Направления повышения уровня жизни населения России




 

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства Российской Федерации:

повышение материального уровня жизни населения;

повышение уровня здоровья населения;

обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;

реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;

поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:

содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;

содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;

укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

Таблица. Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:

Показатель Год Значение
Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 10,5-10,6 10,8 -11,0 11,0 -11,4 17,0
Число умерших, чел. на 1000 человек населения 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 16,3 -15,8 16,3 -15,6 16,4 -15,4 10,0
Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения) 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 14,3% 12,4% 11,2% 8-10%
Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 66,1 66,2 66,3 70
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 12,5 13,5 14 15
Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, % 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 81% 85% 88% 100%
Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 2007г. 2008г. 2009г. целевое значение 7,4% 7,3% 7,0% 6-7%

 

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.

Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.

Целями программы являются:

содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;

содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;

содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.

Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:

предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;

оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника, надгробия;

компенсация расходов на проезд по территории Российской Федерации один раз в год реабилитированным лицам);

создание условий для участия ветеранских организаций в жизни общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.

Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.

Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

 

 


 

Заключение

 

Анализ изменений в уровне жизни населения в России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Годы реформирования российской экономики сопровождались обвальным падением уровня жизни и интенсивным социальным расслоением населения, если судить по публикуемым Госкомстатом России официальным показателям реальных денежных доходов и их дифференциации. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения, как базы последующих прогнозных разработок.

Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:

. устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу;

. осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны;

. оценивать уровень бедности;

. проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.

Снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.

По производственным показателям и по уровню жизни Тюменская область заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.

По уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на втором-третьем месте по уровню жизни в России.

 


 

Список использованной литературы

 

.Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2008.

.Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. - 2008. - №3.

. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации // В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007.

.Ржаницына Л.А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. - 2009.

.Региональные особенности уровня жизни населения // А.В. Цимбалист, В.Н. Сидорова. - 2008.

. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально- экономического развития // А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2008.

. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007.

.Бобков В. Структура общества // Экономист. 2009.

.Маневич В.Е. Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики // Бизнес и банки. - 2007.

. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

. Демографический ежегодник России. 2008. Росстат.

. Кошелев А.Н. Национальная экономика.2008.

.Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения. 2009.

.Тихонова Н. Неравенство как норма жизни//Литературная газета. - 2007.

.Выступление Дмитрия Медведева на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008г.

.Байгереев М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета // Человек и труд. - 2007.

. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития. 2007.

.Кудров В.М. Национальная Экономика России.2007.

.Диденко Н.И. Мировая экономика: методы анализа экономических процессов.2008.

. Социальное положение уровня жизни населения России. 2011. Росстат.

. Регионы России социально экономические показатели. 2011. Росстат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: