Что дает пальчиковая гимнастика детям?




Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

 

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

∙ Способствует овладению навыками мелкой моторики.

∙ Помогает развивать речь.

∙ Повышает работоспособность коры головного мозга.

∙ Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

∙ Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

 

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Для развития стоп и пальцев ног полезны:

∙ Ходьба по гальке, по массажным коврикам, по ребристой доске.

∙ Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.

∙ Игры с носовым платком: собрать его ногами, сложить «уголок к уголку».

∙ Упражнения для профилактики плоскостопия:

- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стоп вперед, выпрямляя колени.

- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.

- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.

 

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

∙ Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

 

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

 

∙ Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

∙ Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

∙ можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

∙ катать крупу между большим и указательным пальцами;

∙ придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

∙ покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

∙ Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала:пальчек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

∙ Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

∙ Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.

Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

Шары

Много шаров мне вчера подарили.

Я сосчитал их — всего их четыре.

(Дети попеременно стучат кулачками и хлопают в ладоши. Показывают по четыре пальца на обеих руках.)

Много шаров одному мне не надо.

(Вновь ритмично стучат кулачками и хлопают в ладоши.)

Будут друзья мои шарикам рады.

Первый достался другу Илье,

(Сжаты в кулачки по четыре пальца на каждой руке.)

В космос слона он понес на заре.

(Разжимают указательные пальцы на слово «первый».)

Шарик второй пригодился Маришке,

(Разжимают средние пальцы на слово «второй».)

Чтобы не плакал Маришкин братишка.

Третий отдал я другу Андрюше,

(Разжимают безымянные пальцы на слово «третий».)

С ним мы, наверно, сто лет уже дружим.

Шарик четвертый — Светке Петровой,

(Разжимают мизинцы на слово «четвертый».)

Светке, обиженной Резником Вовой.

И все хорошо бы, но вдруг оказалось,

(Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Что много друзей, а шаров не осталось.

 

Назови зверей

Раз, два, три, четыре, пять,

(Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Будем мы в зверей играть.

Ежик.

(Показывают ладони с переплетенными и растопыренными пальцами.)

Зайка.

(Показывают кулачок с выпрямленными указательным и средним пальчиками.)

Серый волк,

(Горизонтально держат ладонь с поднятым вверх большим пальцем.)

Серый волк — зубами щелк.

(Разводят пары пальчиков — волк открывает пасть.)

Лось с ветвистыми рогами,

(Показывают ладони с растопыренными пальцами.)

Лось со стройными ногами.

(Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках.)

И медведь зубастый, бурый,

(Двумя ладонями показывают зубастую пасть.)

И медведь с лохматой шкурой.

(Резко разжимают сжатые кулачки.)

Раз, два, три,

По порядку назови:

Ежик, зайка, волк, лось, медведь.

Любит он в кустах реветь.

 

На прогулку

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор идем гулять,

(Дети сжимают и разжимают кулаки.)

Мы во двор идем гулять.

Что с собой мы будем брать?

(Пожимают плечами.)

Раз — лопатка, два — ведерко,

Три — ушастый пес Трезорка,

(Загибают по одному пальцу на каждое название игрушки.)

А четыре — грузовик,

В нем возить я все привык.

Пять — любимый красный мячик,

Он катается и скачет,

Шесть — сестренкина скакалка,

Что порвал ее я — жалко.

Семь — резиновый котенок,

Восемь — розовый утенок,

Девять — формочек гора,

Десять — новая игра.

Я хочу тебя спросить:

(Вновь пожимают пленами.)

«Как все это выносить?»

 

Когда дождик плачет

Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших, заканчивая мизинцами, а потом в обратном направлении и так до окончания текста.

Дождик, дождик — кап-кап-кап

По траве, по крыше.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

Как стучишь ты, слышу.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

В синей луже мячик.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

Почему ты плачешь?

 

Котенок и щенок

По забору кот шагает,

Он шагает и не знает —

(Дети шагают по кругу на носочках, руки на поясе.)

На него щенок глядит,

За котом давно следит.

Только спрыгнул кот с забора,

(Поворачиваются лицом в круг. Совершают прыжок на месте.)

Началась тотчас умора.

(На каждое действие котенка загибают по одному пальцу.)

Кот вперед помчался пулей,

Налетел на старый улей,

Потревожил рой пчелиный,

Перепачкал лапы глиной,

Угодил в большую яму,

Напугал у клумбы маму,

Снова прыгнул на забор,

Угодил в соседский двор,

Искупался там в тазу,

С ног чуть-чуть не сбил козу.

Я возьму котенка Васю,

(Вновь идут по кругу, прижав воображаемого котенка к груди.)

И пойдем мы восвояси.

Кто б подумать только мог,

Что виной всему щенок!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: