Для классификации международных организаций могут быть применены следующие критерии.
Ø По характеру членства они делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы на основе международного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Международный комитет Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).
Ø По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (Например: ООН)
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть - 13 стран.
Членами Организации Исламского сотрудничества (ОИС) могут быть только мусульманские государства - 57 стран;
Ø Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции.
а)Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).
б) Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области. Например: Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и т.д.
Ø Можно вывести также классификацию международных организаций по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников. К этой группе относится подавляющее большинство международных организаций;
б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
Ø С точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
Ø Важным критерием классификации международных организаций является функция создаваемого образования. Функция делает необходимыми и некоторые особенности в структуре и порядке образования. С этой точки зрения можно выделить следующие категории организаций:
1) международные организации, обладающие регулирующими, контрольными, оперативными функциями. Такие организации принимают решения, определяющие цели, принципы, правила поведения государств-членов;
2) международные административные союзы. Это речные комиссии, исполнительные бюро, создаваемые для исполнения какого-либо договора, например: Организация по запрещению химического оружия (созданная в 1997 г, после вступлении в силу Конвенции о запрете химического оружия в 1993 г).
В качестве административных союзов также создавались ВПС (Всемирный почтовый союз) и МСЭ (Международный союз электросвязи).
Порядок формирования международных организаций.
Процесс формирования международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.
Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации.
Наименования такого акта могут быть различными: стат у́ т (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, АС), конвенция (ВПС, ВОИС) и др.
Дата его вступления в силу считается датой создания организации. Так, например, устав ООН был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран, а ратифицирован 24 октября того же года. Следовательно ООН существует с 24 октября 1945 г.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.
Генеральная Ассамблея — это главный совещательный форум ООН, на котором в многостороннем режиме обсуждается весь спектр актуальных международных проблем.
Например, так были созданы ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН – Программа развития ООН (1965 г.).
В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ
(Международное Агентство по Атомной Энергии)
Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации.
В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.
Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей.
Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.
Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.
Например, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге гос-ва — участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия — подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г.