Методики оценки уровня и качества жизни населения (основные показатели и критерии качества жизни)




 

В Методологических положениях по статистике Госкомстата России дается следующий набор исходных показателей, используемых в расчетах социально-экономических индикаторов: располагаемый доход домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств, денежные доходы населения, денежные расходы и сбережения населения, среднедушевые денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата, средний размер назначенной месячной пенсии, покупательная способность денежных доходов населения, распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения, коэффициенты дифференциации доходов населения, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), величина прожиточного минимума, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода.

Из числа перечисленных можно выделить три группы социально-экономических показателей:

К первой группе относятся показатели распределения и дифференциации населения по уровню доходов.

Ко второй группе относятся показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов.

К третьей группе относится баланс денежных доходов и расходов населения.

Разработанная Госкомстатом России и принятая на практике система показателей оценки уровня жизни населения, на наш взгляд, недостаточно полно отражает состояние социальной сферы и окружающей среды, общий экономический рост, подходы к межрегиональным сравнениям, что безусловно обедняет полноту знания об уровне и качестве жизни.

Наиболее полно отвечает этим целям система показателей уровня жизни населения в условиях рыночной экономики, предложенная Минэкономики РФ.

Обобщающие показатели: критерий уровня жизни, индекс стоимости жизни, валовой национальный продукт в расчете на душу населения.

Доходы населения: реальные общие доходы населения, реальные располагаемые доходы населения, совокупные доходы населения, личные доходы населения, личные располагаемы доходы населения, денежные доходы населения, средний доход и средняя заработная плата работников, средний размер реальной заработной платы, средний размер пенсий, пособия, стипендии.

Потребление и расходы: общий объем потребления населением материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребительские расходы населения, потребление населением основных продуктов питания, покупательная способность средней заработной платы, покупательная способность средней пенсии.

Денежные сбережения.

Накопленное имущество: стоимость накопленного домашнего (личного) имущества, наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения, жилищные условия населения.

Социальная дифференциация населения: распределение населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого дохода, динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзины, индекс концентрации доходов, децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребление населения, соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.

Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум (порог бедности), минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, покупательная способность минимальной пенсии, уровень бедности, дефицит дохода, зона бедности, социальный портрет бедности.

В связи с изменением стратификационной структуры в современном российском обществе и в целях дифференциации населения в зависимости от получаемых доходов, в расчете на душу населения в литературе предлагается ввести 6 нормативных показателей в зависимости от состава и стоимости минимальной потребительской корзины (МПК): порог нищеты (с доходом меньше 0,5 стоимости МПК); уровень бедности (с доходом в пределах стоимости МПК); малообеспеченные (с доходом, превышающим стоимость МПК, но меньшим среднего значения по стране); обеспеченные (со средним доходом или превышающем в два раза или более стоимость МПК); состоятельные (с доходом, превышающим в пять раз оценку стоимости МПК); богатые (с доходом, превышающим средний доход в 10 раз и более).

В работе П. Мстиславского, главного научного сотрудника Всероссийского центра уровня жизни Минтруда РФ, "Об интегральных показателях уровня жизни населения" в качестве исходного варианта для внедрения в России предлагается следующая система интегральных и обобщающих статистических индикаторов уровня жизни населения (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1. Система интегральных и обобщающих статистических индикаторов уровня жизни населения

Интегральные показатели Обобщающие показатели
Компонентные индикаторы Социально-экономические индикаторы Социальные макроиндикаторы
1. Здоровье 2. Питание 3. Жилище 4. Домашнее хозяйство 5. Услуги населению 6. Культурный уровень 7. Условия труда 8. Условия отдыха 9. Соц. обеспечение 10.Социально-бытовая обстановка 1.Потребление материальных благ и услуг 2.Текущее обеспечение уровня жизни 3.Фонд удовлетворения личных потребностей 4.Индекс человеческого развития 1.Индекс динамики уровня жизни населения 2.Индекс сравнительного уровня жизни населения (при международных сопоставлениях) 3.Индекс уровня благосостояния населения

 

Попытки создания методики и комплексного показателя, характеризующего с достаточной точностью все стороны уровня жизни населения, предпринимались многими экономистами мира. Но общепризнанных критериев оценки уровня жизни пока не создано. На сегодняшний день, уже существуют значительные разработки по количественной оценке уровня жизни населения. Одной из них считается применение интегрального показателя, позволяющего осуществить анализ результативности применения реформ в рамках определенного субъекта Федерации или в стране в целом.

Техника расчета интегрального показателя может быть разнообразной, совмещать различные подходы.

Статистика уровня жизни населения предлагает различные системы показателей (индикаторов), отражающих те или иные стороны жизни населения в международном, национальном, региональном разрезе. Число показателей, которые прямо или косвенно отражают уровень жизни населения, достигает нескольких сотен.

Основная проблема, которая на первый взгляд затрудняет создание методики, заключается в поиске ответа на вопрос: способна ли государственная статистика давать необходимые значения тех показателей, которые включаются в методику расчета уровня жизни? В основном статистика дает распределения не всех, но важнейших для оценки уровня жизни показателей, например распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в том числе и поквартально).

Вторая проблема, которую должна преодолеть методика, - это изначальное предположение о независимости статистических наблюдений. Но современные пакеты обработки и статистического анализа социально-экономических данных предусматривают множество процедур, с помощью которых можно решить данную проблему.

Статистические показатели выражают объективную составляющую уровня жизни населения. Но вообще к статистическим показателям нужно относиться осторожно, так как нет 100% -ного статистического индикатора, который отражал бы реальную ситуацию. Статистический показатель - это максимально точное приближение к результату, но полностью явление им отражено быть не может. Можно предположить, что уровень жизни населения России значительно отличается в сельских и городских населенных пунктах; в территориальных образованиях, удаленных или близких к крупным городам; природно-климатические условия, состояние окружающей среды и т.п. Другими словами, исходным в исследовании региональных особенностей уровня жизни населения является положение об объективном характере известного территориального неравенства в жизненных условиях населения и связанных с этим различиях в объеме и структуре необходимого для воспроизводства фонда жизненных средств. Это необходимо учитывать при разработке методики и включении в расчет соответствующих частных показателей уровня жизни. Региональные особенности как существенные факторы должны быть полностью отражены в методике. Таким образом, качественные и количественные различия в уровне жизни отслеживаются набором показателей или индикаторов, общей единицей измерения значений этих показателей; единой методикой их расчета или оценки - расчетом интегрального показателя уровня жизни.


 

Показатели качества жизни

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения). И.В. Бестужев - Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:

) увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

) возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства

) необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного, лил ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие.

Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности

В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

Стабильность общественно - политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост. Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально - экономическую ситуацию.

Критерии качества жизни

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают.


 

Здоровье:

возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;

влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;

Индивидуальное развитие путём обучения:

усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

Занятость и качество трудовой жизни:

наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;

характер трудовой деятельности;

удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

Время и досуг - возможность выбора своего времяпрепровождения.

Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

количество людей, испытывающих материальные лишения;

степень равенства в распределении товаров и услуг;

качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей.

Личная безопасность и правовые органы:

насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

справедливость и гуманность правовых органов;

степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

Социальные возможности и социальная активность. Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида.

. Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.).

. Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.).

. Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).

Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально-бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро-километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Уровень жизни населения

Главной целью в области социальной политики станет повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения.

В области содействия росту заработной платы и охраны труда необходимо:

повышение минимального размера оплаты труда, поэтапное приближение МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствии с нормами федерального законодательства; увеличение уровня заработной платы работников бюджетных организаций с целью сближения их среднего размера оплаты труда с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере, переход на нормативное бюджетное финансирование, сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; введение новых систем оплаты труда работников бюджетных организаций.

В области содействия улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования будут решаться такие задачи, как:

повышение уровня пенсионного обеспечения с целью доведения размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;

развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.

В области социальной поддержки и социального обслуживания:

развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите;

совершенствование системы социального обслуживания населения.

В целях достижения поставленных задач будут реализованы:

План действий по погашению и недопущению задолженности по выплате заработной платы работников предприятий и организаций;

Концепция повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы, включающая в себя реализацию мероприятий Комплекса мер по повышению трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы в области оплаты труда и трудовых отношений, рынка труда, социальной поддержки населения;

План действий Правительства Республики Саха (Якутия) по сдерживанию темпов роста цен и тарифов для населения на 2007-2012 годы.

 

Таблица. Индикаторы:

Показатели            
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения, % к предыдущему году 105,4 103,6 104,0 104,6 105,2 105,5
Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году 106,8 103,4 102,5 102,0 102,9 103,5
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 20,4 19,9 19,4 19,0 18,6 18,3

 

Повышение уровня жизни населения является одним из главных условий улучшения демографической ситуации и положения семей с детьми.

Кроме того, в области демографии необходимо решение следующих задач:

создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;

содействие снижению смертности;

укрепление системы социальной защиты семьи, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для гармоничного развития детей, проживающих в районах Севера и Арктики.

Разработана государственная целевая программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2007-2012 годы» с объемом финансирования из республиканского бюджета в размере 315 млн. рублей.

 

Таблица. Индикаторы:

Показатели            
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,5 65,6 65,7 65,8 65,9  
Число родившихся на 1000 человек населения 14,4 15,1 15,4 15,6 15,9 16,1

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: