"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное" (Мф.19:14)
"Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3:5-6).
Ветхозаветным прообразом Крещения, убеждающим, что дети, так же как и взрослые не отвергаются Богом от Народа Божьего, является библейское прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами и для апостола Павла это знак будущего Крещения: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1 Кор. 10, 1-2).
Ветхозаветное представление о вступлении в Завет (т.е. Церковь) предполагало участие всей семьи без исключений. И вступить в Завет, это значило - получить покров Божий, жить с Творцом, находясь с Ним в благодатном союзе. Избранничество и обетования Ветхого Завета распространялись и на детей. Новый Завет приблизил человека к Богу, а не отдалил его. Поэтому, вступающий в Новый Завет, вступает под покров искупительной благодати Христовой, входит в народ спасаемых (1Кор. 1,18) вместе с детьми.
В Предании Церкви о Крещении младенцев известно издревле. Можно ли не пускать детей к Христу, сознательно лишая их благодати святого Крещения? Безусловно, Крещение младенцев совершалось в домах принимавших христианство всей семьей, как например, в доме Лидии (Деян. 16, 14. 15) или доме Стефана (1 Кор. 1, 16)
"Спасешься ты и весь дом (ό оίκoς) твой... Крестился сам и все домашние его" (Деян. 16:15, 31:33)."Крестилась Лидия и домашние ее", "Крестил я также Стефанов дом" (τoνоικον) - (1 Кор. 1:16). Под словами; "домашние ее, его, дом твой, Стефанов дом," разумеются, очевидно, дети, составляющие с родителями дом, семью, которые и были крещены апостолом.
|
Апостол Петр призывает креститься каждому из взрослых и детей — «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог» (Деян. 2:38).
Апостол Павел повелевает, чтобы в пресвитеры поставлялись лица, между прочим, имеющие "детей верных" (πιστα от πιστός - верный, верующий) - Тит. 1:6. Πιστός в новозав. писаниях означает принявших Святое Крещение, христиан: "когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною (πιστήν) Господу, то войдите в дом мой" (Деян. 16:15; ср. Еф. 1:1; Деян. 10:45; 1 Кор. 7:14; 1 Тим. 4:10; От 17:14 и др.).
Очевидны древнейшие христианские свидетельства о Крещении младенцев, в том числе в Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра:
"Ибо «не отлагай, – говорит (Писание), – обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день" (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо "Пустите, – говорит (Господь) – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им" (Мф.19, 14)".
У св. Иустина Философа видим ясное свидетельство о Крещении младенцев: "Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их на Крещение"
|
Об этом же читаем у св. Иринея Лионского. Он пишет, что Христос "пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев". Возрождение для Бога здесь — это принятие Таинства Крещения, ибо "Человек, по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения".
В сочинении "О Церковной иерархии" св. Дионисий Ареопагит приводит важное суждение: "Божественные наставники наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения".
Ориген называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: "Церковь приняла предание от Апостолов преподавать Крещение младенцам". Оригенсвязывет Крещение с необходимостью избавления от первородного греха: "Младенцы крещаются во отпущение грехов. Каких грехов? или когда они согрешили? И каким образом может быть для них нужна купель Крещения, если не в том смысле, о котором мы только что сказали: "никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его на земли". И поскольку через Таинство Крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы".
|
В новозаветной Церкви Крещение заменило собою ветхозаветное обрезание, о чём и говорит апостол:
“В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении” (Кол. 2:11–14).
Но в ветхозаветной Церкви обрезание производилось на восьмой день после рождения!
“Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола” (Бытие, 17.12).
Очевидна тогда необходимость Крещения младенцев, как новозаветного обрезания, ведь сказано: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам надлежит обетование, и детям вашим (!), и всем дальним…” (Деян. 2:38–39).
На Карфагенских Соборах в 252 и 419 гг. был поднят вопрос о Крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости Крещения их. Святой Киприан, епископ Карфагенский, писал от имени Собора (в 252 г.) еп. Фиду:
"что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией... Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи".
Карфагенский Собор (419-426 г.), определил 110 (124) правилом: "кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия... тот да будет анафема".
Правила Карфагенского Собора вошли во все канонические сборники Православной Церкви и имеют непререкаемый церковный авторитет, поскольку решения этого Собора были подтверждены позднейшими постановлениями VI-го (2 прав.) и VII-го (1 прав.) Вселенских Соборов, как общезначимые для всей полноты Православной Церкви. В результате этой рецепции данные правила "получили вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви", что и нашло свое отражение в церковной богослужебной практике и писаниях Святых Отцов.
На VI Вселенском Соборе было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (правило 84).
Хотя в IV и начале V века были, случаи крещения даже святителей в позднее время, однако те же Святые Отцы нам сохранили весьма важные свидетельства о необходимости Крещения в младенческом возрасте.
Свт. Григорий Богослов: "У тебя есть младенец? - Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу... Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным" (Св.Григорий Богослов. Слово 40. На Святое Крещение).
Блаженный Августин свидетельствует о том же:
«Это (Крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».
В 517 году семь епископов собрались в Героне и сформулировали десять дисциплинарных правил, обязательных для церкви Испании. Пятое правило утверждает, что "...в случае если предлагаемые для крещения младенцы больны... [надлежит] крестить их даже если это имеет место в день их рождения...", и это правило было обязательным для исполнения (Роберт Робинсон, История Крещения, Лондон: Томас Нот, 1790, с. 269).
Епископ Никодим (Милош) в толковании на Правила Православной Церкви пишет, что с V века Крещение детей стало общим правилом всей Церкви, так как: "Греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собой разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые".
Необходимость Крещения младенцев запечатлена в Символических книгах Православной Церкви, так, в "Послании Восточных Патриархов" сказано:
"Веруем, что Святое Крещение... нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без Крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в Крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно Крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны Креститься. И в Деяниях говорится, что Крестились все домашние (16, 33), следственно, и младенцы. О сем ясно свидетельствуют и древние Отцы Церкви" (Послание Патриархов Восточно-кафолическия Церкви о Православной вере, 103).
То, что христиане издревле крестили младенцев, свидетельствуют надписи на гробницах детей первых веков в римских катакомбах. В музее Рима хранится фрагмент надписи, выполненной на могильном камне ребенка, умершего в очень раннем возрасте. Вероятно, в день смерти ему не исполнилось еще и месяца. Эта надпись свидетельствует о том, что ребенок был крещен. О нем говорится, как о "dulcissimenate" (ILCV 1:1520), что буквально переводится как "блаженно омытый". Обычно ребенок крестился в течение первой недели жизни, но в случае болезни крещение производилось незамедлительно, в день его рождения. Одним из доказательств этого может служить надпись 260 г. по Р.X., найденная в северной Африке (InscriptionesLatinaeChristianae, II,4429-A):
"Arisusinpacenatusorasextabixitsuprascriptas VIIII"
означающая, что умерший ребенок был крещен через девять часов после рождения.
Свидетельства, содержащиеся в писаниях отцов церкви, церковных апологетов и соборов относительно крещения младенцев в первые века христианской эры, подтверждаются находками в подземельях и местах захоронения Среднего Востока, Африки и Южной Европы. Следует заметить, между прочим, что не найдено христианских эпитафий, составленных ранее 200-х годов. Таким образом, свидетельства о крещении младенцев появляются одновременно с появлением первых христианских надгробных надписей.
Надписи на надгробных камнях, установленных в те времена на могилах маленьких детей, содержат признаки и символы, позволяющие заключить, что речь идет о крещенных младенцах. Надпись, сделанная по-латыни на одном из таких надгробных камней, датируемых примерно 200-м годом, содержит в пятой строке слова: "Раб Божий", подтверждая тем самым, что ребенок, возраст которого на день смерти составлял один год, два месяца и четыре дня, был уже крещен.
Противники Крещения детей ссылаются на то, что благодать Всесвятого Духа даётся по вере, и, таким образом, младенцы, как не способные сознательно верить, не могут, мол, получить и благодать. Однако мы имеем в Священном Писании пример, когда благодать сошла на человека по вере иных людей – в данном случае по вере четырёх друзей, принесших к Иисусу тело своего парализованного товарища, утратившего всякую надежду на исцеление:
“И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизится к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши её, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мк, 2:3–5).
Точно так же, по вере родителей и восприемников подаётся в Таинстве благодать и младенцу, которого принесли они в храм: «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, п. 289).
"Я верую, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они - овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола" (SymeontouNeouTheologoueurethentaasketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494).