Урок на тему:«Технология обработки текстовой информации»
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Древнекитайская мудрость:
Текстовой редактор – это очень простая программа для работы с текстом. Текстовой редактор удобен для создания небольших сообщений и текстов. Текст состоит из букв, цифр, знаков препинания специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры и компьютера. Поэтому считать символ (знакомство). Фотографии, чертежи, рисунки, схемы и таблицы текстовой редактор обрабатывать не может. Текстовые файлы могут иметь расширение TXT,RTF, DOC и т.д. Документы Word имеют расширение DOC.
Текстовый процессор – это более мощная программа для работы с текстами. В текстовом процессоре можно писать письма, рассказы, стихи, доклады, стихи для школьной газеты, наконец, книги. Многие текстовые процессоры позволяют изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.
Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, а также включенные в него нетекстовые материалы (графика, звуковые фрагменты или видеоклипы) называют документом. Документ может быть статьей, докладом, рассказом, стихотворение, приглашением, объявлением или поздравительной открыткой. При работе в сети части одного сложного документа могут храниться на разных компьютерах, расположенных далеко друг от друга. Гипертекст - это способ организации документа, позволяющий быстро находить нужную информацию. Он часто используется при построении систем оперативной подсказки и компьютерных версий больших справочников и энциклопедий. Переход с одного места в гипертексте на другое осуществляется с помощью ссылок.
Основными объектами текстового документа являются: символом, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.
Символ – минимальная единица текстовой информации. Каждый символ имеет свой код. Соответствие между кодами и символами устанавливается специальными кодировочными таблицами, причем в разных кодировочных таблицах одному и тому же коду ставятся в соответствии разные символы.
Слово-произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символом (пробел, запятая, скобки и др.).
Строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.
Абзац – произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.
Фрагмент – это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагмент может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст
Рассмотрение понятий редактирования и форматирования
· Какие основные операции можно (требуется) совершать с любыми текстовыми документами?
Редактирование - процесс изменения содержания текстового документа.
· (учебник стр. 21 сформулировать определение форматирования)
Форматирование - процесс оформления документа в соответствии с требованиями.
· Какие требования, предъявляемые к оформлению документа вы знаете? (Правила оформления текстовых учебных документов (ТУД)
Текстовой учебный документ (ТУД) оформляется в соответствии с «Общими требованиями к текстовым документам» ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 3.1127-93, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 6.30-2003 или СТ СЭВ 2667-79.
ТУД должен быть отпечатан на принтере (на одной стороне листа) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210X297 мм) шрифтом 14 (12). В печатном варианте отчет должен быть отпечатан через один (допускается полтора) межстрочных интервала. По всем четырем сторонам листа следует оставить поля: размер левого поля 30 мм, правого 15 мм, верхнего и нижнего полей не менее 20 мм. Текстовые документы оформляют в виде сброшюрованной пояснительной записки. В сквозную нумерацию страниц включаются приложения и список литературы, а также исполненные на отдельных листах рисунки, графики, диаграммы, таблицы и компьютерные распечатки формата А4.)
Задание 1 Сохранить работу в документе под именем фамилия, имя, группа и отправить https://vk.com/id76162316
Учащиеся получают карточки и выполняют задание:
Какой процесс был применен к тексту: редактирование (Р) или форматирование (Ф)?
Задание 1.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс В этой колонке написать редактирование или форматирование | ||
информатика | Информатика | ||||
информатика | форма | ||||
Иванов И. И. | Иванов И.И. | ||||
Процентная ставка составляет 12% | Процентная ставка составляет 12%. | ||||
Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях: ü обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); ü условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | ||||
Задание 2.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс | |||
информация | информатика | |||||
Бит - наименьшая единица измерения информации. | Бит - наименьшая единица измерения информации. | |||||
Петров И.И. | Петров И.И. | |||||
Задача №5. | Задача № 5. | |||||
Точки не используются: в колонтитулах; в заголовках; в строках таблиц; в подписях под рисунками, схемами и диаграммами. | Точки не используются: ·в колонтитулах; ·в заголовках; ·в строках таблиц; ·в подписях под рисунками, схемами и диаграммами. | |||||