ Животноводство находилось на достаточно низком уровне, но в лесах было много дичи, а в реках и озерах множество рыбы.

§ Иностранцев, посещавших Россию, поражало пристрастие русских к хмельным напиткам. Казна пользовалась монополией на изготовление хмельных напитков, что могло принести ей большой доход.

§ Система землевладения на Руси –– трехполье –– крестьянин поочередно оставлял одно из трех полей под паром, что было необходимо для восстановления плодородия почвы.

§ Крестьяне не составляли единого сословия.

o На Севере и в Поморье преобладали «черносошные» крестьяне. («Черные» сохи зависели от казны и платили налоги великому князю.)

o В центре – владельческие крестьяне, платившие оброк в пользу землевладельцев — Дворца, вотчинников и помещиков.

§ Бояре получали доход в виде оброков, включавших небольшие денежные платежи и разнообразные натуральные продукты. Работали на их пашне «страдные холопы». (Страда — пахота, отсюда слово «страдание».) Холопов покупали по цене от 1 до 3 рублей за голову.

§ В XVI в. появилась категория кабальных людей, работавших или служивших господину в счет процентов за долг по заемному письму — по «кабале».

v Личная жизнь Ивана III:

§ В 1458 г. у княжича Ивана родился сын – Иван Молодой.

§ Иван III был женат первым браком на дочери великого князя Тверского –– Марии Борисовне, которая умерла, когда ей не было и 30 лет.

§ 12 ноября 1472 г. –– Иван III женился на греческой царевне Софье (Зое) Палеолог. Софья была племянницей последнего византийского императора –– Фоме Палеолог. (Венеция спешила использовать сватовство в своих целях. Они предприняли попытку заключить союз с Москвой и Большой Ордой для войны с турками. Для этой цели в Россию был отправлен посол Тревизан. Но ничего не вышло).

 

 

v РПЦ:

Московские митрополиты: Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461–13 сентября 1464) –> Филипп I (11 ноября 1464–5 апреля 1473) –> Геронтий (29 июня 1473–28 мая 1489) –> Зосима (Брадатый) (26 сентября 1490–9 февраля 1495) –> Симон (22 сентября 1495–30 апреля 1511) –> …

§ После смерти Геронтия в Москве был созван священный собор. Государь навязал собору кандидатуру симоновского архимандрита Зосимы Брадатого. Он рассчитывал упрочить свою власть, посадив на митрополию послушного иерарха. Но его надежды не оправдались. Владыка подвергся самым резким нападкам и вскоре был низложен.

§ На протяжении веков московские иерархи при всяком затруднении обращались к главе вселенской церкви — царьградскому патриарху. Заключение унии и падение Византии поставили их в трудное положение.

§ В Москве процветала продажа церковных должностей.

§ Древнейшей и самой крупной епархией Северо-Восточной Руси было новгородское архиепископство. Как председатель Совета господ, владыка считался главой Новгорода — «всей земли Святой Софии».

§ После покорения Новгорода в 1478 г. Иван III потребовал выделить ему земли в Новгороде. В итоге ему выделили десять крупнейших церковных волостей.

§ Московская церковь отвергла Флорентийскую унию.

§ Новгородские архиепископы обладали древней привилегией – носить белый клобук (т.е. они были законными приемниками Константинополя).

А) Конец света

ü В конце XV в. христианский мир жил в ожидании конца света (мир, сотворенный в 7 дней, погибнет в 7000 г., ибо сказано у апостолов, что «тысяча лет для Бога как день единый»).

ü После расправы с еретиками в 1490 г. Геннадий обратился за разъяснениями к греку Траханиотам, который ответил, что «век» имел неопределенную временную протяжность.

ü За 2 года до грядущего светопреставления Геннадий обвинил всех вольнодумцев без разбора в «жидовстве» — принадлежности к тайной секте иудеев и потребовал для них смертной казни.

ü Еретики считали, что никакого конца света не будет, поэтому все верующие поле обратятся к ним, так и случилось.

ü Геннадий ввел в своей епархии новшество: обязанность новгородскому духовенству ежедневно молиться в своих храмах за государей.

Новгородско-московская ересь

· Ересь возродилась в Новгороде в конце XV в.

· Еретиков возглавили священники Денис и Алексей.

· Называли ересью жидовствующих, так как они соблюдали ветхозаветные предписания

· Не признавали церковной иерархии, отрицали догмат о троице, святость икон.

· Новгородские священники перебрались в Москву – ересь распространилась и в столице.

· Гонителем еретиков выступил новгородский архиепископ Геннадий.

· Вожди ереси Денис и Алексей бежали в Москву, где служили в кремлевских соборах.

· К ереси примкнули государевы дьяки Федор и Иван Волк Курицыны.

· Еретики осуждали монастырское землевладение, а Иван III хотел изъять церковные земли в казну.

· Геннадий и его сторонники в борьбе против ереси взывали к опыту испанской инквизиции, что позволяло обвинять самого архиепископа в «латинской ереси».

· В 1504 г. в Москве был созван священный собор, осудивший вольнодумцев насмерть.

 

Б) Иосифляне и нестяжатели.

Линии сравнения Нестяжатели Иосифляне
Лидер Нил Сорский   Иосиф Волоцкий  
Последователи Вассиан Патрикеев, Максим Грек  
Вопрос о церковной земле Церковь не должна вести хозяйственной деятельности, поэтому земля ей не нужна Церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением
Взаимоотношения с властью Невмешательство церкви в дела государства и государства в дела церкви Глава церкви выше князя (или равен ему)
Отношения к еретикам Выступали против казни еретиков Еретиков необходимо казнить

 

Монастыри

· В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет.

· Быстрому обогащению монастырей способствовали пожертвования богомольцев, князья на старости лет щедро наделяли селами, выдавали им жалованные грамоты.

· Волоцкий монастырь стал одним из богатейших землевладельцев страны, тратил большие деньги на благотворительность (кормили сотни голодающих крестьян).

· В Кирилл о-Белозерском монастыре сохранилась рукопись с житиями святых, исправленными Нилом.

 

Собор 1505 года

ü 1 сентября утвердил, что запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников. (За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь).

ü По окончании собора Иван III «восхоте у митрополита и у всех владык и монастырей села поимати и вся к своим соединити».

ü Нестяжатели поддержали князя.

ü Иосифлянское большинство собора грозило посягающим на церковные земли проклятием.

ü Иван III отступил, отказался от планов конфискации
церковных земель.

В) Миссия Леваша

Ø Чтобы отстоять свою собственность, церковь послала во дворец дьяка Леваша Коншина с «речью».

Ø Первое «послание» Леваша говорит, что церковное руководство было застигнуто врасплох и не успело как следует подготовиться к соборному обсуждению (послание было совсем кратким и исчерпывалось несколькими предложениями)

Ø Второе «послание» –– длинный «список» с подробными аргументами в защиту церковных земель.

Г) Поругание

Вместо того, чтобы сложить панегирик Ивану III составитель летописи постарался выставить героем победы над Ордой наследника престола и бросить тень на поведение монарха.

Духовник государя Вассиан превозносил доблесть Ивана Молодого и напоминал Ивану III его обещание крепко стоять против басурман. Поводом для обращения духовника послужила весть о том, что великий князь вступил в мирные переговоры с Ахмат-ханом. Содержание грамоты послужило основой для всех позднейших легенд о бегстве Ивана III с Угры.

Д) Соборное судилище

ü Иван III разрешил проведение собора «на еретиков» и «в свое место» прислал на собор бояр во главе с Иваном Юрьевичем Патрикеева

ü Соборный приговор начинался словами проклятия новгородцам-еретикам и их единомышленникам.

ü Московские еретики превратили в «московских свидетелей», чтобы не запятнать княжескую власть.

ü Суд предъявил суммарное обвинение всем новгородским и псковским еретикам без уточнения вины каждого в отдельности.

ü С Захария содрали иноческое платье и выдали еретика Нифонту; Денис лишился рассудка, заблеял козлом и умер после месячного заточения; протопопа Софийского собора Гавриила, дьяка Гридю и других новгородцев отослали к Геннадию.

ü Монахи, удалившиеся от мира во имя духовного подвига, стали вести жизнь, далекую от идеалов, они предавались стяжанию.

Ж) Стригольничество

— религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород.

Ø Вождями этой ереси были дьякон Никита и некто Карп, называемый «стригольник».

Ø Последователи этой ереси отрицались от пастырей Церкви, как от незаконных, поставленных на мзде.

Ø Осуждали архиереев и монахов за то, что они собирают себе много имения.

Ø Право учительства стригольники усвоили мирянам, а священнодействия вовсе устранили: каяться, говорили они, можно и без священника, припадая к земле.

Ø Евхаристию нужно понимать в духовном смысле, другие таинства и обряды вовсе не нужны.

v Теория «Москва –– III Рим»

ü После примирения светской власти с иосифлянством оформилась теория «Москва – III Рим».

ü Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей.

ü Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва – стоит вечно.
Четвертому Риму не бывать.

ü Москва объявлялась законным наследником Византии. Московский государь – главным защитником православия. Возвышались и государь, и церковь.

v Судебник 1497 года

В 1497 г. дьяки составили первый общерусский Судебник, в котором поместье и вотчина были упомянуты как главные категории светского землевладения.

ü Регулирование перехода крестьян от одного владельца к другому –– начало официального оформления крепостной зависимости.

ü Крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и после Юрьева дня (26 ноября), уплатив пожилое.

ü Начинает формироваться общие государственные органы управления страной –– приказы (поместный, разрядный, посольский)

ü Закрепление местничества ––порядок получения должностей в зависимости от знатности рода.

ü Управление на местах осуществляется на основе системы кормлений –– собирают налоги с населения наместники часть средств составляли у себя.

Смерть Ивана III

v 7 апреля 1503 г. умерла Софья Палеолог. Она была погребена в соборе Вознесенского монастыря в Кремле.

v С наступлением лета 1503 г. заболел — «начат изнемогать» Иван III.

v Предчувствуя близкую кончину, он решил объявить своим единственным наследником Василия.

v 7 октября 1505 г. умер Иван III.

Итоги правление Ивана III.

1. Уничтожение почти всех старых уделов.

2. Духовная грамота Ивана III возродила систему удельных княжеств в стране.

3. Он подчинил Москве Новгород Великий и Тверь, столицы крупнейших земель.

4. Иван III заботился о поддержании ямской службы и даже дал наказ об этом наследникам.

5. Называя Ивана III Великим, авторы скорее всего они имели в виду не его великие дела, а его высокий рост.

6. При Иване III Россия покончила с татарским игом и обрела государственную независимость.

7. Предприняв несколько походов, Иван III надолго подчинил Казанское ханство.

8. Он пытался утвердится в Прибалтике, но это у него не получилось.

9. Была воздвигнута мощная крепость, названная в честь князя Ивангород. Крепость стояла на реке Нарова против немецкой Нарвы.

10. При Иване III в Москве появился первый свод законов России — «Судебник» 1497 г. Составителями его были дьяки, трудившиеся под эгидой великого князя и бояр.

11. При Иване III в России народилась поместная система, что определило развитие таких учреждений, как двор и дума. Двор превратился в Государев двор, а дума — в Боярскую думу. Старое боярство постепенно уступило место служилому поместному дворянству.

12. Перестройка кремля продолжалась на протяжении всей жизни Ивана III. Кремль был не только резиденцией московского князя, но и символом нарождавшейся Российской империи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: