Действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения.




Введение в экономику

Запишите определения предмета микроэкономики с указанием источника. Например:

 

Микроэкономический анализ рассматривается как часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как отрасли, фирмы и домохозяйства, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика,1992, Т.2. С.390).

 

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (наемных работников, предпринимателей, фирм и так далее), а микроэкономический анализ объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Еще одним важным аспектом микроэкономики является изучение взаимодействия субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности (Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Прогресс, 1992. С.11).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что изучает экономика –

____________________________________________________________________________

На что направлена экономическая деятельность- ____________________________________________________________________________

Что такое потребности –

____________________________________________________________________________

 

Понятие экономических и неэкономических благ -

__________________________________________________________________________

 

Человек®Потребности®Благо®Ресурсы

 

Для производства недостающих экономических благ необходимы производственные ресурсы (факторы производства):

- Труд – физические и умственные способности человека. Доход в виде заработной платы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Земля – природные, нерукотворные ресурсы: пахотная земля и другие земельные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы. Доход - рента.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Капитал – собственность созданная человеком, материальная (здания, оборудование, материалы и сырье, деньги и другие ценности) или духовная /интеллектуальная (произведения литературы и искусства, открытия и изобретения, новые технологии и промышленные образцы, торговые марки и т.д.). Доход - проценты._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Предпринимательские способности – умение рационально использовать факторы производства, принимать выгодные решения, прогнозировать ситуацию и расчетливо рисковать. Доход - прибыль._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности:

- ограничены;

- с развитием общества расширяется база используемых ресурсов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Þ Невозможно одновременное и полное удовлетворение потребностей Þ Проблема выбора

Модель «Границы производственных возможностей»

Производственные возможности показывают способность производить различные сочетания товаров при постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.

Пример:

Д              
К              

 

Дома

 

Катера

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кривая выпукла от начала координат, т.к.:

- производство товаров требует привлечения ресурсов не полностью взаимозаменяемых в производстве;

- показывает характер зависимости между производимыми товарами – увеличение одного ведет к уменьшению другого.

 

Альтернативные издержки – цена одного блага, выраженная в цене другого блага, которыми пришлось пожертвовать.

Дайте другие определения альтернативных издержек, альтернативной стоимости.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип альтернативного выбора основан на определении изменения предельных характеристик, которые могли бы произойти в результате конкретных действий.

Понятие альтернативного выбора связано с понятием эффективности.

Эффективность – это отношение того, что предприятие действительно производить, к тому, что она могла бы производить при существующих ресурсах, знаниях и способностях.

 

Эффективность= результат деятельности/ затраты

 

Модель производственных возможностей позволяет решить следующие задачи:

1. Определить условия эффективного производства.

2. Демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров.

3. Оценивать, за счет какого увеличения или уменьшения производимых товаров можно прийти к эффективному производству.

 

Экономическая организация производства и потребления состоит из блоков:

 
 


потребности

                   
   
 
       


ресурсы технологии продукты использование

Последовательность действий является спиралеобразной:

удовлетворение одной потребности – формирование другой.

Данная схема показывает пункты возникновения экономических проблем:

- что – блок потребностей;

- как – блок ресурсов и технологий;

- для кого – блок продуктов и использования.

В зависимости от того, как экономика отвечает на эти «детские вопросы», различают экономические системы:

- традиционная – основанная на опыте, обычаях и традициях;

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- рыночная – на основе свободной конкуренции;

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- командно-административная – путем централизованного планирования и всевозможных ограничений;

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- смешанная.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главное:

- отношение к собственности;

- характер способа производства.

Субъектами рыночных отношений выступают физические лица (домашние хозяйства), юридические лица (фирмы) и государственные органы.

- домашние хозяйства - экономические единицы в составе одного или нескольких лиц. Они самостоятельно принимают решения по использованию какого-либо ресурса, стремясь максимально удовлетворить потребности семьи.

- фирмы;

- государство.

 

Модель «Кругооборот потоков»

 
 


Рынок ресурсов

 
 

 

 


Фирма Государство Дом. хозяйства

 

 
 


Рынок товаров и услуг

 
 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микроэкономика в системе экономической теории

 

Микроэкономика – изучение процессов принятия решений домашними хозяйствами, фирмами и их взаимодействие на рынке.

Сделайте краткий конспект истории возникновения и развития микроэкономики как отдельной дисциплины экономической теории (Указать используемые источники).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

1. Экономическая теория – наука об управлении редкими ресурсами.

2. Что является предметом изучения экономики?

– человек, т.к. редкость ресурса зависит от его потребности.

3. Что является основой экономического мышления?

- осознание ограниченности ресурсов и необходимость постоянного выбора в этих условиях.

4. Основная проблема – это проблема выбора, как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей полезности для потребителя и прибыли производителя.

4. Интересы у людей противоречивы, для достижения цели они должны приходить к компромиссу Þ устанавливается равновесие:

- D и S

- потребителя Микроэкономика

- фирмы

- рынка

 
 


- экономики в целом Макроэкономика

 

 

Методы экономического анализа

Метод – (греч.) – путь или способ достижения.

1. Эмпирический метод – сбор и описание фактов и событий.

- опирается на данные наблюдений и эксперименты;

- выявленные факты – основа для научного обобщения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Статистический метод – (Вильям Петти - 1623-1686 – «Политическая арифметика» 1676)) – сбор и обработка количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Причинно-следственный метод (каузальный – causa (латин.) – причина) – выявление причинно следственной связи между отдельными явлениями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Экономические категории – формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Позитивный и нормативный анализ (Адам Смит – 1723-1790).

Позитивный – констатация реальных фактов, вне зависимости от оценки людей Þпозитивный подход, описание реального мира, как такового.

Предполагает объяснение и прогнозирование в экономике.

Нормативный – предполагает оценочные суждения. То как должно быть. Þнормативный подход – рекомендательный характер, предложения направленные на изменение существующего устройства экономики Þэкономическая политика.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Метод научной абстракции (Давид Рикардо – 1772-1823) – выделение наиболее важных, существенных явлений и отвлечение от второстепенных, т.е. выявление типичных, постоянных, характерных черт. Необходим для систематизации, обобщения. Лежит в основе моделирования.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Функциональный метод – позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации Þ давать практические рекомендации.

Функции – переменные величины, зависящие от других переменных величин.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Маржинальный анализ – анализ на основе сопоставления предельных изменений. Предельные изменения – небольшие изменения, вносимые в план действий. Позволяет принимать оптимальные решения, когда получаемые предельные (дополнительные) блага, превышают предельные (дополнительные) издержки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Экономические законы – повторяющиеся, устойчивые связи и экономические явления, выявленные в результате использования разнообразных методов. Существуют объективно, вне зависимости от того открыты они или нет. Не могут быть изменены.

Волюнтаризм – попытка изменить законы «силовыми» способами.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономические модели

- абстрактное обобщение экономической действительности посредством уравнений, графиков. Описывает взаимосвязи экономических переменных.

Состоит из:

- предпосылок;

- экзогенных величин – известные данные, вводимые в модель;

- эндогенных величин – данные, получаемые в процессе реализации выдвинутой проблемы.

Создание модели связано с потерей части информации, что позволяет отвлечься от второстепенных элементов и сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязях.

Виды экономических моделей:

1. По уровню обобщения:

- абстрактно-теоретические;

- конкретно-экономические.

2. По сфере охвата:

- макроэкономические;

- микроэкономические.

3. По времени и характеру действия:

- статические;

- динамические.

4. По степени структуризации:

- малоразмерные;

- крупноразмерные.

5. По характеру взаимосвязи элементов:

- линейные;

- нелинейные и т.д.

Особенность:

- отражая экономическую действительность, она в то же время выступает как преобразователь реальности, согласно выдвинутых целей.

 


Лекция 2. Рыночная система

План:

1. Структура рынка.

2. Типы и виды рынков.

3. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

 

Всех экономических субъектов на микроуровне согласно их функциям можно подразделить на две группы: покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена.

Структура рынка – это внутренне строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме.

Основой, определяющей структуру рынка, является:

- многообразие форм собственности;

- конкуренция;

- свободное ценообразование.

 

В зависимости от объектов купли продажи различают:

I. Рынок товаров и услуг

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Рынок факторов производства:

- рынок капитала;

- рынок землепользования и недвижимости;

- рынок труда.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Финансовый рынок.

Предмет продажи – деньги в различной форме.

Существует несколько способов классификации финансового рынка:

  1. По принципу возвратности:

- рынок долговых обязательств;

- рынок собственности.

  1. По характеру движения ценных бумаг:

- первичный;

- вторичный.

  1. По форме организации:

- организованный;

- распределенный.

  1. По срокам предоставления денег.

Например: Акции

1. По принципу возвратности - _________________________________

2. По характеру движения ценных бумаг - _____________________________________________________________

3. По форме организации - _____________________________________

4. По срокам предоставления денег - ____________________________

IV. Рынок интеллектуальных продуктов:

- изобретения;

- инновации;

- информационные услуги;

- произведения литературы и искусства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с различными критериями, рынки классифицируются:

1. По экономическому назначению:

· рынок товаров и услуг;

· рынок инноваций;

· труда;

· жилья и т.д.

2. По географическому положению:

· местный;

· национальный;

· мировой.

3. По отраслевому признаку:

· нефти;

· компьютерный

· автомобилей и т.д.

4. По объекту и характеру продаж:

· оптовые;

· розничные.

5. По степени ограничения конкуренции:

· конкурентные;

· неконкурентные.

 

  Конкурентные Неконкурентные
Признаки Чистая конкуренция Монопольная конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм много несколько (25-70) 3-4  
2. Тип продукта идентичный дифференцирован-ный все не определено
3. Контроль над ценой Нет не значительный значительный полный
4. Условия входа в отрасль полностью свободный ограниченный крайне ограниченный практически невозможно
5. Пример с/х продукция лег. пром-ть наукоемкое пр-во ж/д, вооруж

 

Основные свойства рынка.

Активизирующие:

- __________________________________________________________

- __________________________________________________________

- __________________________________________________________

- __________________________________________________________

- __________________________________________________________

- __________________________________________________________

Сдерживающие:

- не способствует стабильности и сохранению невосполнимых ресурсов;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

- не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

- не обеспечивает основы для развития фундаментальных наук, т.е. слабо влияет на стратегическую перспективу;

- наличие циклов экономического развития во времени как процесса саморегуляции рынка.

 

Экономика, построенная по рыночным законам, выполняет функции:

- интеграционную, обеспечивая взаимосвязь производства и потребления;

- информационную, сообщая через механизм движения цен производителям о том, в чем нуждается общество, а потребителям – как рационально израсходовать свой доход;

- стимулирующую, т.к. конкуренция требует активного использования достижений НТП;

- регулирующую, поскольку движение цен на товары и услуги обуславливает изменение объемов производства, перемещение факторов производства из отрасли в отрасль, с предприятия на предприятие;

- распределяет и перераспределяет доходы, преодолевая их дифференциацию;

- санирующую, т.е. без вмешательства государства устраняя все, что неконкурентоспособно.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Лекция 3.Теория спроса и предложения

План:

  1. Теория спроса.
  2. Теория предложения.
  3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  4. Эластичность спроса.
  5. Эластичность предложения
  6. Излишек потребителя и производителя.

1. Спрос (demand) – желание и способность потребителя купить товар/услугу по определенной цене.

Формы проявления:

Qd – объем спроса – количество товара, которое покупатель желает приобрести.

Рd – цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество.

 

Взаимосвязь: обратная – закон спроса

Р - Q

Þ функция спроса – взаимосвязь цены и объема спроса

Qd= f (Р),

при прочих равных условиях.

 

Может быть задана:

  1. Аналитический способ - математической формулой.

Например: Qd = 7-Р

  1. Шкалой спроса
Рd Qd
   
   
   
   

 

3. Графический способ - линия спроса

 

 

P

 


D

Q

Исключения из закона спроса:

1. Парадокс Гиффена (англ.статистик и экономист 1837-1910)

Товар Гиффена – некачественный товар, для которого эффект дохода превышает эффект замещения; в то же время потребитель тратит на него большую часть дохода.

2. Эффект Веблена (проф.экономики Чикагского ун-та, 1875-1929)

– престижный спрос на дорогостоящие товары - Р - Q

Различают:

Рыночный спрос – спрос, предъявляемый всеми потребителями на рынке. Кривая вогнута к началу координат - при снижении цены, абсолютные приращения Q нарастают:

Р

 
 

 


Р1

Р2

Р3

Р4

 
 


DQ1 DQ2 DQ3 Q

DQ1 < DQ2 < DQ3

Находится путем суммирования функций индивидуального спроса.

Для определения размера рыночного спроса на товар предположим, что на рынке есть 3 покупателя, спрос на данный товар, в зависимости от цены выглядит так.

Цена за 1 шт. Покупатели Рыночный спрос
  A B C  
         
         
         
         
         

Кривая рыночного спроса - сумма значений спроса каждого, из индивидуальных потребителей.

 

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на товар отдельными потребителями.

Выпуклая кривая – обратная зависимость, т.к. по мере насыщения потребности снижение цены мало влияет на спрос индивида

DQ1 > DQ2 > DQ3

Р

 
 


Р1

Р2

Р3

 

Р4

 

 
 


DQ1 DQ2 DQ3 Q

 

 

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

  1. Ценовой фактор – изменение цены блага

Р

 
 


P1

P2

 
 


Q1 Q2 Q

– движение по кривой спроса Þ изменение объема спроса.

  1. Неценовые факторы:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Р

 
 

 


D2

D1

Q

 

Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т.к. устанавливается новая зависимость между ценой и объемом спроса.

 

2. Предложение (supply) – готовность продавцов продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене.

Формы проявления:

Qs – объем предложения – количество товара, которое производители желают продать

Рs – цена предложения – минимальная цена, по которой производители готовы продать определенное количество благ.

 

Взаимосвязь: прямая – закон предложения

Р - Q

Þ функция предложения – взаимосвязь цены и объема предложения

Qs= f (Р),

при прочих равных условиях.

 

Может быть задана:

    1. Аналитический способ - математической формулой.

Например: Qs = -5+2Р

    1. Шкалой предложения
Рs Qs
   
   
   
   

 

3. Графический способ - линия предложения

 

P

S

 

 

Q

 

 

Факторы, вызывающие изменение предложения:

  1. Ценовой фактор – изменение цены блага

Р

S

P1

P2

 
 


Q1 Q2 Q

– движение по кривой предложения Þ изменение объема предложения.

  1. Неценовые факторы:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Р

S1 S2

 

 

Q

 

Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой предложения, т.к. устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения.

 

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Совместим линию спроса и линию предложения на одном графике.

 

Р

 
 


S

E

Р0

D

 

Q0 Q

Точка Е (equilibrium) – точка рыночного равновесия.

Рыночная (продажная) цена не обязательно совпадает с Ро.

Если в результате каких-либо рыночных сил продажная цена растет, то всегда найдутся покупатели готовые купить по более высокой цене, но объем спроса сократится, а число желающих продать по этой высокой цене возрастет Þ затоваривание рынка Þ для избавления от излишка – снижение цены Þ Ро

Р

 
 


излишек S

E

Р0

D

 

Q0 Q

Снижение цены ведет к недостатку (дефициту) товара Þ появятся покупатели желающие купить этот товар по высокой цене (цене черного рынка) Þ оживятся производители, расширяя выпуск, а цена повысится, сокращая спрос Þ Ро

 

Р

 
 


S

E

Р0

дефицит D

 

Q0 Q


Существуют ситуации, когда D и S не пересекаются или имеют много точек пересечения.

  1. Объем предложения больше объема спроса при любой цене.

Например: затоваривание рынка в советский период калошами, валенками и.т.д.

Объем минимального предложения намного больше максимально возможного объема спроса по самой низкой возможной цене.

P

Q

  1. Цена предложения превышает цену спроса.

Например: дорогие рестораны.

Минимальная цена ненулевого предложения оказывается выше максимально возможной цены спроса.

P

 

 

Q

  1. Наличие двух точек пересечения.

Например: рынок труда.

P

Q

  1. Совпадение на вертикальном отрезке, т.е. в каких-то пределах изменение цены не сказывается на равновесных объемах продаж.

Например: автомобильный рынок (олигополистический рынок).

P

 

 

Q



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: