Введение в экономику
Запишите определения предмета микроэкономики с указанием источника. Например:
Микроэкономический анализ рассматривается как часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как отрасли, фирмы и домохозяйства, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика,1992, Т.2. С.390).
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (наемных работников, предпринимателей, фирм и так далее), а микроэкономический анализ объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Еще одним важным аспектом микроэкономики является изучение взаимодействия субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности (Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Прогресс, 1992. С.11).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Что изучает экономика –
____________________________________________________________________________
На что направлена экономическая деятельность- ____________________________________________________________________________
Что такое потребности –
____________________________________________________________________________
Понятие экономических и неэкономических благ -
__________________________________________________________________________
Человек®Потребности®Благо®Ресурсы
Для производства недостающих экономических благ необходимы производственные ресурсы (факторы производства):
- Труд – физические и умственные способности человека. Доход в виде заработной платы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Земля – природные, нерукотворные ресурсы: пахотная земля и другие земельные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы. Доход - рента.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Капитал – собственность созданная человеком, материальная (здания, оборудование, материалы и сырье, деньги и другие ценности) или духовная /интеллектуальная (произведения литературы и искусства, открытия и изобретения, новые технологии и промышленные образцы, торговые марки и т.д.). Доход - проценты._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предпринимательские способности – умение рационально использовать факторы производства, принимать выгодные решения, прогнозировать ситуацию и расчетливо рисковать. Доход - прибыль._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Особенности:
- ограничены;
- с развитием общества расширяется база используемых ресурсов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Þ Невозможно одновременное и полное удовлетворение потребностей Þ Проблема выбора
Модель «Границы производственных возможностей»
Производственные возможности показывают способность производить различные сочетания товаров при постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.
Пример:
Д | |||||||
К |
Дома
Катера
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кривая выпукла от начала координат, т.к.:
- производство товаров требует привлечения ресурсов не полностью взаимозаменяемых в производстве;
- показывает характер зависимости между производимыми товарами – увеличение одного ведет к уменьшению другого.
Альтернативные издержки – цена одного блага, выраженная в цене другого блага, которыми пришлось пожертвовать.
|
Дайте другие определения альтернативных издержек, альтернативной стоимости.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип альтернативного выбора основан на определении изменения предельных характеристик, которые могли бы произойти в результате конкретных действий.
Понятие альтернативного выбора связано с понятием эффективности.
Эффективность – это отношение того, что предприятие действительно производить, к тому, что она могла бы производить при существующих ресурсах, знаниях и способностях.
Эффективность= результат деятельности/ затраты
Модель производственных возможностей позволяет решить следующие задачи:
1. Определить условия эффективного производства.
2. Демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров.
3. Оценивать, за счет какого увеличения или уменьшения производимых товаров можно прийти к эффективному производству.
Экономическая организация производства и потребления состоит из блоков:
потребности
ресурсы технологии продукты использование
Последовательность действий является спиралеобразной:
удовлетворение одной потребности – формирование другой.
Данная схема показывает пункты возникновения экономических проблем:
- что – блок потребностей;
- как – блок ресурсов и технологий;
- для кого – блок продуктов и использования.
В зависимости от того, как экономика отвечает на эти «детские вопросы», различают экономические системы:
- традиционная – основанная на опыте, обычаях и традициях;
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- рыночная – на основе свободной конкуренции;
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- командно-административная – путем централизованного планирования и всевозможных ограничений;
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- смешанная.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главное:
- отношение к собственности;
- характер способа производства.
Субъектами рыночных отношений выступают физические лица (домашние хозяйства), юридические лица (фирмы) и государственные органы.
- домашние хозяйства - экономические единицы в составе одного или нескольких лиц. Они самостоятельно принимают решения по использованию какого-либо ресурса, стремясь максимально удовлетворить потребности семьи.
- фирмы;
- государство.
Модель «Кругооборот потоков»
Рынок ресурсов
Фирма Государство Дом. хозяйства
Рынок товаров и услуг
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микроэкономика в системе экономической теории
Микроэкономика – изучение процессов принятия решений домашними хозяйствами, фирмами и их взаимодействие на рынке.
Сделайте краткий конспект истории возникновения и развития микроэкономики как отдельной дисциплины экономической теории (Указать используемые источники).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
1. Экономическая теория – наука об управлении редкими ресурсами.
2. Что является предметом изучения экономики?
– человек, т.к. редкость ресурса зависит от его потребности.
3. Что является основой экономического мышления?
- осознание ограниченности ресурсов и необходимость постоянного выбора в этих условиях.
4. Основная проблема – это проблема выбора, как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей полезности для потребителя и прибыли производителя.
4. Интересы у людей противоречивы, для достижения цели они должны приходить к компромиссу Þ устанавливается равновесие:
- D и S
- потребителя Микроэкономика
- фирмы
- рынка
- экономики в целом Макроэкономика
Методы экономического анализа
Метод – (греч.) – путь или способ достижения.
1. Эмпирический метод – сбор и описание фактов и событий.
- опирается на данные наблюдений и эксперименты;
- выявленные факты – основа для научного обобщения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Статистический метод – (Вильям Петти - 1623-1686 – «Политическая арифметика» 1676)) – сбор и обработка количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Причинно-следственный метод (каузальный – causa (латин.) – причина) – выявление причинно следственной связи между отдельными явлениями.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Экономические категории – формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Позитивный и нормативный анализ (Адам Смит – 1723-1790).
Позитивный – констатация реальных фактов, вне зависимости от оценки людей Þпозитивный подход, описание реального мира, как такового.
Предполагает объяснение и прогнозирование в экономике.
Нормативный – предполагает оценочные суждения. То как должно быть. Þнормативный подход – рекомендательный характер, предложения направленные на изменение существующего устройства экономики Þэкономическая политика.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Метод научной абстракции (Давид Рикардо – 1772-1823) – выделение наиболее важных, существенных явлений и отвлечение от второстепенных, т.е. выявление типичных, постоянных, характерных черт. Необходим для систематизации, обобщения. Лежит в основе моделирования.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Функциональный метод – позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации Þ давать практические рекомендации.
Функции – переменные величины, зависящие от других переменных величин.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Маржинальный анализ – анализ на основе сопоставления предельных изменений. Предельные изменения – небольшие изменения, вносимые в план действий. Позволяет принимать оптимальные решения, когда получаемые предельные (дополнительные) блага, превышают предельные (дополнительные) издержки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Экономические законы – повторяющиеся, устойчивые связи и экономические явления, выявленные в результате использования разнообразных методов. Существуют объективно, вне зависимости от того открыты они или нет. Не могут быть изменены.
Волюнтаризм – попытка изменить законы «силовыми» способами.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономические модели
- абстрактное обобщение экономической действительности посредством уравнений, графиков. Описывает взаимосвязи экономических переменных.
Состоит из:
- предпосылок;
- экзогенных величин – известные данные, вводимые в модель;
- эндогенных величин – данные, получаемые в процессе реализации выдвинутой проблемы.
Создание модели связано с потерей части информации, что позволяет отвлечься от второстепенных элементов и сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязях.
Виды экономических моделей:
1. По уровню обобщения:
- абстрактно-теоретические;
- конкретно-экономические.
2. По сфере охвата:
- макроэкономические;
- микроэкономические.
3. По времени и характеру действия:
- статические;
- динамические.
4. По степени структуризации:
- малоразмерные;
- крупноразмерные.
5. По характеру взаимосвязи элементов:
- линейные;
- нелинейные и т.д.
Особенность:
- отражая экономическую действительность, она в то же время выступает как преобразователь реальности, согласно выдвинутых целей.
Лекция 2. Рыночная система
План:
1. Структура рынка.
2. Типы и виды рынков.
3. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Всех экономических субъектов на микроуровне согласно их функциям можно подразделить на две группы: покупателей и продавцов. Большинство лиц и фирм одновременно выступают на рынке в роли продавцов и покупателей. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена.
Структура рынка – это внутренне строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме.
Основой, определяющей структуру рынка, является:
- многообразие форм собственности;
- конкуренция;
- свободное ценообразование.
В зависимости от объектов купли продажи различают:
I. Рынок товаров и услуг
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Рынок факторов производства:
- рынок капитала;
- рынок землепользования и недвижимости;
- рынок труда.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Финансовый рынок.
Предмет продажи – деньги в различной форме.
Существует несколько способов классификации финансового рынка:
- По принципу возвратности:
- рынок долговых обязательств;
- рынок собственности.
- По характеру движения ценных бумаг:
- первичный;
- вторичный.
- По форме организации:
- организованный;
- распределенный.
- По срокам предоставления денег.
Например: Акции
1. По принципу возвратности - _________________________________
2. По характеру движения ценных бумаг - _____________________________________________________________
3. По форме организации - _____________________________________
4. По срокам предоставления денег - ____________________________
IV. Рынок интеллектуальных продуктов:
- изобретения;
- инновации;
- информационные услуги;
- произведения литературы и искусства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с различными критериями, рынки классифицируются:
1. По экономическому назначению:
· рынок товаров и услуг;
· рынок инноваций;
· труда;
· жилья и т.д.
2. По географическому положению:
· местный;
· национальный;
· мировой.
3. По отраслевому признаку:
· нефти;
· компьютерный
· автомобилей и т.д.
4. По объекту и характеру продаж:
· оптовые;
· розничные.
5. По степени ограничения конкуренции:
· конкурентные;
· неконкурентные.
Конкурентные | Неконкурентные | |||
Признаки | Чистая конкуренция | Монопольная конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
1. Число фирм | много | несколько (25-70) | 3-4 | |
2. Тип продукта | идентичный | дифференцирован-ный | все | не определено |
3. Контроль над ценой | Нет | не значительный | значительный | полный |
4. Условия входа в отрасль | полностью свободный | ограниченный | крайне ограниченный | практически невозможно |
5. Пример | с/х продукция | лег. пром-ть | наукоемкое пр-во | ж/д, вооруж |
Основные свойства рынка.
Активизирующие:
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
Сдерживающие:
- не способствует стабильности и сохранению невосполнимых ресурсов;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
- не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
- не обеспечивает основы для развития фундаментальных наук, т.е. слабо влияет на стратегическую перспективу;
- наличие циклов экономического развития во времени как процесса саморегуляции рынка.
Экономика, построенная по рыночным законам, выполняет функции:
- интеграционную, обеспечивая взаимосвязь производства и потребления;
- информационную, сообщая через механизм движения цен производителям о том, в чем нуждается общество, а потребителям – как рационально израсходовать свой доход;
- стимулирующую, т.к. конкуренция требует активного использования достижений НТП;
- регулирующую, поскольку движение цен на товары и услуги обуславливает изменение объемов производства, перемещение факторов производства из отрасли в отрасль, с предприятия на предприятие;
- распределяет и перераспределяет доходы, преодолевая их дифференциацию;
- санирующую, т.е. без вмешательства государства устраняя все, что неконкурентоспособно.
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лекция 3.Теория спроса и предложения
План:
- Теория спроса.
- Теория предложения.
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Излишек потребителя и производителя.
1. Спрос (demand) – желание и способность потребителя купить товар/услугу по определенной цене.
Формы проявления:
Qd – объем спроса – количество товара, которое покупатель желает приобрести.
Рd – цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество.
Взаимосвязь: обратная – закон спроса
Р - Q
Þ функция спроса – взаимосвязь цены и объема спроса
Qd= f (Р),
при прочих равных условиях.
Может быть задана:
- Аналитический способ - математической формулой.
Например: Qd = 7-Р
- Шкалой спроса
Рd | Qd |
3. Графический способ - линия спроса
P
D
Q
Исключения из закона спроса:
1. Парадокс Гиффена (англ.статистик и экономист 1837-1910)
Товар Гиффена – некачественный товар, для которого эффект дохода превышает эффект замещения; в то же время потребитель тратит на него большую часть дохода.
2. Эффект Веблена (проф.экономики Чикагского ун-та, 1875-1929)
– престижный спрос на дорогостоящие товары - Р - Q
Различают:
Рыночный спрос – спрос, предъявляемый всеми потребителями на рынке. Кривая вогнута к началу координат - при снижении цены, абсолютные приращения Q нарастают:
Р
Р1
Р2
Р3
Р4
DQ1 DQ2 DQ3 Q
DQ1 < DQ2 < DQ3
Находится путем суммирования функций индивидуального спроса.
Для определения размера рыночного спроса на товар предположим, что на рынке есть 3 покупателя, спрос на данный товар, в зависимости от цены выглядит так.
Цена за 1 шт. | Покупатели | Рыночный спрос | ||
A | B | C | ||
Кривая рыночного спроса - сумма значений спроса каждого, из индивидуальных потребителей.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на товар отдельными потребителями.
Выпуклая кривая – обратная зависимость, т.к. по мере насыщения потребности снижение цены мало влияет на спрос индивида
DQ1 > DQ2 > DQ3
Р
Р1
Р2
Р3
Р4
DQ1 DQ2 DQ3 Q
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
- Ценовой фактор – изменение цены блага
Р
P1
P2
Q1 Q2 Q
– движение по кривой спроса Þ изменение объема спроса.
- Неценовые факторы:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Р
D2
D1
Q
Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т.к. устанавливается новая зависимость между ценой и объемом спроса.
2. Предложение (supply) – готовность продавцов продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене.
Формы проявления:
Qs – объем предложения – количество товара, которое производители желают продать
Рs – цена предложения – минимальная цена, по которой производители готовы продать определенное количество благ.
Взаимосвязь: прямая – закон предложения
Р - Q
Þ функция предложения – взаимосвязь цены и объема предложения
Qs= f (Р),
при прочих равных условиях.
Может быть задана:
- Аналитический способ - математической формулой.
Например: Qs = -5+2Р
- Шкалой предложения
Рs | Qs |
3. Графический способ - линия предложения
P
S
Q
Факторы, вызывающие изменение предложения:
- Ценовой фактор – изменение цены блага
Р
S
P1
P2
Q1 Q2 Q
– движение по кривой предложения Þ изменение объема предложения.
- Неценовые факторы:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Р
S1 S2
Q
Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой предложения, т.к. устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Совместим линию спроса и линию предложения на одном графике.
Р
S
E
Р0
D
Q0 Q
Точка Е (equilibrium) – точка рыночного равновесия.
Рыночная (продажная) цена не обязательно совпадает с Ро.
Если в результате каких-либо рыночных сил продажная цена растет, то всегда найдутся покупатели готовые купить по более высокой цене, но объем спроса сократится, а число желающих продать по этой высокой цене возрастет Þ затоваривание рынка Þ для избавления от излишка – снижение цены Þ Ро
Р
излишек S
E
Р0
D
Q0 Q
Снижение цены ведет к недостатку (дефициту) товара Þ появятся покупатели желающие купить этот товар по высокой цене (цене черного рынка) Þ оживятся производители, расширяя выпуск, а цена повысится, сокращая спрос Þ Ро
Р
S
E
Р0
дефицит D
Q0 Q
Существуют ситуации, когда D и S не пересекаются или имеют много точек пересечения.
- Объем предложения больше объема спроса при любой цене.
Например: затоваривание рынка в советский период калошами, валенками и.т.д.
Объем минимального предложения намного больше максимально возможного объема спроса по самой низкой возможной цене.
P
Q
- Цена предложения превышает цену спроса.
Например: дорогие рестораны.
Минимальная цена ненулевого предложения оказывается выше максимально возможной цены спроса.
P
Q
- Наличие двух точек пересечения.
Например: рынок труда.
P
Q
- Совпадение на вертикальном отрезке, т.е. в каких-то пределах изменение цены не сказывается на равновесных объемах продаж.
Например: автомобильный рынок (олигополистический рынок).
P
Q