Тема 7. Результативность функционирования отраслевых рынков




1. Результативность и ее направления.

2. Система показателей результативности для отраслевых рынков.

1. Исследователи, как правило, исходят из того, что результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере зависит от сложившейся структуры рынка, особенностей поведения на них продавцов и покупателей. От того, какова концентрация производителей на рынке, насколько дифференцирован продукт и каков уровень барьеров, в значительной степени зависит поведение производителей. Как следствие этого, фирмы проводят определенную продуктовую стратегию, устанавливают цены, осуществляют продвижение продукта. Их усилия проявляются в увеличении или уменьшении инвестиций, в рекламной стратегии, в осуществлении инновационной деятельности. В рамках данного подхода результативность функционирования отраслевого рынка, таким образом, является отражением его вклада в развитие экономики.

Анализ отраслевой организации рынков предполагает исследование потенциала товарного хозяйствования с точки зрения динамики развития отраслевых структур, концентрации производителей в отрасли, дифференциации отраслевого продукта, оценки величины барьеров входа на отраслевой рынок, препятствующих эффективной мобильности капитала, а также рассмотрение проблем глобализации экономики и интеграционных процессов.

Что означает результативное функционирование рыночного механизма? Одни исследователи, исходящие из того, что монополия вырастает из конкуренции, считают, что развитие конкурентности рынков есть главная цель и важнейший показатель результативности системы товарной организации хозяйствования. Отсюда возникает антимонопольная направленность мероприятий и стремление поддерживать и сохранять конкурентную среду. Иногда это сводится к стремлению повышения состязательности фирм на отраслевых рынках.

Другие исследователи рост результативности видят в формировании состоятельных рынков, способных рационально использовать имеющиеся ресурсы. Эти, как правило, сторонники государственного регулирования предлагают усиление экономической роли государства в части формирования состоятельных рынков, а их противники настаивают на дерегулировании и отказе от любых форм государственного вмешательства в экономику.

Достаточно значительная группа исследователей исходит из того, что экономическая результативность функционирования отраслевых рынков обусловлена особенностями поведения на них продавцов и покупателей. В зависимости от сложившейся ситуации и производители, и потребители (в том числе и организованные в гражданские институты) стремятся изменить законодательные условия, устанавливаемые государством, в которых непосредственно осуществляется процесс связи производства и потребления, а также формируются государственные и гражданские ограничения в поведении как для продавцов, так и для покупателей. Иначе говоря, имеющаяся законодательная база и устоявшиеся нравственные нормы поведения граждан в обществе формируют некое правовое и нравственное поле взаимоотношений продавцов и покупателей определенного уровня.

Поведение продавцов и покупателей в определенной мере зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков, т.е. количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров входа на конкретный отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.

Структура, в свою очередь, зависит от базовых условий, которыми располагает данное хозяйство со стороны как спроса, так и предложения.

Таким образом, результативность в Гарвардской парадигме является результирующей взаимодействия ряда параметров и имеет различные формы проявления.

Так, Р. Кэйвс выделяет четыре направления проявления резуль­тативности отраслевого рынка.

Ø Экономика должна быть эффективна, распределяя ограниченные ресурсы таким образом, чтобы они приносили наибольший возможный реальный доход.

Ø Экономика должна быть прогрессивна, пополнять запас факторов производства, улучшать качество и разнообразие.

Ø В экономике должна достигаться максимальная занятость, но не за счет избыточного повышения общего уровня цен.

Ø Экономика должна быть справедливой, распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания, в то же время вознаграждая их производительные усилия.

2. Представляется, что такая идиллическая картина, в целом дающая представление о результативности, все же вряд ли в перспективе сможет превратиться в систему конкретных критериев, пригодных для практического применения. Вместе с тем постановка вопроса о множественности критериев результативности является достаточно плодотворной идеей. Так, исследователи отраслевых рынков, в том числе российские (в частности В.П.Третьяк) предлагают анализировать результативность функционирования отраслевого рынка на разных уровнях, а затем представить ее (результативность) в виде функции, зависящей от целого набора переменных.

Одной из таких переменных является оценка отраслевых результатов деятельности фирм на международном рынке. Функционирование отраслевых рынков может оцениваться с точки зрения мирового хозяйства. В этом случае расширение или затухание того или иного отраслевого рынка национальной экономики может изменить экономическую позицию страны в геополитическом плане. Например, национальные фирмы, функционирующие на отраслевом рынке А, имеют долю в мировом выпуске, скажем, 2%. Сравнительный анализ функционирования отраслевых рынков по странам позволит: провести их ранжирование в зависимости от воздействия на мировой рынок; выявить тенденции в интенсив­ности потребления продукции отрасли А и наличии собственных сырьевых ресурсов; сопоставить расходы по странам, осуществляемые в инновационную и научно-исследовательскую сферы; зафиксировать различия в величине издержек и уровне цен и т.д. и т.п. Таким образом, использование возможностей анализа отраслевых рынков позволяет осуществить позиционирование национального отраслевого рынка А в глобальном масштабе, в том числе и с точки зрения рационального использования им ограниченных ресурсов. Эта комплексная оценка может выступать в качестве первого показателя (Х1) в ряду переменных, оценивающих интегрированное значение результативности отраслевого рынка.

На национальном уровне результативность может исследоваться с точки зрения межотраслевых взаимосвязей. Иными словами, можно проводить мониторинг того, каким образом и насколько сильно функционирование национального отраслевого рынка А влияет на развитие других отраслевых рынков. Здесь важно установить, например, долю выпускаемой продукции данной отрасли в ВВП и ВНП страны, а также степень влияния функционирования этой отрасли на устойчивость развития национальной экономики в целом. Например, отраслевой рынок А имеет долю в ВНП 6% и обеспечивается сырьем из четырех регионов страны. Переработка же ведется в двух регионах. Оборудование для переработки и добы­чи сырья на 5% производится в одном регионе страны, а 95% заку­пается в двух зарубежных странах.

Целесообразно рассмотреть показатели результативности функционирования отраслевого рынка Aис точки зрения внутриотраслевого состояния его развития. В этом случае анализируется состояние структуры отрасли с позиции изменений положения основного производственного звена — фирмы, результативности деятельности с позиции рационального использования ресурсов и снижения издержек производства. При анализе следует обратить внимание на следующие вопросы:

идут ли процессы слияния и поглощения?

приводит ли это к сокращению или увеличению рабочих мест по регионам?

как изменяются среднеотраслевые издержки?

каков вектор изменения степени состязательности фирм на этом рынке, уровень барьеров входа-выхода фирм на рынок?

Немаловажной является и степень реализации стратегии отраслевого развития с точки зрения усиления или ослабления ее «локомотивного» характера в межотраслевом развитии экономики страны. Таким образом, оценка различных аспектов развития рынка на уровне межотраслевых связей может стать вторым интегрированным показателем (Х2) для определения этого параметра результативности отраслевого рынка.

Результативность можно оценивать и с позиции деятельности отдельных фирм-агентов отраслевого рынка, ответив на вопросы: в какой степени их поведение влечет за собой снижение издержек производства, каков уровень вертикальной интеграции на этом рынке, каков минимальный эффект масштаба, насколько фирмы прибыльны, каковы их эффективность и неэффективность. В результате этой работы сформируется следующий интегрирован­ный показатель (Х3) оценки результативности функционирования отраслевого рынка.

Весьма важным является показатель изменения величины излишка потребителя в связи с функционированием отраслевого рынка. Это сопряжено с изменением внутреннего спроса в национальной экономике. Поэтому очень важно фиксировать изменения величины свободного времени в обществе, рост расходов населе­ния на досуг и творчество. Это еще один интегрированный показатель (Х4), выступающий в качестве переменной общей оценки результативности отраслевого рынка.

В систему факторов, влияющих на результативность функци­онирования отраслевого рынка, также должна войти интегрированная оценка его с позиции государства. Для последнего отраслевой рынок является источником налоговых поступлений. Вместе с тем государство, оценивая результативность функционирования отраслевого рынка, должно учитывать те изменения, которые ему потребуется провести в системе государственного управления в ожидании социального эффекта от развития. Поэтому государ­ственная политика должна строиться исходя из ожиданий роста совокупного спроса населения, роста чувства собственного достоинства граждан и снижения издержек производства на базе рационального использования ограниченных ресурсов (Х5).

Итоговая результативность функционирования отраслевого рынка является функцией, зависящей от перечисленных интегрированных переменных. Эта функция характеризует итоговый показатель результативности отраслевого рынка. Налаженный мониторинг результативности позволит более взвешенно осуществлять индустриальную политику как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: