СРС. Тема: Учебный процесс как часть
Целостного педагогического процесса
1. Изучите приведенные ниже определения понятия «обучение» и сделайте вывод, какие признаки в этих определениях являются отличительными и схожими.
а) Обучение - способ приобретения систематического образования, процесс познания, который управляется педагогом. Основой обучения следует считать учение, объектом обучения является ученик.
б) Обучение - сложный и многосторонний процесс отражения в сознании ребенка реальной действительности на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения.
в)Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии
с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
г)Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
д) Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение - процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение).
Общее ___________________________________________________________________
Отличительное ____________________________________________________________
Заполните пропуски.
Процесс обучения – это __________________, последовательно изменяющееся взаимодействие _______________и ________________, в ходе которого решаются задачи ____________, _________________ и _____________________.
3. Охарактеризуйте функции обучения:
1) образовательная функция заключается в ___________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2) воспитывающая функция заключается __________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) развивающая функция заключается _________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.Раскройте содержание отдельных компонентов процесса.
Целевой компонент обучения | |
Стимулирующе-мотивационный компонент | |
Содержание обучения | |
Операционно-деятельностный компонент | |
Операционно-деятельностный компонент | |
Контрольно-регулировочный компонент | |
Оценочно-результативный компонент |
5.Определите содержание противоречий процесса обучения и заполните пропуски:
1)противоречия между постоянно возрастающими потребностями ______________ и процесса_____________;
2) между достигнутым ______________________и теми ________________________, которые предъявляются;
3) между фронтальным изложением материала и________________________________;
4) между пониманием учебного материала_______________ и пониманием его _________________;
5) между теоретическими знаниями и на практике___________________________________________.
Запишите признаки обучения.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) ____________________________________________________________;
3)_____________________________________________________________;
4) _____________________________________________________________;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям_______________________________________;
7) управление развитием и_____________________________________________.
7. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Перечислите элементы структуры урока изучения нового материала: ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проиллюстрируйте приведенные определения двумя примерами.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
1)Умение-это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила; умение - это владение способами применения знаний на практике;Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Умения образуются в результате упражнений.
Примеры:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Навык - это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.Для выработки навыков необходимы многократные повторения.Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
Примеры:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Закончите предложения:
Общеучебные умения - это умения, которые ___________________________________
__________________________________________________________________________
Например, ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
и т.д.
Специальные умения - специфические для соответствующего ________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Например,_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Прочитайте характеристику приведенных в таблице концепций обучения. Определите авторов этих концепций и впишите их Ф.И.О. в правую колонку таблицы.
Название концепции | Автор(ы) |
Разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. | |
Обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. | |
Разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения. | |
Концепция содержательного обобщения в обучении. | |
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. | |
Разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей. |