Состав и структура показателей уровня жизни населения
В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2006г. по 2009г.
Таблица 1. ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации
Год | ВВП долл. ППС | Индекс дохода | ОПЖ | Индекс долголетия | Грамотность | Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % | Индекс образования | ИРЧП |
0,716 | 65,3 | 0,672 | 99,0 | 0,919 | 0,769 | |||
0,730 | 64,82 | 0,664 | 99,0 | 73,5 | 0,905 | 0,766 | ||
0,747 | 64,9 | 0,664 | 99,0 | 73,9 | 0,906 | 0,773 | ||
0,767 | 65,3 | 0,671 | 99,0 | 73,7 | 0,906 | 0,781 |
Таблица 2. Лечебно профилактические учреждения (на конец года)
Число больничных учреждений тыс. | 12,1 | 10,9 | 10,7 |
Число больничных коек тыс. | 1716,5 | 1672,4 | 1671,6 |
Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс. | 250,1 | 236,4 | 228,6 |
Число коек для беременных и рожениц тыс. | 95,2 | 91,6 | 90,7 |
Число коек для гинекологических больных тыс. | 101,4 | 97,7 | 98,1 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс. | 21,1 | 21,1 | 21,3 |
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. | 15,6 | 15,8 | 16,0 |
Число фельдшерских пунктов тыс. | 44,8 | 44,7 | 44,6 |
За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.
На мой взгляд, не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.- на 2213 коек, или на 30,2% больше.
Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2009 г. - на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2009 г. с 2008 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2008 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2009 г.
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу 3).
Таблица 3. Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)
Число общеобразовательных учреждений, тыс. | 67,3 | 66,9 | 66.4 |
В том числе: начальных | 15,7 | 15,4 | 14,9 |
основных | 13,2 | 13,0 | 12,7 |
средних (полных) | 36,4 | 36,5 | 36,8 |
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Данные таблицы показывают, что с 2007 г. по 2009 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.
Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются. Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ.
В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. С 2007 г. по 2009 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа - на 2,4 (7,7%), в сельской местности - на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2009 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. - в городах и поселках городского типа, 855 тыс. - в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др. Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 2009\1 по 2010\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 3.
Таблица 3. Динамика числа школьных учреждений
Число дошкольных учреждений тыс. | 56,6 | 53,9 | 51,3 |
В том числе в городах и поселках городского типа | 31,0 | 29,6 | 28,6 |
В сельской местности | 25,6 | 24,3 | 22,7 |
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2010г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2009г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2008 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).
В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций. Исходя из своих наблюдений, я могу сказать, что финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.
Таблица 4. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Март 2010г | В % к | I квартал 2010г. в % к I кварталу 2009г | Справочной | ||||
марту 2009г | февралю 2010г | март 2009г. в % к | I квартал 2009г. в % к I кварталу 2008г. | ||||
марту 2008г | февралю 2009г. | ||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей | 110,0 | 103,4 | 113,7 | 118,1 | 105,3 | 114,0 | |
Реальные располагаемые денежные доходы | 104,2 | 102,3 | 107,4 | 104,5 | 103,1 | 100,7 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: | |||||||
Номинальная, рублей | 110,1 | 106,0 | 109,6 | 111,9 | 105,8 | 112,8 | |
реальная | 103,4 | 105,3 | 102,2 | 98,2 | 104,4 | 99,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г., по оценке, увеличились на 4,2%, в I квартале 2010г. - на 7,4%.
Таблица 5. Динамика реальных располагаемых денежных доходов
В % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | |
2009г. | ||
Январь | 94,6 | 53,6 |
Февраль | 101,5 | 134,5 |
Март | 104,5 | 103,1 |
I квартал | 100,7 | 78,6 |
Апрель | 102,4 | 108,0 |
Май | 104,7 | 96,9 |
Июнь | 103,1 | 103,5 |
II квартал | 103,4 | 119,0 |
I полугодие | 102,1 | |
Июль | 97,7 | 97,1 |
Август | 90,9 | 95,5 |
Сентябрь | 101,4 | 103,2 |
III квартал | 96,6 | 96,3 |
Январь-сентябрь | 100,0 | |
Октябрь | 109,3 | 107,4 |
Ноябрь | 103,2 | 96,5 |
Декабрь | 111,5 | 139,6 |
IV квартал | 108,2 | 119,3 |
Год | 102,3 | |
2010г. | ||
Январь | 115,5 | 55,6 |
Февраль | 105,0 | 122,3 |
Март | 104,2 | 102,3 |
I квартал | 107,4 | 78,6 |
Рис. 3. Реальные располагаемые денежные доходы населения
Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010г., по предварительным данным, составила 20158 рублей и по сравнению с мартом 2009г. выросла на 10,1%.
Таблица 6. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей | В % к | Реальная начисленная заработная плата в % к | |||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | ||||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | ||||
2009г. | |||||
Январь | 115,5 | 79,0 | 101,9 | 77,2 | |
Февраль | 111,1 | 100,1 | 97,6 | 98,5 | |
Март | 111,9 | 105,8 | 98,2 | 104,4 | |
I квартал | 112,8 | 92,0 | 99,2 | 87,9 | |
Апрель | 108,3 | 99,3 | 95,7 | 98,6 | |
Май | 107,5 | 100,0 | 95,7 | 99,4 | |
Июнь | 108,2 | 106,9 | 96,7 | 106,3 | |
II квартал | 108,0 | 105,6 | 96,1 | 102,8 | |
I полугодие | 110,3 | 97,6 | |||
Июль | 106,0 | 98,2 | 94,6 | 97,6 | |
Август | 105,8 | 97,4 | 94,8 | 97,4 | |
Сентябрь | 105,3 | 102,7 | 95,1 | 102,7 | |
III квартал | 105,7 | 101,4 | 94,8 | 100,2 | |
Январь-сентябрь | 108,6 | 96,5 | |||
Октябрь | 105,9 | 99,7 | 96,5 | 99,7 | |
Ноябрь | 108,6 | 102,2 | 99,5 | 101,9 | |
Декабрь | 110,2 | 124,8 | 101,3 | 124,3 | |
IV квартал | 108,4 | 110,7 | 99,3 | 110,4 | |
Год1) | 108,5 | 97,2 | |||
2010г. | |||||
Январь | 109,3 | 78,0 | 101,2 | 76,7 | |
Февраль | 109,9 | 101,0 | 102,5 | 100,1 | |
Март1) | 110,1 | 106,0 | 103,4 | 105,3 | |
I квартал | 109,6 | 93,6 | 102,2 | 90,7 |
Таблица 7. Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности
Февраль 2010г. | Январь-февраль 2010г. | |||||
рублю | в % к | рублей | в % к | |||
февралю 2009г. | январю 2010г. | январю-февралю 2009г. | общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы | |||
Всего | 109,9 | 101,0 | 109,3 | |||
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 110,6 | 96,4 | 111,0 | |||
рыболовство, рыбоводство | 106,7 | 94,7 | 113,5 | |||
добыча полезных ископаемых | 110,7 | 108,2 | 109,7 | |||
в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 109,8 | 112,0 | 108,3 | в 2,2р. | ||
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 113,6 | 96,3 | 114,1 | |||
из нее добыча металлических руд | 114,5 | 94,0 | 116,0 | |||
обрабатывающие производства | 111,8 | 100,8 | 112,6 | |||
из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 110,9 | 100,3 | 109,1 | |||
текстильное и швейное производство | 112,0 | 103,8 | 113,7 | |||
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 116,2 | 114,0 | 113,6 | |||
обработка древесины и производство изделий из дерева | 110,0 | 101,9 | 111,3 | |||
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 111,2 | 98,2 | 111,2 | 99,3 | ||
в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | 120,2 | 104,1 | 117,6 | |||
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации | 107,0 | 95,2 | 108,3 | 99,9 | ||
производство кокса и нефтепродуктов | 102,4 | 111,4 | 101,7 | в 2,0р. | ||
в том числе: производство кокса | 111,5 | 98,1 | 112,8 | |||
производство нефтепродуктов | 101,1 | 112,7 | 100,3 | в 2,2р. | ||
химическое производство | 108,9 | 98,9 | 113,5 | |||
производство резиновых и пластмассовых изделий | 122,2 | 100,5 | 125,0 | |||
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 111,1 | 101,9 | 111,4 | |||
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 113,9 | 96,8 | 115,2 | |||
в том числе: металлургическое производство | 113,3 | 93,9 | 115,4 | |||
производство готовых металлических изделий | 115,6 | 102,1 | 115,9 | |||
производство машин и оборудования | 113,2 | 102,2 | 113,9 | |||
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 115,2 | 101,8 | 115,5 | |||
производство транспортных средств и оборудования | 110,7 | 99,8 | 112,9 | |||
прочие производства | 111,0 | 104,8 | 110,0 | |||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 112,9 | 100,2 | 111,5 | |||
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 113,1 | 100,8 | 111,5 | |||
из них: производство, передача и распределение электроэнергии | 114,6 | 102,5 | 112,4 | |||
производство и распределение газообразного топлива | 112,8 | 115,9 | 111,8 | |||
строительство | 108,3 | 104,9 | 107,5 | |||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 109,1 | 102,2 | 109,0 | |||
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 106,1 | 100,6 | 105,6 | |||
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 109,1 | 106,0 | 109,6 | |||
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 109,7 | 96,1 | 108,7 | |||
гостиницы и рестораны | 108,9 | 98,9 | 106,3 | |||
транспорт и связь | 112,7 | 106,7 | 111,6 | |||
из них: деятельность железнодорожного транспорта | 113,3 | 101,2 | 114,9 | |||
транспортирование по трубопроводам | 110,2 | 161,0 | 110,6 | в 2,4р. | ||
связь | 114,5 | 109,7 | 111,5 | |||
финансовая деятельность | 119,1 | 87,7 | 115,8 | в 2,5р. | ||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 110,6 | 101,7 | 110,1 | |||
из них научные исследования и разработки | 113,5 | 103,0 | 112,8 | |||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 104,9 | 100,8 | 103,3 | |||
образование | 104,9 | 102,0 | 104,9 | |||
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 107,0 | 94,6 | 107,2 | |||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 105,4 | 98,4 | 106,1 | |||
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 103,7 | 99,9 | 104,2 |
В январе-феврале 2010г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 88%, работников образования - 77% (в январе-феврале 2009г. - соответственно 92% и 82%).
Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 апреля 2010г. составила 3966 млн. рублей и по сравнению с 1 марта 2010г. снизилась на 3,7%.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 апреля 2010г., составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Таблица 8. Динамика просроченной задолженности по заработной плате на начало месяца
Просроченная задолженность по заработной плате | В том числе задолженность | Численность работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, млн.человек | |||||
из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней | из-за отсутствия собственных средств | ||||||
млн. рублей | в % к предыдущему месяцу | ||||||
млн. рублей | в % к предыдущему месяцу | ||||||
млн. рублей | в % к предыдущему месяцу | ||||||
2009г. | |||||||
Январь | 60,2 | 70,7 | 59,7 | 0,3 | |||
Февраль | 149,0 | 144,8 | 149,3 | 0,5 | |||
Март | 116,1 | 142,0 | 114,6 | 0,5 | |||
Апрель | 108,3 | 90,7 | 109,5 | 0,5 | |||
Май | 90,5 | 79,6 | 91,2 | 0,5 | |||
Июнь | 110,8 | 76,1 | 112,5 | 0,5 | |||
Июль | 82,0 | 91,6 | 81,6 | 0,4 | |||
Август | 90,1 | 59,5 | 91,2 | 0,4 | |||
Сентябрь | 85,8 | 112,8 | 85,1 | 0,3 | |||
Октябрь | 91,4 | 105,5 | 91,0 | 0,3 | |||
Ноябрь | 106,4 | 124,0 | 105,7 | 0,3 | |||
Декабрь | 93,4 | 101,0 | 93,0 | 0,3 | |||
2010г. | |||||||
Январь | 70,6 | 81,9 | 70,1 | 0,2 | |||
Февраль | 115,5 | 118,5 | 115,4 | 0,2 | |||
Март | 100,0 | 121,8 | 98,7 | 0,2 | |||
Апрель | 96,3 | 48,6 | 99,8 | 0,2 |
На 1 апреля 2010г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 марта 2010г. в 46 субъектах Российской Федерации, выросла - в 30 субъектах, отсутствовала - в 6 субъектах Российской Федерации, образовалась - в Ямало-Ненецком автономном округе.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 апреля 2010г. составила 138 млн.рублей, или 3,5% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 77,4% приходилось на федеральный бюджет, 14,1% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 8,5% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 1853 млн.рублей (46,7%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009г., 464 млн.рублей (11,7%) - в 2008г. и ранее.
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 66 млн. рублей (47,6%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 апреля 2010г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 57 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 марта 2010г. - в 12 субъектах.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за март 2010г. снизилась на 7 млн.рублей (0,2%) и на 1 апреля 2010г. составила 3828.