Научить элементарной оценке сформированности/несформированности компонентов школьной готовности у ребёнка.




Егорова Ирина Михайловна

Учитель начальных классов

Родительское собрание.

Тема: Скоро в школу.

Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
2. Уточнить представления о содержании понятия «готовность к школе», компонентов готовности к школе и иерархии этих компонентов.

Научить элементарной оценке сформированности/несформированности компонентов школьной готовности у ребёнка.

4. Обогатить содержание общения с ребёнком, направленное на развитие компонентов школьной готовности в семье.

Ход собрания:

Вам известно состояние ожидания, когда кончается СЛАЙД 2.
важная часть, предстоит что-то очень значительное,
притягательное, но пока ещё неопределённое.
На душе смутно, одолевают самые противоречивые
чувства: печаль расставания, радостное нетерпение,
опасение неизвестности…, всё так перепутано, трудно…
То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот
болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не
усидеть, всё из рук валится… Вам знакомо это
состояние? Тогда вы легче поймёте ребёнка,
находящегося на важном перепутье своей жизни:
в промежутке между дошкольным и школьным
детством”.

(Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.)

 

Выступление учителя:

Я рада видеть на нашем первом родительском собрании в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных малышей в школу и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко. Что их ждёт впереди? Как помочь детям преодолеть трудности на этом пути. СЛАЙД 3.

Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

Игра. Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть "объявление в газете" (несколько строчек) или "реклама на радио, телевидении". В "рекламе" или "объявлении" необходимо кратко рассказать самое главное о своём ребёнке и о себе. Выступление должно быть не дольше 2 минут.

Первый и чаще всего возникающий вопрос у родителей - что такое готовность детей к школе? СЛАЙД 4. Давайте и мы обсудим этот вопрос?

Сегодня на собрании мы поговорим о том, что такое готовность к школе, я постараюсь ответить на вопросы, которые чаще всего возникают у родителей будущих первоклассников. СЛАЙД 5.

Какие документы необходимо сдать, при поступлении ребёнка в школу: СЛАЙД 6

Копия свидетельства о рождении

Медицинская карта

Копия страхового полиса

Заявление

Анкета родителей

Заполнить договор в 2 экземплярах

 

Многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? Готовность к школе – это умение читать и писать?

Почему в школу принимают детей 6,5-7 лет? Ребенок 6-ти лет действительно способен усваивать учебный материал, но при этом еще остро сохраняется потребность играть.

Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. С этой целью еще в раннем дошкольном возрасте у ребенка в распорядке дня появляются учебные занятия. Парадокс заключается в том, что можно не уметь читать и писать к началу учебного года, а быть готовому к школе и успешно обучаться. И наоборот, можно владеть определёнными учебными навыками до школы. А в дальнейшем не усваивать школьную программу, и отставать, отставать, отставать.

Часто бывает, что приходя в школу, ребёнок неплохо читает, иногда даже больше нормы по технике чтения. И в начале первого класса, когда все дети начинают изучать первые буквы алфавита, он старается показать свои знания, ребёнок тянет руку, просит почитать вслух, когда весь класс изучает классификацию звуков, учатся анализировать их, чертить схемы слов, мальчик демонстративно не принимает участия в уроке, теряет интерес к обучению и откровенно скучает. Почему так происходит?

Да потому что, ребёнок может читать и считать, но у него не сформированы навыки поведения на уроке (произвольность поведения), положительное эмоциональное отношение к учёбе, умение общаться, выражать свои мысли вслух, не развита тонкая координация моторики рук (взаимодействие движения рук со зрением), тогда вся учёба пойдёт наперекосяк. На что же надо обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Самое важное – заниматься выработкой произвольности поведения у ребёнка, т. е. способностью усилием воли управлять собой и своим поведением. Наблюдая за детьми первые дни в школе, можно увидеть, что у детей произвольности ещё нет. Например, учитель просит детей успокоиться, послушать тему урока, но есть такие дети, которые встают, ходят, трогают или рассматривают учебные вещи на партах у других детей.

СЛАЙД 7 Родители могут формировать произвольность у своих детей в домашних условиях. Принцип формирования произвольности очень прост: надо помочь ребёнку довести начатое дело до конца, поддерживать его морально и эмоционально. Сейчас в магазинах очень много литературы по подготовке детей к школе, но всегда нужно помнить, что шестилеткам трудно удерживать внимание больше 10 минут, поэтому занятия должны быть не более 30 минут и за это время необходимо сменить, как минимум три формы работы. На первом этапе рекомендуется выполнять задания вместе с ребёнком. Второй этап предполагает частичную помощь, наводящие вопросы, одобрение. На третьем этапе ребёнок уже сам выполняет задания и получает от этого удовольствие. Если ребёнок выполняет задания только в присутствии взрослого, значит, оставьте все свои дела и садитесь рядом с ребёнком, самое главное, чтобы начатое дело было доведено до конца.

И не забывайте читать детям сказки. Сказки – это умение слышать и слушать! Дети очень любят слушать чтение сказок на ночь, они их успокаивают. Читать можно и днём, но не так: в одной руке у ребёнка банан, а другой он гладит кошку. Усадите ребёнка на диван, пусть он успокоится, а потом начинайте читать. Те родители, которые утверждают, что их ребёнок не может успокоится и, наоборот, начинает прыгать от встречи со сказкой, скорее всего, мало читают своему ребёнку (отсюда и такая реакция). Очень полезно пересказать прочитанную сказку. Это развивет память, речь, ребёнок учится выражать свои мысли вслух. В это время не отмахивайтесь от ребёнка, разговаривайте с ним, используя всё своё умение и терпение слушать.

Как вы поняли, что готовности к школьном обучению не принципиально, на самом деле, умеет ли ребенок читать или считать. СЛАЙД 8

Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие? СЛАЙД 9

Фонематический слух СЛАЙД 10

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Различение звонких и глухих, например г-к - непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо)

Звукопроизношение СЛАЙД 11

Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.

Ребенок к пяти годам должен выговаривать все звуки! Несмотря на наличие логопедических групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи.

Память СЛАЙД 12

Проверить уровень развития механической памяти нетрудно. Предложите малышу поиграть. Пусть он представит себя, скажем, ведущим детской телевизионной передачи. Для этого нужно хорошо запомнить сказку, чтобы рассказать ее маленьким зрителям. Дайте ребенку установку: “Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, я еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь”.

Текст должен быть примерно таким:

  • Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5 –6 повторения ребенок с задачей не справляется, механическая память у него развита недостаточно.

Ориентация в пространстве СЛАЙД 13

Проверяем, как сформированы пространственные представления. Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д..

И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.

Качество детского рисунка. СЛАЙД 14

Одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма является качество детского рисунка. Рисование не пустая забава, а один из важнейших этапов развития. Рисование развивает интеллект, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир малыша, формирует у него представления о прекрасном. Поэтому стоит обратить внимание на то, что и как он рисует. Если вы заметили, что ребенок равнодушен к рисованию, и на ваше предложение нарисовать что-нибудь обычно отказывается: «Не хочу… не умею… не знаю, что рисовать» - это серьезный повод для беспокойства. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской - и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.

Личностная готовность

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Бывает так, что ребенок подготовлен к школе интеллектуально, но в беседе выясняется, что он не хочет туда идти. Попытайтесь выяснить, почему это происходит. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат вашего влияния. Проанализируйте что и как вы говорите о школе, учителях.

СЛАЙД 15 Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях.

СЛАЙД 16 Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

И, наконец, в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: