ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО




ПЛАН

1. Цель эссе.

2. Введение.

3. Философия Августина Аврелия.

4. Философия Фомы Аквинского.

5. Вывод.

6. Список литературы.

 

 

Цель эссе

Целью данного эссе является информирование студентов первого курса о наиболее ярких представителях философии эпохи средневековья - Святом Августине Филиппе де Шампанье и Фоме Аквинском, их философских взглядах и учениях. Написание этого эссе было ориентированно на возможность заинтересовать слушателей философами средневековья.

 

Введение

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация – переход к Новому времени. Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. В данный период начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии – парламентаризма. Средневековье справедливо называют эпохой веры, пронизано идеей теологии (учение о Боге). В пределах теологии философское мышление выполняет служебную роль. При внешней целостности средневековая - философия разделяется на два основных этапа: патристики (I-VII в.в. н.э.) и схоластики (IX - XV в.в. н.э.). Рассмотрим же представителей обоих этих этапов.

 

ФИЛОСОФИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

Святой Августин Филипп де Шампань.
Аврелий Августин (354-430 год н.э.) был приверженцем патристики (патристика означает философия и теология отцов церкви). Философ, богослов, политик, христианский проповедник и основатель августинизма, помимо этого ещё является родоначальником христианской философии. Учение Августина близко к неоплатонизму. Основные взгляды Августина можно сформулировать следующим образом:

· Первая его идея заключается в - идеи бога. Августин исходит из принципа - Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Бог - это граница для существования человека, то есть Бог – это недостижимая, высшая сущность человека. Он всемогущий. Так решается проблема креационизма: мир создаётся путём ограничения. Всё зло в мире от человека, наделенного свободой выбора между добром и злом, но так как человек не совершенен, он может заблуждаться и действовать не богоугодно. Предоставляя человеку свободу выбора, Бог дал ему возможность самому выбирать между благочестием и пороком.

· Вторая - идея времени. Идея одного направления и необратимости времени. Прошлое уходит безвозвратно в небытие, а будущее приходит к нам неизвестно откуда. Лишь в Боге время едино. Тоже происходит и в душе человека – воспоминания сосуществуют совместно с мечтами.

· Третья его идея состояла в социальной идее. Социальные идеи Августина прослеживаются в его двух опубликованных трудах: "О граде земном", "О граде небесном". В первом он рассматривает пороки светского государства. "Град небесный" посвящен церкви, в этой его работе превыше всего ставится Бог и служение ему. Августин Блаженный пишет, что два эти града противостоят друг другу. Первое служит материальным потребностям человека, второе - духовным.

Поскольку Бог – есть высшее существо, то и благо, и все, что им сотворено, все, что несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность.

Августин считал, что весь мир пронизан разумом, логосом, содержащим в себе свет, поскольку имеет общую историю возникновения - Бога. Однако ни вещи, ни человеческая душа не содержат в самих себе света. Бог - это Солнце, которое само не видно. Свет им сотворенный дает возможность познать телесные вещи, свет разума - свет благодати - истины откровения.

Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятий - рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета Священного писания церкви, эмоций и чувств). Величие Августина заключается в осуществлении им синтеза христианства и классической образованности. Его учение оказало огромное влияние на последующее развитие христианской теологии. И это влияние не ослабевает и сегодня.

 

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫАКВИНСКОГО

ФомаАквинский ( 1225 1274 ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Фома Аквинский считал недостаточным "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения, как считал Августин Блаженный. Фома Аквинский — один из самых авторитетных религиозных философов. Объединил христианское вероучение, в первую очередь идеи Аврелия Августина, с философией Аристотеля.

Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога.

1. Первое доказательство - доказательство от движения. Факт того, что все вещи изменяются в мире, наводит на мысли о том, что движимое двигается не иначе как с силой иной. Вещь может быть приведена в действие уже активной вещью. Следовательно, все что двигается, кем-то движимо. Иначе говоря, все, что движется, движется по воле Бога.

2. Второе - доказательство первой причины. Оно основано на невозможности бесконечного регресса: у любого явления есть причина, которая, в свою очередь, также имеет причину и так до бесконечности. Поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то момент объяснение должно остановиться. Эта конечная причина, по мнению Аквинского, является Богом.

3. Третий - путь возможности. То есть в природе есть вещи, существование которых возможно, но они могут и не быть. Если бы не было ничего, то ничто не могло бы начаться. Но не все сущее только возможно, должно быть что- то, существование чего необходимо - Бога.

4. Четвертым путем у Фомы Аквинского является путь степеней совершенства. То есть мы видим в мире различные степени совершенства, которые имеют свой источник в чем-то абсолютно совершенном. Если простыми словами - поскольку есть вещи, совершенные в разной степени, необходимым является существование чего-то, обладающего максимумом совершенства.

5. Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

Философ выделял три вида мудрости: мудрость благодати, высшая из всех; мудрость богословия, основанная на вере, но использующая разум для понимания; метафизическая мудрость, чьими инструментами являются разум и знание, так же он считал, что каждой вещи существование более важно, чем ее сущность. Единичная вещь существует не благодаря сущности, а благодаря сопричастности Бога. Мир состоит из субстанций. Все субстанции зависят от него, потому что именно он вдохнул в них жизнь. Только в Боге сущность и существование неразделимы и тождественны. Существование его - это самосуществование, а существование всего остального – зависит от Бога.

 

 

Вывод

Все вышеперечисленное раскрывает читателям и слушателям общую сущность эпохи средневековья, философские взгляды ярких представителей этой эпохи и в полной мере показывает некое противостояние в двух условных этапах - патристики и схоластики. Августин и Фома Аквинский - основные создатели христианской политической теории. Смею надеяться, что цель данного эссе выполнена в полной мере, то есть повешена заинтересованность студентов к данной эпохе.

 

Список литературы

· Конспекты

· Учебник

· https://fil.bobrodobro.ru/7988

· https://studfiles.net/preview/6439897/page:7/

· https://studfiles.net/preview/5866075/page:13/

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: