Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж




Пури, 07.02.2013 г.

 

Сегодня Шат-тила-экадаши. В истории о славе этого экадаши рассказывается о женщине- брахмани. Она обуздала свои чувства, каждый день поклоняясь Господу и раздавая пожертвования, хотя при этом никому не давала зерна. Благодаря благочестию, которое она заработала на Земле, она родилась на Сваргалоке. Брахмани получила прекрасный облик, место обитания, жилище и богатства, но у неё не было в доме зерна. Почему так случилось?

Однажды Кришна Сам пришёл к этой брахмани, приняв облик капалика (поклонника господа Шивы, чьё имя Капалин) чтобы попросить милостыню. Она спрашивала Кришну снова и снова: «Кто ты?!» – но Он не отвечал. Шри Кришна просто сказал ей: «Дай мне немного зерна». В ответ женщина разозлилась и бросила в него глиняным горшком.

Страдая в высшем мире от того, что не может принимать в пищу зерно, женщина взмолилась, обращаясь к Господу в храме: «Как же так получилось, у меня есть всё, но нет обычного зерна?» Господь ей ответил: «Пожалуйста, не беспокойся и вернись в свой дом. Чуть позже супруги полубогов нанесут тебе визит, из любопытства желая посмотреть на новоприбывшую, но не открывай дверь, пока они не опишут тебе славу и важность Шат-тила-экадаши». Она последовала этому совету Всевышнего, и позже, когда всё так и произошло, как предсказал Господь, она услышала от небожительниц о славе Шат-тила-экадаши. После этого женщина соблюдала экадаши так, как ей это описали жёны полубогов и, наконец, получила зерно в пищу. Так описывается слава этого экадаши в «Бхавишья-уттара Пуране».

Обычно в прославлении экадаши, которые даны людям в Пуранах, описывается, что нужно делать в этот день, но вы должны понимать, что Вьясадева написал эти истории не для преданных, а для обычных людей, у которых нет сильного желания служить Господу. Однако преданные обязаны помнить, что экадаши предназначен только для удовлетворения Всевышнего:

камино `пи хи мокшартхам курйур эвопавасанам

принанартхам харер нитйам на ту кама-вйапекшайа

«Правило таково: даже обусловленные дживы должны всегда поститься в экадаши, стремясь через пост развить дух бхакти. Во время поста им необходимо помнить о высшей цели человеческой жизни и избегать мирских желаний» («Кришнамрита-махарнава», 152).

Когда у матери болеет маленький ребёнок, ему нужно принимать лекарство, но он капризничает и не хочет этого делать. Мама кладёт на стол расагулу и говорит: «Сынок, если ты хочешь расагулу, то сначала прими лекарство. Перед тобой четыре расагулы, поэтому ты должен выпить четыре таблетки». В чём истинный смысл того, что мальчик принимает лекарство? Разве в расагулах? Истинным благом является то, что ребёнок станет здоровым. Шрути подобны этой матери, в них говорится, что следуя экадаши, можно получить множество материальных благ. Так Веды вдохновляют людей на то, чтобы они следовали постам в этот священный день.

Те, кто не понимают в чём истинное благо от экадаши-враты, будут следовать посту, желая получить обещанные временные плоды. Однако, даже соблюдая экадаши в таком умонастроении, постепенно душа будет получать агьята-бхакти-сукрити (неосознанное духовное благочестие) и очищаться. Позже к таким людям, благодаря сукрити и садху - санге, приходит понимание, что есть истинное благо, и какая сила содержится в экадаши:

на каши на гайа ганга на вени на чаг аутами

на чапи кауравам кшетрам тулйам бхупа харер динат

«Экадаши – это день, принадлежащий Шри Хари, в величии с ним не сравнятся ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни святые реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари» («Кришнамрита-махарнава», 159).

Осознавая истины об экадаши-врате, джива встаёт на путь бхакти. Для тех, кто уже на этом пути, должен быть только один мотив следовать экадаши – получить хари-бхакти. Экадаши-титхи – мать преданности (мадхава-титхи, бхакти-джанани). Преданные, находящиеся в сампрадае, должны соблюдать экадаши только с желанием получить шуддха - бхакти.

Судама Мишра стал очень беден из-за того, что не поделился с Кришной едой. Шастры говорят, что если вы берёте даже какую-то маленькую часть того, что предназначалось для служения Господу и Его преданным, вас ждёт падение. В следующем рождении, несмотря на то, что вы будете иметь рот, вы никогда не будете сыты. История с Судамой показывает нам это. Часто преданные из Пуны, Чандигарха и других городов просят меня передать пожертвования в храм Джаганнатхи или просто дают денег для служения миссии Шрилы Прабхупады. К примеру, мне дадут пятьсот рупий, из них двести я возьму для себя, а остальные использую для служения Бхагавану. Такой поступок будет считаться большим оскорблением. Я никогда так не делал. Если нам дают что-то для служения гуру, Кришне и вайшнавам, то наша обязанность всё использовать для них, иначе мы получим греховные реакции.

Если мы что-то предлагаем Всевышнему, то в ответ получим нечто очень ценное, о чём даже помышлять не можем. Драупади, увидев порезанный палец Кришны, оторвала кусочек своего сари, чтобы забинтовать рану. Это был день её явления, поэтому она одела абсолютно новые одежды. Субхадра тоже была там и, увидев пораненный палец Кришны, побежала за бинтом. Драупади знала, что рвать новое сари в день рождения, согласно карма-канде, считается плохой приметой, но она не думала о собственном благе. Кришна пытался остановить её: «Не нужно делать этого, Субхадра сейчас принесёт все необходимое». Но всё же Драупади разорвала сари и перевязала Кришне палец. И когда Духшасана пытался раздеть Драупади, Кришна Сам превратился в бесконечное сари. Так выразилась Его благодарность за то, что она пожертвовала Ему маленький кусочек своей одежды.

Родители Шрилы Рагхунатхи даса Госвами совершали все виды благочестивых действий: давали пожертвования брахманам и вайшнавам, организовывали программы с хари-катхой, приглашали Шрилу Харидаса Тхакура. Все эти действия выполняют преданные, но всё же Шри Чайтанья Махапрабху не считал их таковыми. В разговоре со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами Он сказал: «Твои родители вайшнава-прая, они только внешне выглядят как вайшнавы».

Мы часто думаем: если человек служит преданным, поёт киртан, организовывает хари-катху в своём доме, то он вайшнав. Родители Шри Рагхунатхи делали всё это, они поддерживали своими деньгами огромное количество верующих людей в своём регионе. Об этом рассказывает Шрила Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 16.219-221). Однако в своём сердце родители Шри Рагхунатхи не имели желания обрести преданность, они совершали все эти благочестивые действия для того, чтобы сохранить и приумножить своё богатство. Даже если человек внешне выглядит как вайшнав, но в своём сердце не желает обрести служение Господу, то его нельзя считать таковым. Шрила Бхактивинода Тхакур писал о таких в «Баул-сангит» (6.1-2):

эо то’эка калир чела
матха неда капни пара, тилак наке, галаи мала

декхте ваишнавер мата, асало шакта каджер бела
сахаджа-бхаджан корчхена маму,

«Вот ещё один последователь Кали- юги! Он бреет голову, нос его украшает тилака, а шею – чётки из туласи. Внешне он выглядит как вайшнав, но ведёт себя как шакта – тот, кто поклоняется принципу материальной энергии с целью наслаждаться ею. Он совершает сахаджа-бхаджан (так называемое естественное поклонение), но делает это, представляясь «дядей» детям других людей, а затем вступает в тайную связь с их дочерьми ».

В соответствии с карма-кандой – что посеете, то и пожнёте, но в бхакти-раджа (царстве бхакти) всё по-другому. Совершая служение, вы можете мыть полы, стирать одежду вайшнава, подносить воду Туласи, но это не значит, что результатом этих действий будет то, что вам помоют пол, постирают одежду и дадут воду. В карма-радже (царстве кармы) если вы посеете манго, то вырастет только манговое дерево и ничто другое. В бхакти-радже, что бы вы ни делали для служения преданным и Бхагавану, вы можете получить любой плод, который пожелаете. Вам не нужно совершать никаких других действий, служение Господу может дать всё желаемое.

Как-то у одного гуру был непутевый ученик по имени Рамадас. Он не следовал своему учителю, несмотря на то, что оставался рядом с ним. В действительности, гуру даже не считал Рамадаса своим учеником, поэтому не воспитывал его. Гуру следовал экадаши, но он никогда не говорил Рамадасу следовать за ним. Учитель видел, что тот вообще не готов что-то слышать и воспринимать. Однажды этот ученик увидел, что его гурудев в экадаши принимает только фрукты и молочные продукты. Он подумал, что тоже хочет следовать экадаши. Он подошёл к своему гуру и сказал ему об этом. Когда гурудев услышал, то был очень рад решению ученика. Таков результат нахождения с садху. Если у человека есть хоть немного разума, то постепенно он начнёт чему-то следовать. Перед следующим Пандава-экадаши, учитель предупредил ученика: «Завтра у нас полный пост, мы не будем принимать даже воду». Рамадас попостился, а на следующий день, в двадаши всех ждал роскошный прасад. Ученик вместе со всеми принял прасад, а затем подошёл к своему Гурудеву и сказал: «О Гурудев, теперь я понял славу экадаши: то, чего я желал вчера, сбылось – сегодня был замечательный прасад, теперь я понимаю могущество экадаши-враты ». Учитель ответил: «Нет, это не плод экадаши. Результатом экадаши является хари-бхакти, и оно более сладостно, чем все эти расагулы ». Однако в тот момент, ученик не мог понять этого.

Как-то раз они отправились в путешествие. Учитель взял три роти и попросил Рамадаса сохранить их, объяснив, что они примут их после того как совершат омовение и прочитают гаятри-мантры. Однако Рамадас не мог удержаться, он думал: «Гурудев в любом случае даст мне одну из этих трёх роти, почему бы мне не съесть её прямо сейчас». После того как гуру выполнил свои духовные обязанности, он подошёл к Рамадасу, и тот отдал ему две роти.

– А где третья роти? – спросил учитель.

– Я не знаю – ответил нерадивый ученик.

Продолжая свой путь, они нашли золотую монету. Гуру велел своему ученику разделить её на три части и одну часть оставить у Ганги для человека, который съел роти. Ученик не хотел выбрасывать золото и спросил: «Почему вы велели это сделать?» Учитель ответил, что теперь они будут делить всё на три части. Рамадас не хотел выбрасывать золото, но также он не хотел и признаваться в том, что съел роти, поэтому был вынужден оставить треть золотой монеты на берегу Ганги.

Затем учитель сказал: «У нас осталось две части золотой монеты, одну забирай ты, а одну я оставлю себе». Ученик был рад уже положить золото себе в карман, но вдруг оно исчезло с помощью мистической силы его гурудева. Тогда учитель сказал: «Что же теперь делать? Одну часть золота мы оставили для того, кто съел роти, вторая часть внезапно исчезла, тогда третью я тоже выброшу, чтобы тебе не было обидно».

Они продолжили свой путь. По дороге Рамадас нашёл драгоценный камень, но не сказал ничего Гурудеву, так как боялся, что тот снова прикажет всё разделить на три части. Наступила ночь. Ученик пожаловался гуру, что у него на сердце беспокойство и страх, на это учитель ответил: «Не нужно ни о чём волноваться, но если у тебя есть что-то ценное, то просто выброси это». Однако Рамадас ответил, что у него ничего нет. На следующий день он снова почувствовал беспокойство. Гуру вновь посоветовал избавиться от всего ненужного, но Рамадас был не готов принять указание своего учителя. Они продолжали свой путь, как вдруг на них напали разбойники. Бандиты, угрожая расправой, приказали отдать всё, что у них было. Испугавшись, Рамадас отдал этот драгоценный камень. После этого он почувствовал себя необычайно спокойно и удовлетворённо. Наконец он осознал, что его учитель всё это время был прав и заботился лишь о его благе.

Если удача улыбнётся нам, то по милости Гуру и вайшнавов мы поймём, что материальные вещи приносят нам только страх и беспокойства, а избавившись от привязанностей к ним, мы обретём спокойствие. Гуру всегда заботится лишь о нашем духовном благе:

чакшу-дана дила джеи, джанме джанме прабху сеи,

дивйа-джнана хриде прокашито

према-бхакти джаха хойте, авидйа винаша джате,

веде гайа джахара чарито

«Он дарует духовное видение и озаряет сердце светом божественного знания. Он единственный господин из жизни в жизнь. От него исходит божественная любовь, према-бхакти, уничтожающая невежество. Все ведические писания прославляют его возвышенные качества» («Шри Гуру чарана падма», 3).

Кто хочет перестать страдать и бояться, тот оставит всё материальное подобно испражнениям и вручит своё сердце сад-гуру. Никто не носит свои испражнения с собой, вы их просто оставляете и спокойно покидаете отхожее место. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: бхайам двитийабхинивешатах сйат (11.2.37) – «Тот, кто сосредоточен на чём-то, помимо лотосных стоп Господа и Его преданных, всегда чувствует страх». Люди, которые соблюдают экадаши ради того, чтобы получить какие-то материальные плоды, сами себя погружают во тьму страха. Господь – Абхай Чаранаравинда*, поэтому молитесь только о том, чтобы принять полное прибежище у Его лотосных стоп.

…………………………………..

* Абхай – не имеющий страха. Чаранаравинда – тот, у кого стопы (чарана) подобны лотосам (аравинда).

 

Перевод: Манохари д.д.

Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.

 

Экадаши-врата

Ари Мардан дас

Часть 1

Экадаши-врата очень и очень могущественна, слава о ней простирается по всей материальной вселенной.

атра вратасйа нитйатвад авашйам тад самачарет

сарва-папапахам сарвартхадам шри-кришна-тошанам

«Пост в экадаши – вечная деятельность джив. Он дарует все блага и уничтожает грехи. Соблюдай экадаши - врату с ништхой и преданностью Шри Кришне, поскольку это соблюдение удовлетворяет Его» («Хари-бхакти-виласа», 12.3).

Даже великие полубоги и риши почитают экадаши-врату, слушают о ней от великих мудрецов и вдохновляются на пост. Шакти (энергия) экадаши не ограничена одной планетой или даже временной вселенной, в которой мы живём. Поскольку Экадаши Дэви имеет высшую природу, она не ограничена ничем:

йа са вишнумайи шактир ананта вйапйа йа стхита

са тена титхи-рупена драштавйаикадаши сати

«Безграничная шакти Бхагавана, способная пронизывать всю вселенную, чиста, верна Всевышнему и целомудренна. Она явлена, как экадаши ».

По этой причине экадаши-врате следуют не только в вайшнавской культуре или в Гаудия Матхе. Экадаши чтут все арьи, почитатели и поклонники Вед. Это можно понять из Пуран, где подробно описывается благо, которое получают от этого удивительного поста даже небожители райских планет. Экадаши Дэви – олицетворение экадаши, проникает своей силой во все существующие миры. О ней знают даже на Голоке. Мир вечности знает про этот особый день, атха шримад-экадаши-вратасйа нитйатвам.

Даруя способности и могущество одиннадцатому дню новой и полной луны, Господь дал дживам ещё один великий шанс на освобождение от грехов, чтобы, в конечном счёте, они смогли достичь своего изначального положения, описанного Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами: дживера `сварупа` хайа – кришнера нитйа-даса («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108). Кришна дал людям шастры, послал гуру, садху, явил арча - виграху, даровал маха - прасад, хари - наму и доступ в священные дхамы. Он послал столько вайшнавов в материальный мир! Кроме них к преданным и Вишну присоединилась Экадаши Дэви. Она – проявление сварупа-шакти Бхагавана, ищущего любую возможность отправить тататстха - джив в духовную обитель. Всё это говорит о бескрайнем сострадании Парамешвары к обусловленным душам. Пренебречь Его милосердием нельзя, это грех. Шрила Санатана Госвами пишет:

тач ча кришна принанатвад видхи-праптатватас татха

бходжанасйа нишадхач чакаране пратйавайатах

«Служа чувствам Шри Кришначандры, следует строго следовать правилам экадаши. Так утвердили шастры. Не соблюдающий экадаши-врату – грешник» («Хари-бхакти-виласа», 12.4).

В «Матсья Пуране» сказано:

экадашйам нирахаро йо бхункте двадаши-дине

шукла ва йади ва кришна тад вратам ваишнавам махат

«Бхакты Бхагавана соблюдают экадаши-врату как во время нарастающей, так и убывающей луны. Они не едят в пост и прерывают его в утренние часы в двадаши ».

«Нарада-смрити» учит:

нитйам шакти-самайуктаир нараир вишну-паранайаих

пакше пакше ту картавйам экадашйам упошанам

«Каждый бхакта Вишну обязан следовать экадаши-врате во время нарастающей и убывающей луны».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.65 пишет: «Если люди, способные практиковать бхакти, будут пренебрегать необходимыми ангами,такими как соблюдение экадаши или празднование Джанмаштами, это будет серьёзной ошибкой».

Соблюдая пост в экадаши, можно обретать всё больше и больше бхакти-сукрити. Для каништха-адхикари это очень важное накопление. Без него он всегда будет слабым и не способным к служению Бхагавану. Обретая нитья - сукрити, у человека на начальном этапе духовной жизни будет формироваться вера в шастры и садху, столь необходимая, чтобы вступить на самый из великих путей – путь шуддха - бхакти. Шуддха-бхакти, как правило, достижимо только через предварительное накопление бхакти-сукрити.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-таттва-вивеке» говорит: «В священных писаниях приводится много примеров бхакти-уддипака, васту-шакти, джанита, бхакти-абхасы. Деревце Туласи, маха-прасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие как Экадаши, Божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов и т.п. – всё это может служить бхакти-уддипакой, то есть стимулом к бхакти ». Контакт с перечисленным является для баддха-дживы своего рода садху-сангой. Результат любой формы садху-санги – обретение кришна-сева васаны, устремления быть полезным для вайшнавов, гуру и Кришны.

Даже если джива неосознанно будет следовать Экадаши, всё равно она будет продвигаться вперёд, совершая бхакти-абхасу. Подобная идея приходит к нам из «Таттва-сагары»:

прасангад атхава дамбхал лобхад ва тридашадхипа

экадашйам маннах критва сарва-духкхад вимучйате

«Если баддха-джива случайно, из гордости или даже скупости соблюдает экадаши-врату, она, несомненно, освободится от всех страданий благодаря шакти экадаши ».

«Хари-бхакти-виласа», 12.126 вторит:

аннабхаве йада випра экадашйам упошита

упаваса-пхалам тена самаграм сомавапйате

«Даже если нищий человек не употребляет пищи в экадаши, потому что у него попросту нечего поесть, он всё же получает благо от воздержания».

Ачарьи Гаудия-сампрадаи вдаются в подробности. В «Шри Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что совершение экадаши - враты даже без веры дарует живому существу бхакти-пошака-сукрити. Такое сукрити, накопленное за многие жизни, в определённый момент подводит человека к гьята-мриду-шраддхе – осознанной вере в Бога, проявляющей себя на первой из девяти ступеней бхакти(1). Придя в жизнь преданного, такая вера позже преисполнится стремлением к садху-санге. Осознанная садху-санга, в свою очередь, спасёт жизнь. Поэтому необходимо чтить экадаши-врату как учат не только ачарьи, но и писания, на которые они опираются. «Агни Пурана» содержит призыв:

упошйакадаши раджан йавад-айух-правриттибих

пуродашо апи вамору сампрапте хари-васаре

«Если жив – должен соблюдать экадаши-врату

Люди привыкли думать, что активные усилия приводят к результатам. Они говорят: «Под лежачий камушек вода не течёт». Хотя это так, существует и иные формы обретений благ. В экадаши не рекомендуют совершать карму, усилия, направленные на удовлетворение ума и тела. Постящийся прагматик может подумать, что воздерживаясь от пищи или материальной деятельности, он лишь теряет время и, ограниченный правилами враты, не сможет обрести что-либо бездействуя. Очевидно, он ошибается. Даже так называемое бездействие во время экадаши может наполнить дарами, которые корыстному трудяге трудно представить:

самайасйа маха-рогад духкхинам сарва-дехинам

экадашй-упавасо айам нирмитам парамаушадхам

«Всевышний наставил всех следовать экадаши-врате, чтобы даровать мир в сердце и во вне. Пост также даст избавление от самых ужасных болезней» («Таттва-сагара»).

Мудрец Васиштха в «Нарада Пуране» объявляет: сукалатра-прада хй эша шарирарогйа-дайини – «Принимающий пост в экадаши обретёт достойную жену и освободится от ста болезней».

Но стоит ли очаровываться преходящим тем людям, которые устремлены к духовному? Для тех, кто стремится к непреходящим плодам жизни, эти блага ничтожны, эфемерны, а потому не имеют реальной ценности. Известно, что с приходом смерти и других негативных факторов материального существования, мы потеряем всё и всех. Потерпев фиаско, человек не сможет должным образом оценить роль экадаши для себя. Поэтому, ищущий высших даров, будет ориентироваться на другие шлоки шастр. В «Нарада Пуране», дарованной Вьясой для саттвата-джив, говорится:

экадашим прапанна йе нара нара-вароттама

те адвандва-бахаво бхутва нагари-крита-кетанах

срагвинах пита-вастра хи прайанти хари-мандирам

«Тот, кто соблюдет пост в экадаши, обретёт форму как у Вишну, с четырьмя руками. Подобно вишнудуту, он будет одарён гирляндой и золотистыми одеяниями. Он несомненно вознесётся в обитель Бхагавана на летающем вимане, украшенном флагом с изображением Гаруды».

Обретение тела, как у Нараяны, в шастрах известно, как сарупья-мукти. Достижение локи (планеты) Бхагавана с последующей вечной жизнью на ней, определено как салокья - мукти. Хотя это обещание уже впечатляет, тем не менее, Гаудия-вайшнавы не ищут ни сарупья-мукти, ни салокья-мукти. Им вообще чужды любые желания, исходящие из сердца, если они не согласованы с планами Парамешвары. Они не принимают мукти, если его виды могут как-то ослабить дух чистой преданности. Навредить духу, которому учил Шриман Махапрабху. Капила Бхагаван учит:

салокйа-саршти-самипйа­ сарупйаикатвам апй ута

дийаманам на грихнанти вина мат-севанам джанах

«Моя дорогая мать! Даже если Моим чистым преданным предложить любой из пяти видов освобождения (салокья, саршти, сарупья, самипья и экатва), они никогда не примут его, ибо целиком посвятили себя трансцендентному любовному служению Мне» («Бхагаватам», 3.29.13).

В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.55-57) мы находим подробности. Шрила Рупа Госвами говорит:

атра тйаджйатайаивокта муктих панча-видхапи чет

салокйадис татхапй атра бхактйа нати вирудхйате

сукхаишварйоттара сейам према-севоттаретй апи

салокйадир двидха татра надйа севаджушам мата

кинту премаика-мадхурйа­ джуша экантино харау

наиванги курвате джату муктим панча-видхам апи

«Хотя преданные не принимают ни одного из пяти упомянутых выше видов освобождения, четыре из них (салокья, самипья, сарупья и саршти) не вступают в явное противоречие с принципами бхакти. В зависимости от адхикары преданного эти четыре типа мукти принимают две формы: сва-сукха-айшварья-прада-накари (освобождение, дарующее духовное счастье и богатство) и према-сева-праданакари (освобождение, дарующее трансцендентное любовное служение Бхагавану). Обретя один из этих четырех видов освобождения, душа попадает на планеты Вайкунтхи и получает право наслаждаться неземным счастьем и прочими благами духовного мира. Преданные слуги Господа ни при каких обстоятельствах не соглашаются на такое освобождение. Преми-бхакты, или преданные, исполненные чистой любви к Бхагавану, вообще не признают ни один из пяти видов мукти ».

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-таттва вивеке» заключает: «Чистые преданные свободны даже от тени стремления к освобождению. Это относится к аньябхилашита-шунья (определению уттама - бхакти), что значит быть свободным от всех желаний, помимо желания доставлять удовольствие Кришне».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, божественный сын Шрилы Бхактивиноды, усиливает это настроение сильными словами: «Вайшнавы полностью предавшиеся Господу души, поэтому вся их деятельность предназначена для Его удовлетворения. Вайшнавы никому не завидуют, они реалисты, поскольку восстановили свои отношения с Господом. Они не стремятся иметь влияние в мире или подчинять себе других; они не жаждут славы, приобретаемой жертвоприношениями, медитацией, пением мантр, подвижничеством, похоронными обрядами, поклонением предкам, паломничествами или принесением в жертву Дурге животных; у них нет желания достичь райских планет. Более того, они не желают даже насладиться освобождением от оков рождения и смерти. Если у них есть возможность служить Господу, они не будут возражать против того, чтобы рождаться миллионы раз или даже жить в аду. Именно об этом их единственная молитва. Доставлять радость Господу – цель их жизни» («Брахман и вайшнав», «Вайшнава-вамша»).

Вот это и есть настроение, к которому нужно стремиться садхакам, его следует поддерживать во время экадаши. Что говорить об этом священном дне! Это настроение актуально на каждый день при любых усилиях. Только тогда, мы сможем говорить о себе, как о последователях Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-Сарасват-сампрадаи. Соблюдая экадаши-врату, следует помнить о тех, по чьим стопам мы движемся к высшей цели, и не поддаваться соблазнам, исходящим из вед.

Экадаши Дэви – олицетворение экадаши, очень милостивая богиня. Она может даровать всё желаемое. Шакти (Радхарани) по своей свабхаве всегда милостивее Шактимана (Кришны). Такова женская природа, берущая своё начало в причинном мире. Именно поэтому, согласно раса-вичару, поклонение Шакти признано святыми более прагматичным, а потому приоритетным, чем поклонение Шактиману. Даже Сам Шактиман согласен с этим. Гаудии понимают это и поэтому являются совершенными шактами, пытаясь искать прежде всего Её милость. По этой причине, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху чтут экадаши, как спасительницу, дарующую доступ к служению Кришне.

Если следовать правилам экадаши ради материальных благ, всё рано или поздно будет обретено. Если следовать ради духовных обретений, то и они несомненно придут. Таков опыт прошлых поколений. Мы не можем им пренебречь, поскольку вручили себя святым прошлого, приняв их опыт за основу для своей практики.

В Гаудия-сампрадае соблюдение поста в день экадаши является почти таким же элементом бхакти, как шравана, смарана и киртана. Шрила Рупа Госвами упоминает об этом в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.76, описывая разновидности преданного служения:

вйавахарешу сарвешу йавад-артханувартита
хари-васара-саммано дхатрй-ашваттхади-гауравам

«Следует принимать только то, что поддерживает тело в здравии; соблюдать пост в экадаши; почитать амалаки, дерево ашваттха и т.п.».

Пост в экадаши нужно стараться соблюдать, принимая прежде всего главные рекомендации традиции уттама-бхакти. Без них наше бхакти никогда не станет чистым, каким бы видом преданного служения мы не занимались. Они выражены в шлоке: анйабхилашита шунйам гйана кармадй анавритам («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). Следует практиковать без желания чувственных наслаждений, корыстной эксплуатации плодов кармы, и без желания освобождения, которое пропитано эгоизмом даже у тех, кто не поддаётся влиянию гун материальной природы. Свобода от бхукти и мукти определит чистоту действия.

Главное в вышеупомянутой парибхаса-сутре «Бхакти-расамрита-синдху» – следовать высшему интересу Кришны. При соблюдении экадаши - враты необходимо исполнять не свои желания, а Бхагавана, которые всегда направлены на Его и наше истинное благо. Есть необходимость всегда действовать через кришна - анукул, благорасположенность к Ишта-девате Враджи. Обретаемое в связи с подобной практикой сукрити нельзя разрушить временем или даже апарадхами(2). Так мы достигнем более качественной адхикары (квалификации) для севы и сможем служить сущностью души, сварупой.

Помня о важности развития вишеш-сварупы, индивидуальной духовной позиции, с которой наше служение будет принято Богом безоговорочно и с большой радостью, нужно культивировать её также через экадаши - врату. Нет первостепенной необходимости стремиться служить Богу, лишь откинув в сторону всевозможные виды бхоги (мирских наслаждений) и мукти, следует позаботиться о том, как наше служение сможет быть более сладостным. Это становится возможным, когда мы приближаемся к сварупа - сиддхи, стадии, когда сева совершается уже не телом и умом, а сварупой. Служение бхавами, упомянутыми Шрилой Рупой Госвами при описании раса-самагри (3), даёт полный доступ в духовное измерение истинного служения. Поэтому такое служение для большинства – идеал, к которому следует стремиться. Он описан на примере гопи.

Разве можно быть более дорогим Шри Кришне, чем гопи? Разве есть какое-то служение во всех трёх мирах, которое бы превосходило по качеству служение девушек Вриндавана? Нет. Такого в шастрах не описано. Мадхурья-раса превосходит все расы. Шрила Рупа Госвами ясно говорит об этом в «Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.115:

мукхйас ту панчадха шантах притах прейамс ча ватсалах

мадхурас чету ами джнейа йатха-пурвам ануттамах

«Существует пять основных вида бхакти-расы: шанта (нейтральное настроение), дасья (настроение слуги), сакхья (дружеское настроение), ватсалья (родительское настроение) и мадхурья (настроение супружества). Каждый последующий вид интенсивнее предыдущего».

Мадхурья - сева превосходит все виды севы. И поскольку Гаудии следуют по стопам гопи Враджи, они размышляют о том, как достичь этого настроения, через любые усилия, которые они совершают. Вот почему в линии Гаудий экадаши-врата направлена на развитие экадаши-бхавы гопи(4). Нет ничего слаще для Господа, чем вкушать мадхурья-севу Его возлюбленных подруг. Поэтому, совершая экадаши - врату, необходимо следовать по стопам таких нитья-севаков, как Шрила Нароттама дас Тхакур. Все его обеты и посты были посвящены Шриле Рупе Госвами, пребывающим в нитья-лиле в образе Шри Рупы Манджари, главной, среди манджари. В «Прартхане» (Лаласа, 16.4) Нароттама дас Тхакур пишет:

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,

сеи мора дхарама карама

«Лотосные стопы Шри Рупы Манджари (Шрилы Рупы Госвами) – цель моих обетов, постов и подвижничества, цель харинама-джапы и всей моей духовной практики. Всё это я делаю лишь для того, чтобы доставить удовольствие Шри Рупе Манджари».

Не удовлетворив Шрилу Рупу Госвами, невозможно войти в его гану, группу служения Шри Радхике. Таковы особенности настроения Гаудий во время постов и, в частности, экадаши - враты. Следует учитывать цель и настроение гуру - варги, семьи нашего духовного учителя. Без этого пост будет не полным.

Нужно также помнить при всяком усердии о цели бхакти - садханы, – бхаве, любви к Кришне, которая раскрывается параллельно процессу, известному как сварупа - сиддхи. Без раскрытия своего изначального духовного потенциала, невозможно быть по настоящему дорогим Господу, шри-кришна-каршини ча са («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17). Практикуя чистое бхакти, все вайшнавы молятся об обретении сварупы. Без стремления к садхье, цели, усилия не могут быть обозначены как садхана. Данное личное желание не противоречит васане (желанию) Всевышнего и сопрягается с ним, поскольку суть дживера-сварупыпрема - бхакти. Имея прему (любовь), даже не соблюдая экадаши - врату, будешь принят Господом, как самый дорогой слуга. Нет ничего ценнее премы. Это парамартха, высшее достижение.

По этой причине каништха - адхикари способен будет лишь отчасти удовлетворить Бога своими постами. Ведь его практика изобилует неточностями, нестабильностью, неполнотой и анартхами. Мадхьяма-адхикари совершает пост всегда в стремлении к гопи-преме, регулярно, без анартх, апарадх и с самбандха - гьяной. Премика-бхакта (уттама - адхикари) идеально следует экадаши-врате, поскольку он служит своей сварупой Бхагавану, расой, всеми фибрами души. И хотя ему нет смысла очищаться через пост, он совершает его, чтобы показать пример другим и удовлетворить Господа Хари.

Даже если человек является каништха-адхикари, ему не нужно думать о временных обретениях, приносимых воздержанием. Следует избавиться от всего наносного, сарвападхи винирмуктам («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.170). Маски лицемерия исчезнут, когда разрушится влияние на душу линга - шариры (тонкого тела) и стхула - шариры (физического тела). Практикуя вне упадх (ложного самоотождествления), экадаши-врата будет чистой.

В «Бхавишья-уттара Пуране», «Брахманда Пуране», «Бхавишья Пуране», «Сканда Пуране», «Вараха Пуране», «Брахма-вайварта Пуране», «Курма Пуране» и других(5) подобных им шастрах практикующим посты в экадаши часто обещаются очень большие материальные результаты и достижения. Однако, идущим по пути бхакти-йоги не следует обольщаться подобными обещаниями, даже не смотря на то, что они исходят от Самого Бхагавана, так как соблазняясь ими и пытаясь их реализовать, мы будем вновь ввергнуты в круговорот рождения и смерти – самсару. Шуддха-бхакты не ищут обещанное корыстолюбивым карми. Почему? Потому что встречающие самсару будут автоматически прикованы к рождению, старости, болезням и смерти. Находясь в невыгодных условиях, будучи придавленным законами брахманды (вселенной), трудно служить Бхагавану, а значит совершать севу качественно. Кришна же предпочитает именно качество, а не отсутствие такового в бесконечных усилиях служить Ему. Пребывая в тисках маха - майи, джива должна стремиться избавиться от них, чтобы её служение было максимально качественным. Процесс анартха - нивритти будет являться основой мукти ради шуддха - бхакти. Бог – перфекционист. Садху знают это и именно поэтому толкают нас к улучшению качества бхакти.

………………………

1) Девять ступеней таковы: 1) комала - шраддха, 2) садху - санга, 3) бхаджана - крия, 4) анартха - нивритти, 5) ништха, 6) ручи, 7) асакти, 8) бхава, 9) према.

2) Лекция «Можем ли мы потерять бхакти-сукрити »: https://sampradaya.ru/current/audio/83



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: