СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ




Вариант № 5

Задание 1 № 12147

В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амёбами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Задание 2 № 898

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) производят органические вещества из неорганических

2) запасают воду

3) синтезируют молекулы АТФ

4) контролируют жизнедеятельность

Задание 3 № 1251

Какие грибы размножаются почкованием?

 

1) опята

2) пеницилл

3) дрожжи

4) мукор

Задание 4 № 804

У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни

 

1) боковые

2) воздушные

3) придаточные

4) главные

Задание 5 № 1387

На ри­сун­ке схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­же­но стро­е­ние сердца

 

1) Рыбы

2) Земноводные

3) Пресмыкающиеся

4) Птицы

Задание 6 № 776

Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

 

1) S-образного позвоночника

2) сводчатой стопы

3) гортани

4) кисти

Задание 7 № 425

В какой ткани межклеточное вещество настолько мало развито, что его трудно обнаружить?

 

1) нервной

2) соединительной

3) мышечной

4) эпителиальной

Задание 8 № 1227

Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них

 

1) минеральных солей

2) углеводов

3) жиров

4) белков

Задание 9 № 1228

В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?

 

1) миоцитах

2) лейкоцитах

3) эритроцитах

4) тромбоцитах

Задание 10 № 1489

Какой кро­ве­нос­ный сосуд обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 2?

 

1) лёгочная артерия

2) аорта

3) лёгочная вена

4) ниж­няя полая вена

Задание 11 № 590

Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?

 

1) пищевод

2) аорта

3) трахея

4) позвоночник

Задание 12 № 2081

Организм че­ло­ве­ка про­из­во­дит тепло в результате

 

1) окис­ле­ния уг­ле­во­дов

2) син­те­за бел­ков

3) потоотделения

4) га­зо­об­ме­на в альвеолах

Задание 13 № 592

К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?

 

1) жёлтый

2) оранжевый

3) зелёный

4) серый

Задание 14 № 337

Что является примером врождённого рефлекса у человека?

 

1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора

2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

3) выделение желудочного сока на запах пищи

4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом

Задание 15 № 979

Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение

 

1) артериальное, и необходимо наложить жгут

2) венозное, и необходимо наложить жгут

3) венозное, и необходимо наложить тугую повязку

4) артериальное, и необходимо наложить тугую повязку

Задание 16 № 1611

К био­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам относится

 

1) парниковый эффект

2) кислотный дождь

3) полёт в космос

4) смена сообщества

Задание 17 № 757

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то его кровеносная система должна иметь

 

1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения

2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения

3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения

4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

Задание 18 № 663

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ект Про­цесс
Кап­су­ла нефро­на ...
Чув­стви­тель­ный ней­рон Про­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) фильтрация крови

2) перенос генетической информации

3) газообмен

4) образование АТФ

Задание 19 № 2990

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А. Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б. Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Задание 20 № 14744

Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

 

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает

2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт

3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 усл. ед.

4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 ºС

Задание 21 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) усиливают волнообразные движения кишечника

2) усиливают секрецию желёз желудка

3) замедляют сердечные сокращения

4) усиливают потоотделение

5) учащают сердечные сокращения

6) увеличивают содержание сахара в крови

Задание 22 № 2373

Известно, что ав­стра­лий­ская ехидна — яй­це­кла­ду­щее млекопитающее, до­бы­ва­ю­щее термитов и му­ра­вьев своим длин­ным языком. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Ехидна весит до 5 кг и имеет раз­ме­ры до 50 см.

2) Ехидну впер­вые описали в 1792 году, оши­боч­но причислив к муравьедам.

3) Первую ехид­ну обнаружили в муравейнике, где она своим длин­ным липким языком, вы­тя­ги­ва­ю­щим­ся на 18 см из узкой вы­тя­ну­той морды, ло­ви­ла муравьев.

4) Передние лапы ехид­ны укорочены, паль­цы снабжены мощ­ны­ми плоскими когтями, при­спо­соб­лен­ны­ми для раз­ла­мы­ва­ния стенок тер­мит­ни­ков и рытья земли.

5) Ехидна пе­ре­ме­ща­ет яйцо из кло­аки в вы­вод­ко­вую сумку, где име­ют­ся млечные же­ле­зы без сосков, по­это­му детеныши сли­зы­ва­ют молоко с шер­сти матери.

6) При опас­но­сти ехидна сво­ра­чи­ва­ет­ся в шар, пряча живот и вы­став­ляя наружу колючки.

Задание 23 № 538

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ЖИВОТНОЕ ТИП РАЗВИТИЯ
A) обыкновенный уж 1) прямое
Б) заяц-беляк 2) непрямое
В) майский жук  
Г) гребенчатый тритон  
Д) бурый медведь  

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Задание 24 № 1439

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ро­маш­ки на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Двудольные

2) Ромашка

3) Растения

4) Астроцветные

5) Цветковые, или Покрытосеменные

6) Астровые, или Сложноцветные

Задание 25 № 956

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дендрит 2) аксон 3) серое вещество 4) чувствительный нейрон
5) вставочный нейрон 6) двигательный нейрон 7) сократимость 8) проводимость

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Задание 26 № 221

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа инжира. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии работы ис­поль­зуй­те линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наиболее ши­ро­кой части

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фрагмента)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Задание 27 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

Задание 28 № 1087

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Где образуются антитела при вакцинации?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫИ СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

Задание 29 № 2324

Пользуясь таб­ли­цей «Размеры яй­це­кле­ток животных», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

 

 

1) Назовите раз­ме­ры яй­це­клет­ки у пред­став­лен­но­го в таб­ли­це земноводного.

2) Почему раз­ме­ры яй­це­кле­ток у ас­ка­ри­ды так малы?

Задание 30 № 14784

В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: