Военные операции в районе Курской дуги




Наибольший вклад в восстановление стальных магистралей в 1943 году Курская битва продолжалась с 5июля по 23 августа 1943 года (50 дней). Подготовительный период проходил в апреле-июне 1943 года, в ходе которого железнодорожники перевозили целые армии в полном составе. С 20 июня по 16 июля 1943 года ударными темпами шло строительство железной дороги Старый Оскол-Ржава.

Начальником станции Курск в 1943 году был П.А.Шубин, ставший в дальнейшем Героем Социалистического Труда.

В сражении на Курской дуге участвовало свыше 2 млн. воинов Красной армии, тысячи танков, орудий и миномётов. Самоотверженно трудились и воины-железнодорожники, обеспечивая бесперебойное движение поездов на запад. На дорогах Донецкого бассейна надо было вернуть к нормальной эксплуатации 8 тыс. км железнодорожных путей, 1500 мостов и 400 станционных зданий: ликвидировать последствия разрушений на узловых станциях Славянск, Сталино (Донецк), Иловайское, Красноармейск, Никитовка и других. Руководящие работники НКПС Б.Н.Артюнов, М.Я.Белоусов, И.Д.Гоциридзе, В.С.Гаврилов, В.А.Гарнык, В.В.Курочкин принимали все меры для улучшения работы железнодорожного транспорта, повышения пропускной способности прифронтовых направлений. Во время подготовки и в ходе Курской битвы по железным дорогам было доставлено 1410 эшелонов.

В ходе боёв уже в сентябре 1943 года советские войска вышли к Днепру, с ходу форсировали его и захватили более 20 плацдармов на правом берегу. В конце декабря 1943 года от Полесья до Чёрного моря развернулась наступательная операция по освобождению Правобережной Украины и Крыма.

В короткие сроки была произведена перешивка пути участка Казатин-Голендры с европейской на отечественную колею. Успешно справлялись с заданием командования фронта воины-железнодорожники, руководимые генерал-майором П.В.Кабановым.

В ходе подготовки и проведения наступательной операции на Прибалтийском фронте ощутимую помощь войскам оказали партизаны Белоруссии.

Главной задачей железнодорожников было восстановление освобождённых линий: Смоленск-Витебск-Полоцк-Двинск-Шауляй и Полоцк-Молодечно. В связи с высокими темпами наступления наших войск было решено сначала сооружать высоководные переходы на обходах больших мостов, а затем строить временные мосты на высоких опорах. Мост длиной 246 м был восстановлен за 9 суток. Также были построены мостовые переправы через Западную Двину у Полоцка и Двинска.

29 июля 1944 года наши войска освободили Брест, завершив тем самым изгнание немецко-фашистских захватчиков с белорусской земли. К этому времени 1-я Гвардейская железнодорожная бригада и личный состав УВВР-20 восстановили и перешили с западноевропейской на союзную колею 164 км пути, а также ввели в строй 19 мостов. Завершающим стратегическим этапом Великой Отечественной войны явилась Берлинская операция, начатая советскими войсками 16 апреля и завершённая 8 мая 1945 года.

Для организации перевозок ещё в ноябре 1944 года создали три Военно-эксплуатационных управления (ВЭУ). В феврале 1945 года эксплуатация фронтовых железных дорог была передана в ведение военных сообщений с правом привлечения местных железнодорожников.

Освободительная миссия Красной армии в 1944-1945 годах в юго-восточных и центральных европейских странах сопровождалась введением в строй в короткие сроки около 50 тыс. км железных дорог и выполнением значительного объёма воинских перевозок. За каждой цифрой и фразой о фронтовых и ратных подвигах стоят люди, трудом, доблестью и честью которых был завоёван мир и Великая Победа.

 

Два победителя

Всю жизнь они были машинистами. В лихую годину войны они должны были надеть шинели, полагаться на своё мужество и силу, а пунктом назначения их локомотивов стали фронтовые дороги, завершившиеся в Берлине.

Машинист Виктор Лион принимал личное участие в поездках Верховного главнокомандующего страны И.В.Сталина на Тегеранскую, Ялтинскую и Постдамскую конференции, на которых решалась судьба войны и мира.

Потсдамская конференция решала судьбы послевоенной Европы. Сталин, не любивший и опасавшийся дальних переездов, не поехать в Потсдам не мог. Он прибыл в Берлин на специальном литерном поезде в середине июля 1945 года в обстановке крайней секретности. Секретный указ о том, что необходимо организовать специальные поезда для членов политбюро и высшего руководства страны появился ещё в 1941 году. Несколько машинистов были вызваны в НКВД для объяснения им задачи особой государственной важности. Среди них был и Виктор Лион. Поначалу он отказался от данного предложения, но вскоре последовал приказ: «Вы коммунист, идите, оформляйтесь…». Секретность и ответственность – вот что стало главным для машиниста. Во время войны Сталин редко решался покидать Ставку. Поездки были не часты, но чрезвычайно ответственны. С машинистов был особый спрос, их работа подчас представляла большую опасность для жизни, чем на передовой.

Андрей Лесников 25 апреля 1945 года в самый разгар боёв за Берлин привёл первый поезд, открыв движение на участке Кюстрин-Берлин.

Они доехали до Берлина. Они вернулись домой. За их плечами – великий подвиг.

Поезда Великой Отечественной….

20 млн. вагонов со снарядами, боевой техникой, раненными, продовольствием. Если эту бесконечную цепочку связать, то она 4 раза обернёт земной шар по экватору. Их руками восстановлено земляное полотно такой длины, которая в 15 раз превышает расстояние от Москвы до Владивостока.127 железнодорожникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Они были просто машинистами, стрелочниками, железнодорожными строителями. Но они остались в нашей памяти победителями….

Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне, потому что стальные магистрали связали в единое целое огромную территорию нашей страны. Железные дороги войны – это 18 млн. эвакуированных и спасённых жизней, тысячи тонн грузов, более 2,5 тыс. крупных промышленных предприятий, работавших во имя Победы на востоке. Это снаряды и боеприпасы, доставленные под бомбёжками на фронт. Немцы бомбили железные дороги с большей интенсивностью, чем дислокации военных частей. Но поезда всё шли и шли сплошным потоком, порой интервал между ними составлял 600-700 метров. Только железнодорожник сможет понять, какая это нагрузка не только для машиниста, но и для тех, кто дежурит на станции, переводит стрелки, готовит очередной локомотив для отправки.

Они были беззащитны перед авианалётами.

Большие работы проводились службой военных сообщений и железнодорожными войсками по строительству, восстановлению железных дорог, обходов узлов, заграждению железных дорог, оборудованию водных путей сообщения, организации морских и речных перевозок войск и материальных средств, перевозу кораблей и судов.

Много труда в решении сложных задач, стоявших перед службой военных сообщений в годы войны, вложили И.В.Ковалёв, В.И.Дмитриев, А.В.Добряков, П.И.Румянцев, А.Г.Черняков, С.В.Хвощев, К.А.Рассалов, Ф.Н.Зеленцов, С.Н.Кресик и многие другие.

Только на территории Германии, Польши, Венгрии, Австрии и Чехословакии воины-железнодорожники восстановили 23 733 км железных дорог. К концу войны общая длина железнодорожных линий, обслуживаемых эксплуатационными частями железнодорожных войск в прифронтовой полосе, достигала 14 800 км.

Заключение

 

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Работа дала мне многое - я погрузилась в эту тему на просторах интернета и нашла много информации о героических буднях железной дороги в годы Великой Отечественной войны, о железнодорожниках, которые внесли весомый вклад в победу над фашистами.

Я думаю, что мы, молодое поколение, а тем более юные железнодорожники, должны знать как можно больше о героическом труде железнодорожников в период ВОВ, и хранить об этом память в своих сердцах, и передавать её будущим поколениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: