Тест к теме «Загрязнение»




Тема 2.3. Загрязнение – экологический вид антропогенного воздействия на природную среду.

Вид занятия: лекция.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Цель занятия:

- формирование понятий «загрязнение», «загрязнитель»; их классификация;

познакомиться с основными источниками антропогенного загрязнения;

- воспитание экологического мировоззрения в плане сокращения непредна-

меренного воздействия человека на природу;

- предвидеть перспективу во взаимоотношениях человека с окружающей

природной средой.

 

Ресурс учебного занятия:

1. Клочкова Е.А., Экологические основы природопользования. М., Маш-

рут, 2016.

2. Зубрев Н.И., Шарпова Н.А., Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. М.; УМК МПС России, 1999.

3. Таблица 1. «Виды загрязнений».

4. Таблица 2. «Главные загрязнители ХХ века».

 

План занятия.

1. Раскрыть понятие «загрязнение». Виды загрязнений.

2. Раскрыть понятие «загрязнитель». Классификация загрязнителей.

3. Источники антропогенного загрязнения.

4. Практическая работа «Влияние на окружающую среду строительства и эксплуатации железных дорог».

 

Порядок выполнения задания.

1. Прочитать текст.

2. Составить краткий конспект по плану занятия.

3. Закрепление материала – выполнение теста.

 

Вопрос.

Ежегодно в окружающую среду выбрасывается огромное количество отходов цивилизации. Загрязнены все среды обитания и даже земная орбита несёт мил-лионы тонн отработанной техники.

Дампинг.

 

Загрязнение – это процесс внесения в экологическую систему новых, не свойственных ей физических, химических и биологических компонентов или увеличение их концентрации сверх естественного многолетнего уровня.

Загрязнение приводит к качественному истощению природной среды – ухудшает качество воды, воздуха, почвы, причиняет вред всему живому.

 

Виды загрязнений.

Ингредиентное – вызывается материальнымизагрязнителями (минеральными и органическими веществами в различных агрегатных состояниях), которые количественно чуждых естественной среде, меняют её химический состав.

 

Параметрическое – вызывается энергетическими загрязнителями, которые изме-няют качество природной среды, её физические параметры (шум, теплота, вибра-ция, радиация, электромагнитные излучения).

 

Биоценотическое – вызывается живыми организмами, которые попадая в новые условия изменяют состав и структуру естественных популяций живых организ-мов.

 

Стациально-деструкционное – вызывается деятельностью человека в процессе природопользования и связано с разрушением природных систем.

 

Информационное – это воздействие на психоэмоциональное состояние человека, дистанционное бесконтактное управление интеллектом с помощью различных средств:

1 - технотропное - психотроника,

2 – биотропное – воздействие на генетический аппарат,

3 – психотропное – воздействие на биофизические функции,

4 – «учёные» создают технологии массового духовного поражения и вырожде-

ния людей – биоинформационные технологии.

Основные источники:

- СМИ (ТВ, газеты, журналы, интернет-сайты, низкопробная книжная продукция

- виды индивидуального и коллективного пропагандистского и «миссионерско-

го» воздействия (секты, экстрасенсы, «зомбирование» человека).

 

Вопрос.

Загрязнителем является вещество, фактор или организм, приводящие к изменениям в окружающей среды с негативными последствиями.

ООН дано следующее: «Загрязнителем считается вещество, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащем количестве, в ненадлежащее время».

 

Список 10 главных загрязнителей биосферы.

СО2 – 200 млн. т/год выбрасывается в атмосферу → причина «парник. эффекта»;

СО -

SO2 – 150 млн.т/год поступает в атмосферу → вызывает «кислотные дожди»;

Оксиды азота – 1,2 млрд.т/год поступает в атмосферу, разрушают озоновый слой.

Фосфаты

Ртуть

Свинец

Нефть – 1 т загрязняет ≈ 12 км2 водной поверхности, 1 л лишает О2 40 тыс. л воды.

Пестициды

Радиация

Кроме того, этот список можно дополнить следующими веществами:

более 50 млн. т углеводородов и их галогенпроизводных,

120 млн. т золы и 2.5 млрд. т пылей, которые снижают освещённость Земли на 10%.

В нашей стране существует Государственный кадастр отходов и включает:

· Банк данных об отходах, о технологии их использования и обезвреживания;

· Федеральный классификационный каталог отходов;

· Государственный реестр объектов размещения отходов.

Стр. 162-164.

Федеральный классификационный каталог содержит перечень всех загрязняющих веществ, систематизированных по совокупности приоритетных признаков.

1. Классификация способу образования:

· отходы производства - остатки сырья, материалов; некондиционная продукция, невостребованная часть добытых полезных ископаемых; продукты, улавливаемые в процессе очистки технологических газов и сточных вод;

· отходы потребления – изделия, отработавшие свой ресурс или утратив-шие свои потребительские свойства (бытовая техника, мебель, строи-тельные материалы, стекло, резины, ткани, кожа), тара, испорченные продукты, коммунально-бытовые отходы.

2.Классификация по фазовому (агрегатному) состоянию:

- жидкие – нефть, ртуть, бензол, растворы (кислоты, соли, щёлочи), ядохимикаты,

моющие и обезжиривающие растворы, бытовые стоки и т.д.;

- газообразные – HF, HCl, NH3, NхOу, CO2, CO, SO2, H2 S, фреон и пр.;
- твёрдые – металлы, пластмассы, древесина, стекло, шлаки, резина, ткани, кожа,

бумажная упаковка;

- пастообразные – это густая и вязкая масса с отдельными включениями твёрдых

механических примесей, сгустков тяжёлых масел и консистентных масел (неф-

тесодержащие шламы очистных сооружений).

3.Классификация по степени воздействия (по экологической опасности):

I класс – чрезвычайнотоксичные;

II класс – высокотоксичные;

III класс – токсичные;

IV класс – умереннотоксичные;

V класс – низкотоксичные.

4.Классификация по происхождению:

· материальные (химические) - органические и минеральные соединения в

различном агрегатном состоянии, которые изменяют состав окруж. среды;

· энергетические (физические) – теплота, свет, шум, вибрация, радиация и др., которые изменяют свойства окр. среды;

· биологические – живые организмы (простейшие, бактерии, вирусы и крупные животные), которые являются возбудителями болезней или переносчиками и вызывать эпидемии и пандемии.

5.Классификация по месту поступления:

· атмосферные – газы, аэрозоли, пыли, теплота;

· почвенные – более 10 тысяч загрязнителей;

· водные – около 2,5 тысяч растворимых и нерастворимых вещ-в, теплота.

 

Опасные отходы те, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, или вещества, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

 

3 вопрос.

Окружающая среда загрязняется из 2-х источников:

1 – природный (естественный) – извержение вулканов, пыльные бури, лесные по-

жары, самовозгорание торфа, выдувание почв, разложение органич. веществ;

2 – антропогенный (искусственный) – это промышленные предприятия по отрас-

лям (теплоэнергетика – 27%; чёрная и цветная металлургия – 24%; сельское хо-

зяйство – 18%; нефтедобыча и нефтепереработка, транспорт, стройиндустрия,

химическая, лёгкая, пищевая, микробиологическая, лесная и деревообрабаты-

вающая, целлюлозобумажная, коммунально-бытовое хозяйство.

 

Дайджест-приложение.

Ответить на вопрос: что такое фотохимический смог?

 

 

Тест к теме «Загрязнение»

 

1. Борьба за чистоту окружающей среды – это:

А – внедрение очистных сооружений;

Б – закрытие вредных производств;

В – борьба с источниками загрязнения окружающей среды;

Г – озеленение промышленных объектов.

2. К какому виду загрязнения относится сельскохозяйственное производство:

А – ингредиентное;

Б – параметрическое;

В – биоценотическое;

Г- стациально-деструкционное.

3. Какой вид загрязнения воздействует на качество окружающей среды:

А – ингредиентное;

Б – параметрическое;

В – биоцентическое;

Г – стациально-деструкционное.

4. Первоначально проблема загрязнения атмосферы рассматривалась на примере:

А – лондонского «смога»;

Б – московского тумана;

В – пыльных бурь;

Г – задымления от пожаров.

5. Основными стационарными источниками загрязнения являются:

А – медицинские учреждения;

Б – локомотивные депо;

В – автомобильный транспорт;

Г – сельскохозяйственные земли.

6. Железнодорожный транспорт не является источником загрязнения:

А – информационного;

Б – биоценотического;

В – параметрического;

Г – химического.

7. Какое вещество не входит в перечень основных загрязнителей биосферы:

А – ртуть;

Б – свинец;

В – каменный уголь;

Г – нефть.

8. Потерявшие свою полезность предметы и вещества называются отходами:

А – минеральными;

Б – естественными;

В – производственными;

Г – бытовыми.

9. Самым экологичным видом транспорта в городской среде является:

А – трамвай;

Б – троллейбус;

В – автобус;

Г – такси.

10. В состав фотохимического смога как основного загрязнителя мегаполисов входят:

А – выхлопные газы и пыль;

Б – дым и туман;

В – пыль, туман и выхлопные газы;

Г – выхлопные газы и солнечный свет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: